2. Механизм обеспечения политической безопасности России.

Механизм политической безопасности включает в себя целый ряд элементов и их целеустремленное взаимодействие. В их числе:

·     объекты (территория, государственные и общественно-политические институты, органы власти, политические права и свободы, а также реальная политическая деятельность граждан, социальных групп и ассоциаций и т. п.), которые нуждаются в защите;

·     взгляды, принципы, концепции (доктрины) на этот счет;

·     система соответствующих законов (правовая основа);

·     субъекты (специальные учреждения и органы, а также имеющие такие функции другие государственные и общественные учреждения, общество и граждане), призванные защищать политическую сферу;

·     средства, методы и способы, служащие этому;

·     критерии оценки состояния политической безопасности и эффективности ее механизма.

Вся эта система и механизмы ее действия определяются характером политического устройства общества и государственной власти. Диктаторские, авторитарные и тоталитарные государства нуждаются в наибольших охранных мерах, преимущественно или исключительно репрессивно-силовых. Им присущи гигантские механизмы безопасности, обеспечивающие всепронизывающий контроль над всеми общественно-политическими учреждениями и гражданами с целью выявления и жестокого подавления малейших признаков отступления от официальной идеологии и морали, особенно признаков политической оппозиции, а также противодействие враждебным внешнеполитическим силам. Разбухание численности служб охраны власти, их вооруженности, расходов на содержание может свидетельствовать о негативных изменениях характера власти.

Демократические правовые государства, не умаляя значения специальных механизмов политической безопасности, делают упор в обеспечении самосохранения на усиление доверия и поддержки со стороны народа, на увеличение числа граждан, пекущихся об укреплении данного строя и сознательно поддерживающих его политику, на установление и строгое соблюдение всеми “спасительных законов”, выдвижение к власти достойных людей. Широкая социальная поддержка власти и политики обеспечивает их прочность, безопасность и долголетие сильнее, чем самая гигантская репрессивно-силовая машина. Согласно мудрому изречению Сенеки, лучшей защитой для власти и государства является любовь народа. Обеспечение политической безопасности зависит не от эффективности деятельности спецслужб, а от власти, характера ее политики и широты социальной основы.

История дает несколько типов систем политической безопасности:

1)               карательно-репрессивный: ориентация на поиск врагов, их подавление, изоляцию, изгнание и уничтожение;

2)               охранительно-силовой: сосредоточение внимания на обеспечении безопасности правящей элиты и режима, основная опора на силу, но и применение “гибких” мер (подкуп, обман, создание фальшивых ассоциаций, оппозиции и т. п.);

3)               основанный на демократическом законодательстве, применении преимущественно невоенных средств насилия (духовно-психологических, информационных, судебно-правоохранительных и т. п.). В идеале, как модель будущего, может появиться 4-й тип ненасильственной политической безопасности.

По функциям (задачам), содержанию деятельности, положению и роли в системе государственной власти органы политической безопасности делятся на три вида:

а) являются службами обеспечения руководства страны специальной политической информацией, противодействия разведывательно-подрывной деятельности иностранных государств и иных враждебных инфраструктур, проведения специальных операций против них, но не участвуют в управлении государством;

б) входят в механизм государственного управления и, кроме вышеуказанных функций, обладают правом давать обязательные рекомендации другим министерствам и ведомствам, осуществлять контроль за их деятельностью, умонастроением людей (обязательное согласование с органами кадровых вопросов, зарубежных командировок и т. д.);

в) не только включены в систему государственного управления, но и являются головным (главным) органом в сфере обеспечения безопасности страны.

Как правило, эти три вида положения органов государственной безопасности характерны соответственно для демократических, переходных и тоталитарных государств. Те или иные функции могут в силу многих обстоятельств незаконно присваиваться органами безопасности. Так, службы безопасности президента РФ брали на себя не только охранные, но и политические функции (влияние на правительство и политику).

России предстоит создать систему политической безопасности, соответствующую демократическому правовому государству. Для этого само государство должно стать таковым. В связи с этим первоочередное значение имеет развитие гражданского общества, повышение политической культуры и активности народа, излечение его от пассивного ожидания благ от власти и осознание того, что именно народ сам может создать современную власть, способную к созиданию, прогрессу и миру. Но и народ не застрахован от политических ошибок, соучастия в политических преступлениях.

Поскольку политическая безопасность есть также и защита политических прав, воли и действий гражданского общества и личности, важно, что бы политическая сфера была надежно защищена от произвола и амбиций силовых структур безопасности (армии, разведки, контрразведки, правоохранительных органов и т. п.). Они должны быть выключены из внутренней политической борьбы, деполитизированы и департизированы, ибо их участие в политических баталиях влечет перерастание таких баталий в силовую конфронтацию, в вооруженные конфликты, в кровавую “бесовщину”. Такая опасность сейчас особенно велика для России.

В выявлении и защите подлинных национальных интересов в сфере политики в демократических государствах огромная роль принадлежит оппозиции, независимым СМИ, различным ассоциациям и фондам, общественному мнению, научным институтам. Одной из ведущих тенденций развития системы политической безопасности является повышение в ней роли транснациональных институтов и организаций. Граждане и народы по поводу угроз их политическим свободам могут обращаться в международные и региональные органы безопасности.

Если раньше едва ли не единственная их функция состояла в защите власти и строя от политических противников (врагов), действующих изнутри и извне, в охране высших властвующих персон и учреждений, то есть в обслуживании власти, то в ХХ веке, и особенно во второй его половине, появился ряд новых функций.

Во-первых, поскольку политическая безопасность государства стала больше зависеть от качества власти, ее политики и устройства государственного управления, соответствующие органы все больше стали получать возможность для воздействия на власть, информируя ее о негативных по следствиях тех или иных ошибок и просчетов в политике, перекосах в государственном устройстве с целью их исправления. Это наблюдалось, в частности, и в деятельности КГБ и служб политической безопасности западных стран. Коммунистическая власть не сразу уловила эту тенденцию и в итоге оказалась неспособной использовать объективные доклады КГБ о перекосах в политике и действиях власти. Власть не сумела использовать новые функции органов безопасности.

Во-вторых, в связи с политизацией всей общественной жизни и все более частым перерастанием негативных экономических, социальных, духовно-нравственных, криминогенных и иных процессов в политические угрозы государству органы безопасности все более вынуждены заниматься глубоким анализом негативных процессов в основных сферах жизни общества, давать информацию руководству государства об этих опасностях, предлагать и принимать меры по их устранению. Вот почему в структуре органов политической безопасности выходят на первые места те элементы, которые занимаются глубоким научно-политическим анализом процессов внутри страны, разработкой мер против разъедающих и разрушающих процессов, угрожающих самим основам государственного и общественно-политического строя.

В-третьих, в сфере функций и задач политической безопасности резко возрос удельный вес работы по анализу, прогнозу и разработке мер против угроз, рисков и вызовов международного плана, которые способны подорвать или ослабить внешнеполитические позиции государства.

В-четвертых, квинтэссенцией в деятельности систем политической безопасности стало охранение и укрепление политической мощи (силы) государства как способности власти, государственного и общественного строя использовать материальные и духовные ресурсы страны на решение стоящих перед ней задач. Ведь соответствующий интересам страны общественный и государственный строй – один из важнейших факторов успешного развития страны. Самая жизнеспособная политическая система может утратить силу, если у власти окажутся несостоятельные политики, преступные или предательские элементы, если власть не будет заботиться о высоком качестве политики, консолидации народа, повышении его политической культуры и активности, предотвращении негативных явлений и процессов, укреплении законности и порядка.


Выводы

1.   Политическая безопасность – важнейший вид национальной безопасности, включающий обеспечение защиты конституционного строя, прав и свобод граждан.

2.   Для предотвращения различных угроз в этой области необходим действенный механизм обеспечения политической безопасности.


Литература

1.         Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.

2.         Закон Российской Федерации “О безопасности” // Российская газета 1992.- 6 мая.

3.         СЕРЕБРЯННИКОВ В.В. Политическая безопасность // Свободная мысль. – 1997. - № 1. – С.18-32.

4.         СЕРЕБРЯННИКОВ В.В. О политической безопасности России // Социально-политический журнал. – 1997. - № 3. – С.28-39.


Приложение Н

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (проект Росстроя 30.01.04) на 2004 - 2010 годы

(www.gosstroy.gov.ru/txt/arhitect_6.doc)

 

ВВЕДЕНИЕ

Градостроительство решает вопросы долгосрочного территориального прогнозирования и планирования, формируя условия благоприятной среды жизнедеятельности россиян.

Градостроительство обеспечивает функционирование и развитие крупнейшего сектора экономики, имеющего дело с использованием земель, рынком недвижимости, формированием транспортной инфраструктуры страны, развитием поселений и их жилищно-коммунального хозяйства, нормированием строительства жилых, общественных, административных, промышленных зданий и сооружений.

Механизм саморегулирования рынка земли и недвижимости не обеспечивает гармоничного устойчивого территориального развития отдельных поселений и страны в целом. Согласование интересов граждан и общества требуют со стороны государства принятия научно-обоснованных, публично заявленных основ развития градостроительства.

Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что градостроительное планирование территориального (пространственного) развития рассматривается как обязанность правительства и одно из важных направлений его деятельности, обеспечивающее эффективное использование ограниченного национального ресурса – земли – территории. Более того, существует многолетний опыт межгосударственного планирования пространственного развития на Европейском континенте, а также в рамках различных программ ООН (Хабитат).

Российское градостроительство требует сегодня коренного реформирования, обусловленного трансформацией его движущих сил, появлением значительного числа частных владельцев недвижимости, инвесторов с целевыми установками на получение максимальной прибыли. Российская государственная градостроительная политика должна быть воссоздана с учетом долгосрочных стратегических интересов развития страны и переориентирована на решение новых задач в новых условиях.

Градостроительство сегодня должно стать активным проводником государственной политики рационального использования территориального ресурса в интересах всех россиян.



Информация о работе «Доктрина урбанизационной безопасности Российской Федерации»
Раздел: Строительство
Количество знаков с пробелами: 122552
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 2

Похожие работы

Скачать
149790
0
8

... Тюменский еженедельник «Возрождение», 2002, № 18 (статья ТЕХНОКРАТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОГО ОСВОЕНИЯ НОВЫХ ТЕРРИТОРИЙ). 3.                             Статья ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЖИЛИЩНОЙ АРХИТЕКТУРЫ С ПОЗИЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ (9 м. п. стр.), высланная для публикации в Тюменское отделение Концептуальной партии «Единение», освещающей на страницах СМИ проблемы ...

0 комментариев


Наверх