1.4 Фактическое начало блокады

По данным на 1 января 1941 года, в Ленинграде проживало чуть менее 3 миллионов человек. Для города был характерен более высокий, чем обычно, процент нетрудоспособного населения, в том числе детей и стариков. Его отличало и выгодное военно-стратегическое положение, связанное с близостью к границе и оторванностью от сырьевых и топливных баз. В то же время городская медицинская и санитарная служба Ленинграда была одной из лучших в стране, что сыграло очень важную положительную роль в период блокады.

Началом блокады считается 8 сентября 1941 года, когда была прервана сухопутная связь Ленинграда со страной. Однако жители города потеряли возможность покинуть город двумя неделями раньше: железнодорожное сообщение было прервано 27 августа, и на вокзалах и в пригородах скопились десятки тысяч людей, ожидавших возможности прорыва на восток. Положение осложнялось еще и тем, что с началом войны Ленинград наводнили не менее 300 000 беженцев из стран Прибалтики и соседних с ним российских областей.

Катастрофическое продовольственное положение города стало ясно 12 сентября, когда были закончены проверка и учет всех съестных припасов. Продовольственные карточки были введены в Ленинграде 17 июля 1941 года, то есть еще до блокады, однако это было сделано лишь для того, чтобы навести порядок в снабжении. Город вступил в войну, имея обычный запас продуктов. Нормы отпусков продуктов по карточкам были высокие, и никакой нехватки продовольствия до начала блокады не было. Снижение норм выдачи продуктов впервые произошло 15 сентября. Кроме того, 1 сентября была запрещена свободная продажа продовольствия. При сохранении «черного рынка» официальная продажа продуктов в так называемых коммерческих магазинах по рыночным ценам прекратилась.

В октябре жители города почувствовали на себе явную нехватку продовольствия, а в ноябре в Ленинграде начался настоящий голод. Были отмечены первые случаи потери сознания от голода на улицах и на работе, а также первые случаи смерти от истощения. Запасы продовольствия пополнять было крайне сложно – по воздуху обеспечить снабжение такого большого города было невозможно, а судоходство по Ладожскому озеру временно прекратилось из-за холодов. В то же время лед на озере был еще очень слабым, чтобы по нему могли проехать машины. Все эти транспортные коммуникации находились под постоянным огнем противника.

Несмотря на нижайшие нормы выдачи хлеба, смерть от голода еще не стала массовым явлением, и основную часть погибших составляли жертвы бомбардировок и артиллерийских обстрелов.

Исходя из фактически сложившегося расхода, наличие основных пищевых товаров на 12 сентября составляло:

Хлебное зерно и мука на 35 суток

Крупа и макароны на 30 суток

Мясо и мясопродукты на 33 суток

Жиры на 45 суток

Сахар и кондитерские изделия на 60 суток.

Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введен норматив по отпуску продуктов питания. Размер продовольственного пойка составлял:

Рабочим – 250 грамм хлеба в сутки

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет – по 125 граммов

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии – 300 граммов

Войскам первой линии – 500 граммов

При этом до 50% хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.

В декабре 1941 года ситуация резко ухудшалась. Смертность по причине голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах – люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов. Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших – дома, на работе, в магазинах, на улицах.

Самым страшным явлением войны стало трупоедство и что самое жуткое – людоедство.[3;183-185]

Хотелось бы предоставить воспоминание одной женщины:

«Я выхожу со двора своего, рядом с Генеральным штабом, и вижу – около калитки, совсем прижавшись, сидит мальчик. Мне показалось, что ему лет 6. Я спрашиваю: «Что ты здесь делаешь?» Он говорит: «А я пришел сюда умирать». – «Умирать? Ты смотри, какой ты, - раз ты смог сюда прийти, ты не умираешь! И где ты живешь?» - «Я живу на Мойке. У нас очень темный двор и квартира очень темная. А здесь вон как светло. Я пришел сюда умирать». Ну, я со своими девочками взяла его к себе в архив. Мы его напоили теплой водой, какие-то корочки ему дали. И клею столярного. И он нам сказал: «Если я останусь жив, я всегда буду есть этот клей».»[1;153]

Еще одним фактором роста смертности стал холод. С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива: выработка электроэнергии составляла всего 15% от довоенного уровня. Прекратилось централизованное отопление домов, замерзли или были отключены водопровод и канализация. Остановилась работа практически на всех фабриках и заводах. Часто пришедшие на рабочее место горожане не могли выполнить свою работу из-за отсутствия подачи воды, тепла и энергии.

Зима 1941-1942 года началась очень рано и была необычно суровой даже по российским стандартам. Ее средняя температура в декабре составляла минус 12-15 градусов Цельсия, но иногда опускалась до минус 20. Для ослабленных голодом людей любое похолодание несло в себе смертельную опасность.

Главным отопительным средством стали специальные мини-печки. Они стояли в большинстве квартир. В них жгли все, что могло гореть, порой даже мебель. Добыча топлива тоже стала важной частью быта Ленинградцев. Из-за нехватки электроэнергии и массовых разрушений контактной сети прекратилось движение городского электротранспорта, в первую очередь трамваев. Это событие было отмечено всеми как важный фактор, способствовавший росту смертности.

«Свеча горела с двух концов» - эти слова выразительно характеризовали положение жителя города, жившего в условиях голодного пайка и огромных физических и психических нагрузок. В большинстве случаев семьи вымирали не сразу, а по одному, постепенно. Пока кто-то мог ходить, он приносил продукты по карточкам. Улицы были занесены снегом, не убиравшимся всю зиму, поэтому передвижение по ним было очень затруднено.

Январь и начало февраля 1942 года стали самыми страшными, критическими месяцами блокады. Первую половину января все неработающее население города никаких продуктов по карточкам вообще не получало. Примеси в выдаваемом хлебе составляли уже 60%, а выработка электроэнергии сократилась до 4% от довоенного уровня. В январе наступили самые сильные морозы – среднемесячная температура составила минус 19 градусов Цельсия – гораздо ниже средней нормы для этого месяца в Ленинграде, которая обычно составляет минус 8 градусов. Более того, в течение 8 январских дней термометр показывал минус 30 и ниже. Питьевая вода стала большим дефицитом, а ее транспортировка в квартиры и учреждения – настоящим подвигом.

Число жертв голода стремительно росло – каждый день умирали более 4000 человек. Столько людей умирало в городе в городе в мирное время в течение 40 дней. Были дни, когда умирало 6000-7000 человек. Мужчины умирали гораздо быстрее, чем женщины. К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.

В январе 1942 года Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов – Ленинградского и Волховского – в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону, а силы советской армии были еще очень ограничены. Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперед. Солдаты, которые прорывали блокаду со стороны Ленинграда, были сильно истощены.

Основные бои велись на так называемом «Невском пяточке» - узкой полосе земли шириной в 300-500 метров длиной около 1 км на берегу Невы, удерживаемом войсками Ленинградского фронта. Весь пятачок простреливался врагом, и советские войска, постоянно пытавшиеся расширить этот плацдарм, несли тяжелейшие потери. Однако сдавать пятачок ни в коем случае было нельзя. Всего за 1941-1943 гг. на «Невском пятачке» погибло более 300 000 советских солдат.

В течение 1942 года было предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными. В январе 1942 года крушение надежды на скорое избавление от мук блокады стало тяжелейшим психологическим стрессом для жителей осажденного города. Сознание того, что голод может продлиться еще несколько месяцев, казалось невыносимым.

Положение в осажденном Ленинграде начало меняться в лучшую сторону уже во второй половине января. 11 февраля были введены новые нормы снабжения:

500 грамм хлеба для рабочих

400 грамм - для служащих

300 грамм - для детей и неработающих

Из хлеба почти исчезли примеси. Но главное – снабжение стало регулярным, продукты по карточкам стали выдаваться своевременно и почти полностью. 16 февраля было даже впервые выдано качественное мясо – говядина и баранина. В продовольственной ситуации в городе наметился перелом.

Весной 1942 года значительно сократилось количество внезапных смертей на улицах города: так, если в феврале было подобрано около 7000 трупов, то в апреле – примерно 600, а в мае всего 50 трупов. В марте 1942 года все трудоспособное население вышло на отчистку города. В апреле – мае 1942 года произошло дальнейшее улучшение условий жизни населения: началось восстановление коммунального хозяйства, пущен трамвай. Возобновилась работа многих предприятий.

К лету 1942 года руководство нацистской Германии приняло решение активизировать боевые действия на Ленинградском фронте, и в первую очередь, усилить артиллерийские обстрелы и бомбардировки города.

Вокруг Ленинграда были развернуты новые артиллерийские батареи. Были развернуты сверхтяжелые орудия на железнодорожных платформах. Они били снарядами на расстояние 13, 22 и даже 28 км. Вес снарядов достигал 800-900 кг. Немцы составили схему города и наметили несколько тысяч самых важных целей, которые обстреливались ежедневно.

В 1943 году, когда германское командование осознало, что захватить Ленинград ему, скорее всего, не удастся, количество артиллерийских снарядов, упавших на город, увеличилось примерно в 6 раз.

В январе 1943 года красная армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 км вдоль Ладожского озера. На освобожденной территории была сразу же сооружена железная и шоссейные дороги. К моменту прорыва блокады в городе оставалось не более 800 000 человек гражданского населения. Многие из этих людей в течение 1943 года были эвакуированы в тыл.

В январе 1944 года блокада была полностью снята. В результате мощного наступления красной армии немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60-100 км. 900 дней блокады кончились.


Информация о работе «Блокада в Ленинграде и Англии»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 32557
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
34635
0
5

... и веру в себя и в свою родину. 4.3 Биография Щукиной Верой Ивановной (записано с её слов) – ветеран войны Проанализировав списки ветеранов г. Стрежевого и изучив их биографию, мы выяснили, что в нашем городе есть ветеран ВОВ, который участвовал в битве под Ленинградом, Щукина Вера Ивановна. …Родилась 14 августа 1922 года в Вологодской области в семье земледельцев. В 1940 году окончила ...

Скачать
806369
0
0

... – Нинься. 11 июля - немецкие танковые войска безуспешно атаковали англо-американские войска, высадившиеся на Сицилии. 12 июля - встречное танковое сражение под Прохоровкой — крупнейшее во второй мировой войне. Американский воздушный десант в районе Джелы на Сицилии. 12–13 июля — ночной бой у острова Коломбангара (Соломоновы острова) между американскими и японскими крейсерами и эсминцами; ...

Скачать
494089
1
0

... БИЛЕТ 16 ВТОРОЙ ВОПРОС Политика разрядки в 1970-1980 годы. Новое политическое мышление А. Предпосылки разрядки: 1) конец 60-х - начало 70-х годов:установление военно-стратегического паритета между США и СССР, ОВД и НАТО (и, соответственно, укрепление международного мира на этой основе) 2) Дальнейшее накопление ядерного оружия стало бессмысленным и слишком опасным для судеб человечества 3) ...

Скачать
27624
0
0

... Все аргументы Гитлера сводились к одному: Германия находится в состоянии войны и для обеих сторон будет лучше, если Россия не будет искать сейчас выгоды на территориях, в которых Германия заинтересована на время продолжения войны. Во второй день переговоров Гитлер уже не старался быть любезным, как в первый день. Более того, к примеру, на вопрос Молотова, что сказала бы Германия, если бы СССР ...

0 комментариев


Наверх