28. Вопрос:Скажи еще, каким образом от внешних мест избирать разные способы подкрепления.

Ответ: Нет иного способа находить доводы как от внутренних мест, так и от внешних. Ибо всегда должен по прежде сказанному учению найти подлог (о чем говорим) и к нему в местах подыскивать свойственное и приличное и рассуждать так, что если подлогу согласно, то и прилогу прилично. Ибо так безбедно можно изобрести хвалебное и хулительное подкрепление.

29. Вопрос: Покажи теперь особо, как теперь от каких-либо внешних мест изобретешь (* изобретать) приличествующие аргументы и доводы к нашему предложенному слову.

Ответ: Можно изобрести многие доводы от свидетельства слова, а именно: читая Евангелие и апостольские послания, откровение Иоанна, правила соборов, премудрые беседы на еретиков святых отцов и учителей, (как) Афанасия Великого на ариан, евномиан, аполинаристов, Василия Великого на Евналия, Кирилла Александрийского на Нестория, Дамаскина на иконоборцев и прочие.

Вкратце, (например): не достойны ли анафеме те, кто не боятся запрета Христа, рекшего: не собирающий со мною расточает, и кто не со мною, тот против меня.

Также от них (свидетельств) апостол заповедал: отвращайся человека еретика по первому и второму наказу (?); или Иоанн Святой во 2-м послании: если кто приходит к вам и не несет (в себе) этого учения, не приемлите его в дом и не говорите ему: "радоватися" (приветствие). И к ним же (относятся) столь многие соборы (и то, что еретики) отвергались от общения с благочестивыми людьми.

От образа же дел также соберешь многие аргументы и доводы, если, например, будешь читать церковных историков, каковы Евсевий, Памфил, Созомен, Сократ, Феодорит, Евагрий, Никифор, Ксанфопул, Никита Хониат, Кедрин, Зонара и прочие. Но не всех, кого собрать можно, следует вставлять в слово, ибо в таком случае слово было бы безмерное и неудобное для проповеди. Подобает выбирать для рассуждения только некоторые повествования, например, Антоний Великий в "Откровении", видя алтари Божие, разграбляемые свирепыми вепрями, считал это знамением наступающей арианской ереси. (Или) святому Петру, патриарху александрийскому, Христос явился в разодранной Арием одежде.

Таких повестей много найдешь в книге святого Софрония "Лимонарь" или "Цветник". К этому же месту хорошо знать, как родилась, как воздвигла брань на Божию церковь, каких мучеников и проповедников погубила и прочее.

30. Вопрос: Собрав так все доводы, что еще следует творить?

Ответ: Расположить собранное по порядку, и тогда перейдешь ко 2-й части риторики, то есть расположению. Однако еще не все сказали, что должно знать в этой части.

31. Вопрос: Чего же еще недостает?

Ответ: Упомянул прежде о двух видах оснований, на которых доводы изобретения утверждаются, то есть о простых основаниях и умножениях.

32. Вопрос: Скажи и о тех, и о других, чтобы не оставить ничего незавершенным.

Ответ: Простые основания ничем в своем сложении не различаются, но только тем, как (конкретными) средствами утверждают предложение и доводы. Доводы же изобретаются одинаковым образом во внутренних и внешних местах.

33. Вопрос: Есть ли особые правила для умножения (распространения)?

Ответ: Да, есть, и очень необходимое, ибо тот же довод, удачно распространенный, будет крепче (лучше) доказан. Прежде всего знай, что хотя от других мест умножение (распространение) также можно изобрести, но два места наиболее угодны ему: это - сравнение и привязуемые (обстоятельства).

34. Вопрос:Как от сравнения творится умножение (распространение)?

Ответ: Если назову некую вещь подобной или равной другой великой вещи, то через это и первую великой покажу. Желая таким образом умножить (распространить) некий довод, найти другую вещь, которая мнится быть велика или подобна, о чем и в твоем доводе следует говорить. И постарайся показать твой довод или равным той вещи или много больше ее.

Например, святой Иоанн Златоуст, желая показать, коль велико и невозможно постижение несозданного естества разумом, приводит в сравнение святого Павла, который, не будучи в силах выразить глубину судеб Божиих, изумлялся, ибо очевидно было, коль велика вещь, столь изумившая святого Павла. Святой же Иоанн Златоуст показывает далее самое непостижимое естество Божие, и утверждает это через то, что все, чем был подвигнут к изумлению святой Павел, было только очень малой частицей естества Божия. (частицей же называет, по нашему немощному рассуждению, но в естестве Божием нет части).

И (Златоуст) так говорит в Слове 1-м о непостижном:

Павел, беседуя не о существе, а о премудрости, которая действует в Божием промысле - не во всеродном промысле, которым устраиваются ангелы, архангелы и вышние силы, - а о той части промысла, которая способствует жителям земли, и ещё не всю ту часть или частицу использует ("испытывает"):

Ею солнце восходит, ею души бывают вдохновлены, ею тела изображаются, ею смертные питаются, ею весь мир содержится. Но все это - мимо идущее, - и далее рассуждая о некоей части Божия промысла - Это же ею презрел иудеев, народы же избрал. И смотря на ту часть как на безмерное море и бездонную глубину, (Павел) смущается, недоумевает и отходит, и вместе возглашает великим гласом: "О, глубина богатства, премудрости и разума Божия, ибо неиспытанны судьбы и неисследованны пути Его!" (Когда) слышишь, что пути Его неисследованны, (тем самым) говоришь, что и сам Он непостижим.

35. Вопрос: Как от привязуемых (обстоятельств) возрастает умножение (распространение)?

Ответ: Это место, как и прежде сказали, преизобильно для умножения. Ибо рассмотри все привязуемые: место, время и прочее, каждое из этих мест испытай (испробуй) с осторожностью, способны ли они придать удивления и величия вещи. Собрав все это, приложи к слову, которое тебе надо умножить. Таким способом Златоуст часто умножал свои предложения, например, умножил скорбь Иакова по погубленном Иосифе, как ты видел во 2-й беседе. Таким способом и ты можешь умножить вышеупомянутый довод на ненависть к еретикам (если, сказал, кто приходит к вам и не приносит сего учения, не принимайте его в дом и не говорите радуйся): Рассуди лицо, (то есть) кто советует так - Иоанн велегласный, проповедник любви, который в Евангелии и своих посланиях многократно поучает о любви к ближнему (Любящий, говорит, любит и Бога, и брата своего. Если же кто скажет: люблю Бога, а брата ненавидит, то это - ложь и прочее.

И в учении ("представлении") своем ни о чем так не увещевал своих учеников, как о любви к ближнему. Если же такой любящий (человек) и сеятель любви провозглашает такую ненависть против еретиков, что не велит ни приветствовать их, ни в дом принимать, но имеет великую злобу, то вечного проклятия достойна ересь богомерзкая.)

Здесь ясно видишь, как распространилась злоба Иоанна на еретиков и ненависть к ним только от привязаемого (места), то есть рассуждением от лица.

36. Вопрос: Достаточно и угодно мне (сказанное), но хотел бы хорошо иметь в памяти все места привязываемые и препинаемые, чтобы можно было представлять их без труда , как перед очами, и таким образом удобнее избирать.

Ответ: Тогда изучи и водрузи хорошо в памяти два этих стиха: 1) лицо, 2) вещь, 3) время, 4) место, 5) образ, 6) причина, 7) дело. Эти места необходимы для умножения (распространения).

37. Вопрос: Что заключает каждое из этих слов?

Ответ: 1) Лицо означает того, кто делает нечто, как рассуждали о лице святого Иоанна, выясняя, кто дает такой совет о ненависти к еретикам - это Иоанн, любви проповедник и прочее; 2) Вещь означает сам предмет, о котором рассуждение творится; 3) Время подсказывает рассуждение о времени, в которое нечто творится; 4) Место - на каком месте (нечто делается), ибо иногда время и место дают величие (описанию), например: Славнейшая победа - победить врагов на месте пространном, не имея пространного места для самого себя; (или) Большая милостыня - питать нищих в пути и во время глада, нежели в дому во время изобилия; 5) Образ велит подумать, каким образом нечто сделано, каким орудием, чьим пособием, разумно или нет и прочее; 6) Вина - ради какой причины или намерения, какой цели, славы или пользы и прочее; 7) Дело означает существо деяния, (сделанного) умом, руками, (каким) трудом (тяжкого?), совершенного правильно и прочее.

38. Вопрос: Вижу, что совершенно сказал обо всем изображении доводов. Поведай к сказанному и о расположении: как и каким образом столь многие изобретенные вещи чинно (по порядку) и без всякого ненужного смешения обретут подходящее им место в слове.

Ответ: Поскольку желанием твоим сотворить сие не пренебрегу, но уже долго беседовали и преклонился день - время закончить ныне, утром же при восходящем солнце время будет более подходящее начать беседу и о прочих риторических правилах

Беседа 4-я О расположении и выражении.

Часть 1-я. О расположении.

1. Вопрос:Желая беседовать о расположении, скажи прежде всего, нужна ли эта часть для (составления) слова или иногда ее можно опустить?

Ответ: Нужна настолько, что, отставив эту часть, изобретенное доказательство потеряет всю свою силу. Как войско без порядка и доброго устроения бывает некрепко, хотя бы и сильных мужей имело. Но знай, что расположение требует более рассуждения, чем быстроумия, ибо быстроумием доводы изобретаются, разумным же промыслом (умственным размышлением) - располагаются.

2. Вопрос:Эта часть требует много больших правил, нежели изобретение, ибо быстроумие, как природная сила, может возлететь куда хочет и постигнуть то, что требуется; рассуждение же не что иное есть, как того же ума упорядоченное обуздание и истязание.

Ответ: Все, созданное по рассуждению, бывает сделано по правилам (из правил), но многих правил определить невозможно, поскольку само каждое рассуждение и есть правило.

3. Вопрос:Но поскольку некие (правила) доселе уже были описаны, данные правила показать мне не пренебреги.

Ответ: Хотя расположение требуется всему слову, но в разных частях, составляющих слово, (оно) имеет разные правила: одни - в начале и предложении, иные - в доказательстве, иные - в окончании.

4. Вопрос: Что следует знать о вступлении?

Ответ: Во вступлении и предложении да будет известно, что следует прежде всего привнести такие слова, которые склоняют слушателей ко благоволению и любви, и ничто так не нужно, как это. Ибо как люди могут увещаться и прилежно слушать проповедника, не имеющего благоволения? Добившись любви к нелицеприятному и прилежному слушанию, следует склонять их по правилам, данным во 2-й части о начале.

После этого согласно порядку подобает создать разумную (идею), то есть ясно предложить, о чем собираешься говорить. И таким образом, будто по степеням, можешь прийти к самому слову, заключающемуся в доказательстве.

5. Вопрос: Почему на первое место не разум становится, чтобы привести (слушателей) к прилежному слушанию?

Ответ: Сказал тебе во 2-й беседе, предлагая правила о вступлении, что, поскольку прилежность (внимание) слушателей происходит оттого, что обещаем некоторые великие новые или удивительные вещи, потому прежде всего надо говорить об этом, нежели говорить, какой "вид дивления" и какие будут удивительные и необыкновенные вещи.

Очевидно, что прежде к прилежанию, нежели к разумению (пониманию?) следует привести слушателей. Однако если можно будет в предложении обещать великие вещи, (тогда) вначале - разум, потом - прилежание. И так поступили в предложенном нам слове, сотворив разум (идею), когда хотим сказать, что достойны проклятия еретики: описываем тяжесть толикой казни и великое речение нашей святой церкви, из чего и внимание исходотайствуется, как о том и сказано выше.

6. Вопрос:Когда в предложении случится повествование, какой порядок повествования следует дать?

Ответ: Наилучший порядок в повествованиях - естественный, то есть в таком порядке деяния повествуются, как были сотворены: что было первым на деле, то и в слове; что в деле сотворили после, о том и говорится после.

7. Вопрос: Нужны ли мне правила в расположении доводов, создающих доказательство?

Ответ: Так нужны, как во время битвы в войске нужны различные построения.

8. Вопрос: Скажи, какие они.

Ответ: Эти правила требуется сохранять в родах судительном и совещательном, ибо в украсительном роде по-другому (доводы) располагаются.

Первый сугубый род доводов (таков, что) одни суть просто подкрепляющие, другие - отметающие противные нашему слову доказательства, если слушатель не знает, что может быть противопоставлено нашему слову.

Первый (вид расположения доводов): - требуется приводить доводы просто подкрепляющие и также отметать противные. Если же слушатель знает и имеет в уме своем, что нашему слову противостоит, тогда лучше сначала отмести противные (доводы), а затем то же слово подкрепить согласными доводами.

Второй (вид расположения доводов): - одни доводы бывают весьма (сильные), другие - не очень крепкие. Тогда вначале следует положить слабейшие, затем - сильнейшие, чтобы росло, а не умалялось слово.

Третий (вид расположения доводов): - бывают доводы столь друг с другом согласные, что один от другого силу приемлет - тогда хорошо положить сначала те из них, от которых прочие подкрепляются, ибо по второму правилу более крепкие доводы восприемлют последующее место от слабейших.

Четвертый (вид расположения доводов): - если знаешь слушателей, не слишком расположенных к даваемому тобой совету, тогда сначала изложи более сильные доводы, чтобы приготовить их к прочим, а потом - слабейшие, а конце же опять весьма сильные поставь.

Пятый (вид расположения доводов): (доводы) подобны по природе как и первые (вид расположения): вначале первые, затем последующие подобает (располагать). Первые же по природе суть те, что берутся от определения, исчисления частей, рода, вида, вины и прочее; последующие - те, что происходят от плодов, привязуемых, сравнения, противных и прочее. Но этого не всегда всецело надо придерживаться.

Шестой (вид расположения доводов): хотя и многие доводы изобретаешь, но чтобы слово не было безмерной величины, положи совместно и кратко доводы, согласные друг с другом и словно имеющие некое родство, другие же изящнейшие доводы можешь расширить особым образом.

Сего довольно к расположению доводов.


Информация о работе «Старообрядческая Риторика в 5-ти беседах»
Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 71595
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
35259
0
0

... занимает высшее место. Ораторство представляет собой изящное искусство, т.к. требует еще «произношения – языка действий».   Кризис риторики: период новой теории и истории словесности (II пол. XIX в.) В это время происходит становление научного языкознания и литературоведения: ·           язык изучается как лингвистическая система; ·           словесность рассматривается как художественная ...

Скачать
40307
0
0

... проповеди, истории, учебные книги, другим (т.е. "поэмою" - А.В.) составляются имны, оды, комедии, сатиры и других родов стихи".[17] Рассмотрим последовательно словесные науки, о которых говорится в Словаре Академии Российской. При этом будем иметь в виду, что каждая эпоха создает несколько свой состав смыслов. Так, положительные оценки А.Красовского, адресуемые просветительской деятельности ...

Скачать
418356
0
0

... установить процентные соотношения различных показателей и на основании этого принять меры к усовершенствованию определенных сторон педагогической деятельности. Количественные или математические методы в педагогике являются аппаратом для прогнозирования, моделирования, компьютеризации педагогических процессов. 12. Содержание образования, как фундамент базовой культуры личности Для успешного ...

Скачать
49484
0
1

... в. проблема соотношения веры и знания приобрела в российском сознании особую остроту и выразилась в оформлении трех основных подходов к воспитанию и обучению, которые условно можно обозначить как латинский, грекофильский и старообрядческий. Дальнейшее развитие государства, церкви и общества в России привело к тому, что старый, традиционный взгляд на образование уже не удовлетворял потребностям ...

0 комментариев


Наверх