Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния

Право и процесс
Покушение на преступление ОКОНЧЕННОЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ Понятие и формы соучастия. Простое соучастие Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния ЗАДЕРЖАНИЕ ЛИЦА, СОВЕРШИВШЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ ИПСИХИЧЕСКОЕ ПРИНУЖДЕНИЕ КАК ОСНОВАНИЕ, ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ПРЕСТУПНОСТЬ ДЕЯНИЯ Приказ или распоряжение являются для подчиненного обязательными, если они отданы в установленном порядке и с соблюдением надлежащей формы При назначении наказания могут учитываться в качестве смяг­чающих и обстоятельства, не предусмотренные частью первой на­стоящей статьи Исключительными могут быть признаны как отдельные смяг­чающие обстоятельства, так и совокупность таких обстоятельств При совокупности преступлений наказание назначается отдель­но за каждое совершенное преступление Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года Неоказание помощи больному З А Д А Ч И У Г О Л О В Н О Г О П Р А В А П Р И Н Ц И П Ы У Г О Л О В Н О Г О П Р А В А У Г О Л О В Н О Е З А К О Н О Д А Т Е Л Ь С Т В О КЛАССИФИКАЦИЯ И КАТЕГОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Понятие, признаки, основания уголовной ответственности З А Д А Ч И У Г О Л О В Н О Г О П Р А В А П Р И Н Ц И П Ы У Г О Л О В Н О Г О П Р А В А УГОЛОВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Альтернативные- с указанием на два или более вида наказания Динамика и структура преступности КЛАССИФИКАЦИЯ И КАТЕГОРИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Каждое из совершенных преступлений предусмотрено различными статьями или частями статьи УК РФ Общественно опасное деяние является причиной необходимым условием наступления общественно опасных последствий Достижение установленного законом возраста
570479
знаков
0
таблиц
1
изображение

1. Понятие и виды обстоятельств, исключающих преступность деяния.


В гл. 8 УК РФ предусмотрено шесть обстоятельств, исключающих преступность деяния. Это необходимая оборина, причинение вреда при задер­жании лица, совершившего преступление, крайняя необходи­мость, физическое или психическое принуждение, обоснованный риск и исполнение приказа пли распоряжения.

Все эти обстоятельства исключают и уголовную противо­правность (противозаконность), и общественную опасность, и виновность, и наказуемость деяния, а следовательно, и его преступность.

Социальная природа этих обстоятельств такова, что соответствующее деяние не только становится непреступным, т. е. правомерным, но и является общественно полезным. Во всех этих случаях причинение определенного вреда (возможно, как, например, при необходимой обороне, и тяжкого) компенсируется социально полезными последствиями совершенного деяния для интересов личности, общества и государства. Уголовный закон, форму­лирующий обстоятельства, исключающие преступность деяния, основан на конституционных нормах об основных правах и свободах человека как неотчуждаемых и принадлежащих каж­дому от рождения (ст. 17 Конституции РФ). Это следующие конституционные нормы: о праве на жизнь (ст. 20), на достоинство личности (ст. 21), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), на собственность (ст. 35) и др.


2. Понятие, условия и правомерность допустимости необходимой обороны.


Согласно ч. 1 ст. 37 УК РФ «не является преступлением причинение вреда посягающему лицу в состоянии необходимой обороны, то есть при защите личности и прав обороняющегося или других лиц, охраняемых законом интересов общества и государства от общественно опасного посягательства, если при этом не было допущено превышения пределов необходимой обороны». В соответствии с ч. 2 той же статьи УК «право на необходимую оборону имеют в равной мере все лица, независи­мо от их профессиональной или иной специальной подготовки и служебного положения. Это право принадлежит лицу незави­симо от возможности избежать общественноопасного посяга­тельства либо обратиться за помощью к другим лицам или органам власти». «Превышением пределов необходимой оборо­ны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опасности посягательства» (ч.3 ст.37 УК

РФ).

Прежде всего посягательство должно быть объективно общественно опасным. Таковым является посягатель­ство, которое причиняет или способно причинить существен­ный вред охраняемым уголовным законом интересам, т. е. личности, обществу или государству. При этом не обязательно, чтобы посягательство было преступным, т. е. уголовно нака­зуемым. Известно, что бывают и такие посягательства, которые по формально-юридическим признакам не являются уголовно наказуемыми, однако они способны представлять серьезную опасность для правоохраняемых интересов. Например, посяга­тельство на жизнь и здоровье со стороны невменяемого лица или лица, не достигшего возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Необходимая оборона от таких посяга­тельств также допустима.

Не порождает права на необходимую оборону посягатель­ство, которое хотя формально и подпадает под признаки деяния, предусмотренного уголовным законом, но в силу малозначительности лишено общественной опасности (ч. 2 ст. 14 УК РФ).

Необходимая оборона недопустима против действий, кото­рые сами совершены в состоянии необходимой обороны. В связи с этим лицо, совершающее, например, разбойное нападение и встретившее решительный отпор со стороны потерпевшего, не может ссылаться, в свою очередь, на то, что причинило вред здоровью потерпевшему, чтобы самому избежать причинения им подобного вреда. Необходимая оборона недопустима против действий, кото­рые сами совершены в состоянии необходимой обороны. В связи с этим лицо, совершающее, например, разбойное нападение и встретившее решительный отпор со стороны потерпевшего, не может ссылаться, в свою очередь, на то, что причинило вред здоровью потерпевшему, чтобы самому избежать причинения им подобного вреда. Необходимая оборона недопустима против действий, кото­рые сами совершены в состоянии необходимой обороны. В связи с этим лицо, совершающее, например, разбойное нападение и встретившее решительный отпор со стороны потерпевшего, не может ссылаться, в свою очередь, на то, что причинило вред здоровью потерпевшему, чтобы самому избежать причинения им подобного вреда. Необходимая оборона недопустима против действий, кото­рые сами совершены в состоянии необходимой обороны. В связи с этим лицо, совершающее, например, разбойное нападение и встретившее решительный отпор со стороны потерпевшего, не может ссылаться, в свою очередь, на то, что причинило вред здоровью потерпевшему, чтобы самому избежать причинения им подобного вреда.

Вторым условием правомерности необходимой обороны, от­носящимся к посягательству, является его наличность. Для признания существования этого условия необходимо опре­делить начальный и конечный моменты посягательства. На­чальным его моментом признается как момент непосред­ственно самого общественно опасного посягательства (напри­мер, вор залез в чужой карман), так и наличие реальной угрозы посягательства. По поводу последнего на редкость здравое и

Так, например, при разбойном нападении сам факт угрозы непосредственного причинения вреда посягающему (например, со стороны нападающего под угрозой ножа предъявляется требование отдать деньги или другие ценности) конечно же свидетельствует о наличности посягательства, дающего оборо­няющемуся право причинить посягающему серьезный вред.

Вместе с тем недопустима необходимая оборона против посягательств, которые ожидаются в

будущем. В практике встречаются случаи, когда отдельные лица для охраны своего имущества

делают различные приспособления или устройства, способные причинить вред жизни или

здоровью человека (взрывные устройства, подведение тока высокого напряжения и т. д.).

Конечный момент посягательства связывается с его окончанием. При этом посягательство

признается оконченным, если угроза причинения вреда обороняющемуся миновала (причинение вреда при этом следует рассматривать как учинение расправы, акт мести).

Вместе с тем судебная практика исходит из того, что состо­яние необходимой обороны может иметь место и после окончания.

Третьим условием правомерности необходимой обороны, относящимся к посягательству, является действитель­ность посягательства. Действительным считается посяга­тельство, которое существует объективно, в реальной действи­тельности, а не в воображении «защищающегося». Признать же посягательство существующим в реальной действительнос­ти — это значит установить, что оно (посягательство) объек­тивно было способно причинить существенный вред правоохраняемым интересам.

Существуют условия правомерности необходимой обороны, относящиеся не только к общественно опасному посягательству, но и к защите от него. Первое условие относится к определению круга объектов (инте­ресов), которые возможно защищать по правилам необходимой обороны. Уголовный закон к таковым относит: 1) права и закон­ные интересы обороняющегося; 2) права и законные интересы другого лица; 3) интересы общества; 4) интересы государства. Таким образом, по сути дела, путем необходимой обороны можно защищать любой правоохраняемый интерес. При этом в соответ­ствии с уголовным законом право необходимой обороны возника­ет «независимо от возможности избежать посягательства либо обратиться за помощью к другим

лицам или органам власти».

Вторым условием правомерности необходимой обороны, от­носящимся к защите, является то, что вред должен быть причинен обязательно непосредственно посягающему, а не третьим лицам (в последнем случае может иметь место крайняя необходимость).

Третьим условием является соблюдение требования уголов­ного закона о том, чтобы при защите не было допущено превышения пределов необходимой обороны.

Право на необходимую оборону при­надлежит лицу независимо от возмож­ности избежать посягательства или об­ратиться за помощью к другим лицам или органам власти

Необходимо отметить, что превышением пределов необходи­мой обороны признаются умышленные действия, явно не соответствующие характеру и степени общественной опас­ности посягательства (ч. 3 cm. 37 УК РФ). Это значит, что превышение пределов необходимой обороны — это не всякое, а явное, т.е. чрезмерное несоответствие средств защи­ты характеру и опасности посягательства. Простое, т. е. не явное (не чрезмерное) несоответствие не образует превышения необходимой обороны, так как уголовный закон разрешает при необходимой обороне причинять вред и больший, чем тот который угрожает защищаемому правоохраняемому интересу. Такое соответствие или несоответствие определяется, прежде всего, сопоставлением важности защищаемого интереса (объек­та) и того. чему причиняется вред.

При решении вопроса о наличии или отсутствии признаков превышения пределов необходимой обороны судебная практи­ка учитывает соответствие или несоответствие средств защиты и нападения, а также характер опасности, угрожавшей оборо­няющемуся, его силы и возможности по отражению посягатель­ства, а также все иные обстоятельства, которые могли повлиять на реальное соотношение сил посягавшего и защищавшегося (количество посягавших и оборонявшихся, их возраст, физи­ческое развитие, наличие оружия, место и время посягательст­ва и т. д.). При совершении посягательства группой лиц оборо­няющийся вправе применить к любому из нападавших такие меры защиты, которые определяются опасностью и характером действий всей группы'. Так, например, суд справедливо признал действовавшим в состоянии необходимой обороны П., убившего двумя ударами имевшегося у него перо­чинного ножа одного из двух нападавших на него и пытавшихся избить его пьяных хулиганов. Суд указал, что, хотя нападавшие и не были вооружены, но возможность убийства потерпевшего при избиении его двумя взрослыми людьми была вполне реальна.

Для некоторых категорий граждан необходимая оборона составляет их правовую обязанность. Так, например, для работ­ников органов внутренних дел, безопасности, военнослужащих пресечение преступных посягательств входит в их служебные обязанности, однако правила применения необходимой оборо­ны для них те же, что и для всех граждан. «Положения закона о необходимой обороне в равной степени распространяются на работников милиции, как и на всех граждан, и никаких повы­шенных требований к необходимой обороне работника милиции от нападения на него не устанавливают»2. Такая позиция судебной практики (и не только по отношению к работникам милиции) теперь зафиксирована непосредственно в УК РФ (ч. 2 ст. 37).



Информация о работе «Право и процесс»
Раздел: Уголовное право и процесс
Количество знаков с пробелами: 570479
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 1

Похожие работы

Скачать
8967
0
0

... . Все технологические процессы, спроектированные для таких деталей, могут быть использованы и для обработки всех остальных деталей общего с ними ряда, т.е. могут быть типизированы. Отсюда ясно, что типизация технологических процессов является одним из основных факторов, обеспечивающих дальнейшее развитие технологии машиностроения. Типизацию технологических процессов можно осуществить ...

Скачать
19253
0
0

... для восполнения пробелов в местных законах. Поскольку уложение вполне соответствовало как политическим интересам княжеской верхушки, так и современным требованиям уголовного права и процесса, оно было общепризнанно в качестве источника права во всех землях. На основе «Каролины» образовалось общее немецкое уголовное право, нормы которого имели в основном рекомендательный характер и зависели от ...

Скачать
111279
0
0

... Однако заявитель может представить на рассмотрение новую жалобу, если в деле возникли дополнительные обстоятельства. Конвенция различает два вида дел, подлежащих рассмотрению Европейского суда по правам человека: споры между государствами («Межгосударственные дела», ст.33 Конвенции) и споры, основанные на индивидуальных жалобах, ответчиком по которым является государство («Индивидуальные жалобы» ...

Скачать
558872
0
0

... нормами материального и процессуального права в целях достижения задач Г-ого $опр-ва, сформулированных в ст.2 гпк рсфср. Гарантиями пц-па з-нности явл. Пц-п независимости $ей и подчинения их только з-ну, и самые широкие права в процессе Л, участвующих в деле, и участие прокурора и органов гос.управления. И надзор за $ебной деят-тью вышестоящих органов и др. Пц-п O’ивной истины. Относится к ...

0 комментариев


Наверх