1. Правительство ЮАР;

2. Правительства четырех "независимых" бантустанов (Бопутатсвана, Транскей, Венда, Сискей);

3. 14 политических партий и движений: Африканский национальный конгресс (АНК), Демократическая партия, Индийский конгресс Натали, Индийский конгресс Трансвааля, Партия свободы "Инката" (ПСИ), Лейбористская партия, Националистическая партия, Национальное движение Иньяндза, Национальная народная партия, Объединенный народный фронт, Партия солидарности, Партия Дикванкветла, партия Интандо Есизве, Прогрессивная партия, Южно-Африканская коммунистическая партия (ЮАКП).

Такая внешняя пестрота состава КОДЕСА не означала, да и не означает сегодня, большого разнообразия мнений и позиций. Фактически участники переговоров образовали три основные группировки, центрами которых стали НП во главе с Ф. де Клерком, АНК, возглавляемый Н.Манделой, и ПСИ М.Бутелези.1.

За рамками КОДЕСА пожелали остаться Панафриканистский конгресс (ПАК) и Консервативная партия со своими 23 общественными организациями, то есть, не готовые к разумным компромиссам как чернокожие, так и белые экстремисты. Однако к концу года обе эти политические силы под давлением общественности были вынуждены вступить в переговоры с правительством Претории (разумеется, каждая сама по себе) по выработке условий, на которых они смогли бы примкнуть к многостороннему переговорному процессу

В декабре 1991 года участники КОДЕСА, сознавая свою серьезную ответственность в этот исторический период, обязались:

- стремиться к превращению Южной Африки в единое и неделимое государство, свободное от апартеида и всех прочих форм дискриминации;

- работать над построением в ЮАР свободного, открытого общества, основанного на демократических ценностях, в котором каждый южноафриканец будет защищен законом;

- улучшать качество жизни народа, гарантировать развитие человеческой личности, обеспечивать равные возможности и социальную справедливость для всех;

- создать благоприятный климат для мирных конституционных перемен, искоренения насилия, страха и нестабильности;

- привести в движение процесс выработки и принятия новой демократической, нерасовой конституции ЮАР.

Достаточно беглого взгляда на нынешнюю ситуацию в ЮАР, чтобы убедиться, как далеки еще "высокие договаривающиеся стороны" от достижения поставленных перед собой целей. Более того, по всем принципиальным вопросам не только ведется, но и обостряется упорная борьба, в основе которой лежит стремление ее участников отвоевать себе больший кусок власти в нерасовой и многопартийной Южной Африке.1.

НП и белая община в целом твердо стоят на том, что 51% голосов не должны означать 100% власти. Для них период, начавшийся со знаменитой речи Ф. де Клерка 2 февраля 1990 года, был "новым этапом борьбы", в ходе которого нужно было загнать АНК в угол и заручиться международной поддержкой реформ, не идущих, однако, далее раздела власти. Ф. де Клерк вовсе не был озабочен тем, чтобы в ходе преобразований обеспечить справедливость и свободу для всех граждан страны. Конечно, под давлением демократических сил во главе с АНК его правительство было вынуждено для возобновления переговоров согласиться с требованиями о том, что "выборы в Конституционную ассамблею будут проходить после создания Переходного исполнительного комитета, который должен будет контролировать армию, полицию, финансы, иностранные дела". Однако при этом он проявил себя как жесткий профессиональный политик, исполненный решимости сохранить преобладающие права и привилегии белых и добиться, чтобы при передаче политической власти демократически избранному правительству, которое в силу даже демографической ситуации будет черным (соотношение между черными и белыми в 5 : 1 в 1980 году возрастет до 8 : 1 к 2000 году), сохранилось бы нетронутым или почти нетронутым экономическое господство белой общины. Ему было нужно не правление большинства, а такое разделение власти, чтобы в руках белых по-прежнему оставались бы основные рычаги управления. Вот почему итоги референдума среди белых в марте 1992 года президент воспринял как мандат на то, чтобы вести жесткий торг от имени белых, а не как возможность достижения примирения с черными.

Суть дела не в том, что президент Ф. де Клерк вдруг решил провести преобразования. Кризис в стране, вызванный системой апартеида настолько обострился, что преобразования стали неизбежными. При этом, как свидетельствуют события, де Клерк первоначально намеревался провести относительно незначительные изменения, не только не затрагивающие экономическую власть белых, но и сохраняющие в их руках основные политические рычаги. И если эти преобразования приобрели реальный характер, то в основном как результат активной борьбы оппозиционных сил.

Воздействие объективных экономических факторов и политической борьбы привело к тому, что программа действий Ф. де Клерка в это время значительно отличалась от той, которая была подготовлена и проводилась с февраля 1990 года. Одним из основных обвинений правых против де Клерка сегодня стало то, что он фактически якобы действовал по повестке дня, определенной АНК. Вероятно, это не столь сильное преувеличение.

Со своей стороны, руководство АНК и ЮАКП в принципе уже пришли к выводу о том, что в нынешних условиях ЮАР они не могут придти к власти революционным путем.1. Именно поэтому основой их тактики в этот период стало сочетание переговоров с правительством с массовыми действиями по оказанию давления как на официальные власти и белую общину, так и на своих чернокожих политических противников, в первую очередь на ПСИ и вождей пяти бантустанов, не поддерживающих АНК.

Разумной альтернативы мирному урегулированию не было. Ибо единственная реальная альтернатива - это продолжение и усиление вооруженного противоборства, все более кровопролитного и разрушительного для национальной экономики. Эта перспектива вряд ли привлекала крупные массы черных и белых. Вместе с тем, вероятность возникновения гражданской войны была достаточно велика по двум причинам. Во-первых, если бы черные сочли, что их обманули и что ликвидация системы апартеида не состоялась. В этом случае рано или поздно вооруженные действия возобновились бы. Во-вторых, если бы значительные слои белых сочли, что их политические и экономические интересы ущемляются настолько, что для их защиты можно и нужно рисковать жизнью.

Представляется, однако, что и у черных, и у белых лидеров было достаточно глубокое понимание необходимости обоюдных компромиссов для того, чтобы избежать гражданской войны.

Вступив в переговоры с представителями черной общины, белые в ЮАР опирались на исторический опыт, начиная с Кении, где с свое время создание, кстати, не без помощи английской "секрет интеллидженс сервис", многорасовой партии Бланделла обеспечило безболезненный переход власти к черным при сохранении интересов белых.1. Зимбабве и Намибия - более поздние тому примеры. Н.Мандела и другие умеренные деятели из руководства АНК отчетливо представляли себе, что вклад белого населения в социально-экономический прогресс ЮАР, как свидетельствует опыт других стран Африки, еще долгие годы будет оставаться незаменимым.1. Так, если бы экономика ЮАР развивалась такими же темпами, что и в 50-е годы (5% в год), то доходы беднейших слоев населения, составляющие 40% от жителей страны, удвоились бы в течение 2-3-х лет без падения доходов других групп населения.2.

Но проблема ухудшения положения в стране все таки продолжала оставаться актуальной. Опасения вызывали силы, способные дестабилизировать ситуацию в ЮАР. Это были правые группировки в белой и черной общинах. В белой общине - это Африканерское движение сопротивления и ему подобные организации и группы. В черной - это движение "Инката". Правые белые и сегодня опираются в основном на малоимущие и средние слои белых, которые в результате ликвидации апартеида потеряли намного больше, чем крупный бизнес, позиции которого оказались малозатронутыми. Однако без конструктивной программы они были способны лишь на некоторое время затормозить ситуацию в стране. В конечном счете накопившиеся политические и экономические проблемы пришлось решать именно в том направлении, в котором они решаются сейчас, то есть через переговоры и компромиссы.

Ухудшение социально-экономического положения черной общины также вело к дестабилизации обстановки в стране. При ежегодном росте населения примерно на 5% темпы роста экономики в последнее время составляли менее 1%. Быстро росла безработица, продолжала остро ощущаться нехватка жилья, разваливалась система здравоохранения и образования. А нерешенность проблем политического свойства вызывала дальнейшую поляризацию черных. Далеко не последнюю роль здесь играли и продолжают играть этнические мотивы. Так, в руководстве АНК большинство, включая Н.Манделу, являются представителями племени коса. Это третий по численности этнос, населяющий бантустаны Транскей и Сискей.

Коса больше, чем зулу представлены среди черного населения городов ЮАР. В бантустане Квазулу проживает наибольшая часть зулу - самого крупного этноса ЮАР. Африканское население ЮАР состоит главным образом из народностей группы банту - коса, зулу, тсвана, суто, венда, тсонга, свази, шангаан, ндебеле, а также бушменов и готтентотов.1. За ним идут белые - 5 млн. человек.2.

В Натали, также как и в Квазулу, в основном проживают зулу. Это сельские жители - отходники. Их материальный достаток и образовательный ценз ниже, чем у зулусов - рабочих Натали. Последние больше поддерживали АНК, тогда как первые всегда представляли собой главную базу "Инкаты".

Усиление соперничества между АНК и "Инкатой" относится к середине 80-х годов, когда лидер "Инкаты" М.Бутелези пришел к соглашению с англоязычными белыми, преобладающими в Натали, и местной крупной азиатской общиной о разделе власти в рамках Натали.1. Для этого ему нужна была поддержка не только в Квазулу, но и во всей Натали. Соперничество между черными вылилось в самую настоящую войну, которая за несколько лет унесла с обеих сторон свыше 5 тыс. жизней. Однако, несмотря на ожесточенную борьбу, М.Бутелези не добился требуемой поддержки.2.

В июле 1990 года, объявив движение "Инкаты" политической партией, М.Бутелези перенес борьбу в Трансвааль, добиваясь признания за ним статуса общенационального лидера, в котором ему было отказано в Натали. Как считает изучающий движение "Инката" Джерри Меер из Дурбанского университета ЮАР, эта политика сработала против М.Бутелези.3.

По оценке английского информационного бюллетеня "Африка конфиденшл", политическому союзу между НП и АНК по-прежнему угрожал складывающийся, но еще не объявленный тогда союз между правыми белыми, "Инкатой" и другими консервативными организациями черных, такими, например, как Ассоциация независимых реформаторских церквей ЮАР.1.

Свое влияние на расстановку политических сил в ЮАР в этот период оказывала и аграрная проблема. Учитывая, что в бантустанах проживает около половины черных ЮАР и на их долю приходится 17 млн. гектаров лучших земель, принадлежащих 60 тыс. белых фермеров, становится понятным, каким образом правые экстремисты, выступавшие против политики преобразований правительства де Клерка, вербовали своих наиболее решительных сторонников среди белых фермеров.2. Поэтому АНК включил аграрный вопрос в программу исследований, которую он начал проводить в Центре изучения проблем развития в университете Западного Кейпа, чтобы знать истинную ситуацию в деревне и противоборствовать намерениям правых.

АНК стал также укреплять контакты с созданным в 1987 году Конгрессом традиционных вождей, объединившим около половины из 670 вождей племен ЮАР, несмотря на враждебное отношение к нему 102 вождей зулусских племен, т.е. сторонников М.Бутелези.

"Инката" постепенно теряла свой вес даже в традиционных районах влияния. По опросам общественного мнения "Инката" могла уже привлечь на свою сторону не более 20% жителей даже в провинции Натали и 2-3% - по всей стране. "Инката" как фактор дестабилизации и военный фактор сохранял еще свое значение, но как политическая сила быстро разрушался.1. Поэтому вскоре она резко сменила курс и "признала" старые ошибки, пошла на союз с АНК в качестве "младшего партнера".

С середины 1992 года в ЮАР появилась еще одна важная проблема, которая не была актуальной с 1910 года. Это вопрос о федеральном или унитарном характере нового нерасового государства. В начале ХХ века четыре провинции, пользовавшиеся весьма широкой автономией, сделали выбор в пользу образования унитарного Южно-Африканского Союза. Принцип унитаризма всегда был одним из основных в программе Националистической партии. Однако с 1987 года руководство НП стало выступать за "модель федеративного типа, которая бы содержала эффективные гарантии для меньшинства". За федерализм высказались лидеры ПСИ и ряда бантустанов, желающие разыграть этническую карту. Поскольку АНК и его союзники склонны видеть нерасовую ЮАР унитарным государством, борьба по вопросу о будущем устройстве страны таила в себе дополнительные "подводные камни", на которые мог наскочить "корабль" КОДЕСА в самый неожиданный момент. Пока дело в ЮАР не дошло до сепаратистских проявлений, но склонность к ним уже обнаруживают белые экстремисты, стремящиеся к созданию особого государства для африканеров - фолькстаата, и ряд лидеров Бопутатсваны, тайно мечтающих о воссоединении на этнической основе с Ботсваной. Однако участникам КОДЕСА все равно придется договариваться между собой по вопросу государственного устройства будущей ЮАР. В этом заинтересованы деловые круги, либеральная интеллигенция и в целом уставшее от нестабильности общество. Как заявил, в частности, представитель торгово-промышленной палаты ЮАР Раймонд Парсонс, "для южноафриканского региона многое поставлено на карту, и надо, чтобы КОДЕСА вновь встал на рельсы. Договариваться все равно придется, поэтому будет лучше, если это произойдет до того, как мы сами разрушим нашу страну".

Эндрью Кенни в английском журнале "Спектейтор" дал такой сценарий будущей ЮАР, согласно которому в стране должен был произойти раздел сфер влияния между тремя основными силами страны: АНК, НП и крупным бизнесом. Он считал, что НП, видимо, сможет на переходном периоде обеспечить административный контроль через госаппарат; крупный бизнес - предоставить режиму промышленную и финансовую поддержку; а АНК поможет открыть путь к международному признанию и обеспечить контроль над черной рабочей силой. Согласно этому сценарию, Н.Мандела должен был стать главой государства, а "Инката", имеющая определенную базу поддержки, получить свою долю.1. Этот анализ, как мы знаем, подтвердили апрельские выборы 1994 г..



Информация о работе «Основные проблемы внешней политики ЮАР на современном этапе»
Раздел: Политология
Количество знаков с пробелами: 113406
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
57385
0
0

... успехов в прояснении внутриправительственных отношений. Распределение затрат и налоговых полномочий между уровнями (сферами) власти устарело и запутанно. Чем же это объясняется? Во-первых, «национальное и региональные правительства в ЮАР делят один пирог». Собственный доход (средства, которые провинция может собрать на своих доходных счетах. В расходах свыше этих средств деятельность провинции ...

Скачать
120688
0
0

... союз стран Бенилюкс. В 1975 г. Нидерландская Гвинея стала независимым государством — Республикой Суринам. В 1980 г. королевой Нидерландов после отречения Юлианы стала ее дочь Беатриса. 2. Южноафриканское направление во внешней политике Нидерландов. 2.1. Страны третьего мира и их роль во внешней политике Нидерландов. Политика сотрудничества со странами третьего ...

Скачать
74011
0
0

... в силу непризнания европейскими государствами результатов ноябрьского референдума 1996 г. и измене­ний и дополнений к Конституции 1994 г. [6. стр. 327-329] Важное направление внешней политики Беларуси – укрепление пояса добрососедства. Беларусь сегодня немного озабочена состоянием политических отношений или уровнем политических отношений с Польшей. Географически мы находимся в одном регионе, ...

Скачать
66518
0
0

... рынке энергоносителей и способствует интеграции в мировое экономическое сообщество с соблюдением национальных торгово-экономических интересов. Глава II. Состояние и перспективы Казахстано-Канадских внешнеполитических связей на современном этапе. 2.1. Казахстано-Канадские отношения На уровень крупномасштабного сотрудничества в самых различных сферах и глубокого взаимопонимания за весьма ...

0 комментариев


Наверх