9. ШЛЕМЫ


Шлемы употреблялись на Руси начиная с Х века. Более простые шлемы - без дополнительных защитных частей для лица - стягивались внизу обручем, который иногда был орнаментирован. На нем проделывались отверстия для бармицы, то есть кольчужного ожерелья для защиты шеи. С XII века шлемы стали снабжаться наносником, вырезами для глаз - полумаской или маской. Нос - это железная полоса, проходившая через отверстие, которое делалось в козырьке или полке шлема. Нос опускался и поднимался с помощью “щурупца”. Маска - личина - делалась по большей части неподвижной, но иногда она прикреплялась с помощью шарниров и могла подниматься.

В XIV веке в письменных памятниках впервые встречаются упоминания о головном уборе под названием “шишак”. Как полагают археологи, этот вид защитного головного убора распространился на Руси в XII - XIV веках.

Разновидностью защитного головного убора была шапка бумажная. Ее делали на вате из сукна, шелковых или бумажных тканей, иногда усиливали кольчужной сетью и пристегивали; наибольшее распространение получила в XVI веке.

Мисюркой - железной шапкой называлось воинское наголовье с бармицей и наушами. Термин происходит от арабского слова ”Миср” - Египет. Пожалуй, самым незатейливым из шлемов была мисюрка, защищавшая лишь верхнюю часть головы война. На Руси мисюрка известна с XIV века.

Ерихонка - высокая шапка с венцом (нижним краем тульи), навершием(верхним краем тульи) и репьем (металлическим украшением) на нем. К венцу ерихонки прикреплялись уши, затылок и полка, сквозь которую проходил нос с “щурупцем”. Такие шапки носили богатые и знатные войны и отделывали их золотом, серебром, драгоценными камнями.

Все защитные головные уборы надевались войнами на шапки или толстые подкладки.


КОЛЬЧУГА (схема изготовления)


Кольчуга- кольчатая броня- делалась из железных колец. Сначала способом протяжки надо было изготовить проволоку. Ее надевали на круглый штифт - оправку, чтобу получилась длинная спираль. Около 600 м железной проволоки - спирали уходило на одну кольчугу. Эту спираль разрубали по одной стороне. Тогда получались круглые разомкнутые кольца одинакового диаметра. Половинк их сваривали. У оставшихся колец дополнительно расплющивали разединенные концы и на этом месте пробивали отверстия для заклепок или штивтов, которые в свою очередь надо было специально изготовить.

Затем можно было собирать кольчугу. Каждое разомкнутое кольцо соединяли с четырьмя целыми (сваренными) и склепывали. Заклепка имела в диаметре около 0,75 мм, и закрепить ее надо было на уже вплетенном в кольчугу кольце. Операция эта требовала большой точности и умения. Таким образом каждое кольцо соединялось с четырьмя соседними: целое сцеплялось с четырьмя разъемными, а разъемное - с четырьмя целыми. Иногда в кольчугу вплетали ряд- другой медных колец. Это придавало ей нарядный вид. Кольчуга весила примерно 6,5 кг. После сборки ее чистили и шлифовали до блеска. Вот чтоговорит о блестящих кольчугах русская летопись: “И бе видете страшно в голых доспехах, яко вода солнцу светло сияющу“ (Лаврентьевская летопись).


3. ПАНЦИРЬ ЧЕШУЙЧАТЫЙ. XI век


В XI - XII веках основу конного войска составляли тяжеловооруженные всадники - копейщики. В снаряжении такого война входили одно или два копья, сабля либо меч, сулицы или лук со стрелами, кистень, булава, реже боевой топик, а также оборонительный доспех, к которому относится чешуйчатый панцырь. Панцирь вместе со щитом могли достаточно надежно защитить конника как во время таранной сшибки на копьях, которой обычно начинался конный бой, так во время рукопашной битвы, следовавшей за копейным ударом.

Чешуйчатый панцирь делали из стальных пластин, которые прикрепляли к кожаной или матерчатой основе только с одной стороны. При скреплении пластины надвигали одна на другую, а в центре каждую из них приклепывали к оснаванию. Такие панцири были длинной до бедер. Подол и рукава их иногда были выложены более длинными, через весь панцирь, пластинами.

Изображение подобных “броней дощатых“ можно встретить на миниатюрах и иконах XII - XIV веков, а также на фрезках Успенского собора в Московском Кремле, на резном деревянном троне Ивана Грозного (1551) , который хранится в этом соборе.

По сравнению с пластинчатыми панцирем чешуйчатый был эластичнее, так как выпуклые чешуйки, прикрепленные к основе только с одной стороны, придавали войну, одетому в такой панцирь, большую подвижность, что особенно важно для конного бойца.


КОЛЮЩЕЕ ОРУЖИЕ


Колющее оружие - копья и рогатины - в составе вооружения древнерусских войск имело не меньшее значение, чем меч. Копья и рогатины часто решали успех боя, как это было в битве 1378 года на реке Воже в рязанской земле, где московские конные полки одновременным ударом “на копьях“ с трех сторон опрокинули татарское войско и разгромило его. Наконечники копий были прекрасно приспособлены для пробивания брони. Для этого их делали узкими, массивными и вытянутыми, обычно четырехгранными. Наконечники, ромбовидные, лавролистные или широкие клиновидные, могли использоваться против врага, не защищенного доспехами; двухметровое копье с таким наконечником наносило опасные раны и вызывало быструю гибель противника или его коня.

Рогатины имели ширину пера от 5 до 6,5 см и длину лавролистного наконечника до 60 см. Чтобы ратнику было легче держать оружие, к древку рогатины приделывали по два или по три металлических “сучка”.

Разновидностью рогатины являлась совня (совна), имевшая кривую полосу с одним лезвием, слегка изогнутым на на конце, которое насаживалось на длинное древко. В Новгородской I летописи мы читаем, как разбитое войско “... побегоша на лес, пометавше оружие и щиты, и сови, и все от себе“.

Сулица - метательное копье с легким и тонким древком длиной до 1,5 м. Отмечены случаи, когда сулицу не только метали, но и наносили ею укол: “Бодена бысть... острыми сулицами“. Три или более сулиц (сулицу иногда называли джерид) вкладывали в небольшой колчан (джид) с отдельными гнездами. Джид носили в поясе слевой стороны.


РУССКАЯ СИЛА


Система физического и духовного воспитания, боевое искусство русского народа имеют общеарийские корни и формировались под влиянием его климатических, экономических и геополитических условий. Определяющим является генотип нации. Генетическая предрасположенность народа определяет его место в истории, его вклад в развитие человечества. Тот народ, который забывает об этом, быстро сходит с исторической арены.

У русского народа всегда существовало стремление к физической силе, духовному совершенству. Русские крестьяне и крестьянки отличались большой физической силой. Почетом и уважением односельчан пользовались сильные, удалые люди; рыхлым, слабым крестьянам никогда не приходилось рассчитывать на уважение “мира”. Весь уклад жизни, мировоззрение русского народа создали систему физического воспитания, оптимальную для нашего антропогенного типа и климатических условий. Все дети участвовали в играх, которые давали хорошую физическую подготовку, развивали мышление. Игр было множество: бабки, чиж (клеп), городки, лапта, катание на санях и медянках, и другие. Были игры, характерные только для данной местности. Ну а какой мальчик не хотел быстрее сесть на коня и лихо промчаться на нем?! Замечательная игра лапта развивала ловкость, реакцию, силу, глазомер, чувство коллективизма. В XIX веке русские переселенцы принесли в Соединенные Штаты Америки лапту; она стала основой бейсбола - игры, завоевавшей мир. Со свойственным им прагматизмом американцы быстро поставили игру на коммерческую основу. Парадокс, но русская лапта возвращается и к нам в виде бейсбола.

Любимой молодецкой забавой бала борьба. Русская борьба жесткая, атлетичная. Для нее характерны: в основном короткая дистанция, жесткие косые удары, подсечки, подножки, захваты ног, броски через грудь, различные удержания. Различались два вида схваток, когда поединок начинался борьбой за захват (как в современном самбо) и каждый борец стремился взять свой захват, и, когда борцы брали установленный правилами захват, самый распространенный из которых “крест”. Время схватки не регламентировалось - боролись до победы. Победой считались, как правило, бросок противника и проведение удержания, лишающего его возможности сопротивляться. По договоренности могло быть определение победы.

С раннего возраста мальчики постигали искусство борьбы от старших, а также обменивались опытом со своими товарищами. Хорошо владеющие искусством борьбы мальчики пользовались уважением не только у сверстников, но и у старших.

Понятия “стиль” не существовало. Если бы у наших предков спросили, какого стиля они придерживаются, они бы очень удивились. В каждой российской губернии существовала своя манера борьбы, свои излюбленные приемы. Так, любимым приемом московских борцов была подсечка. Отсюда и известное выражение “Москва не бьет с носка”. Манера борьбы, активный арсенал приемов в каждой местности огромной России отличались существенно, но понятие “стиль” включает в себя совсем другое. Это определение пришло к нам от народов Юго - Восточной Азии и определяет их образ мышления.

Великолепной школой боевой подготовки был русский кулачный бой. Кулачный бой был на столько популярен, что даже российские государи издавали указы, регламентирующие кулачные бои. Существовало три вида кулачных боев.


1. “Стенка на стенку”. В этом случае бои проводились между деревнями, селами, улицами. В каждой “стенке” были свои организаторы, бойцы защиты и атаки, а также выбивающие наиболее сильных и организаторов противника. Очень многое зависело от организатора - командира “стенки”. Его умение предвидеть ход боя, время выбить сильнейших у противника, вовремя сконцентрировать силы в нужном месте и ввести их в дело зачастую оказывались решающими, даже если данная “стенка” не имела таких сильных, как у противника, бойцов. Бывало, что с приходом нового организатора систематически проигрывающая команда начинала побеждать (есть очень хороший рассказ об этом у писателя П.П.Бажова “Широкое плечо”). Для каждой “стенки” намечалась черта, отступление за которую было поражением.



Информация о работе «Культура славян»
Раздел: Культурология
Количество знаков с пробелами: 329748
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 1

Похожие работы

Скачать
12159
0
0

... глубинах истории, когда складывались особенности протославянской, славянской, а затем русской нации. В далеком дохристианском прошлом уже существовали два основных направления в отечественной боевой культуре, сохранившихся до нашего времени. Народ, вынужденный одновременно сражаться и созидать, выработал два общественных института, способных обеспечить безопасность страны: воины – профессионалы- ...

Скачать
96343
0
0

... . Исходной позицией всей этногенетической концепции И.И.Ляпушкина стало признание восточных славян “ветвью одной большой семьи славянских народов, связанной общностью происхождения и языка”. Попытку рассматривать восточных славян как особую этническую группу, определившуюся аз долго до образования Древнерусского государства, И.И.Ляпушкин считает ошибочной. Выделение восточной славянской общности ...

Скачать
47701
0
0

... средневекового славянства В.В. Седова, выводящего славян из области западных балтов, смежных с лужицкой культурой последних веков ее существования — подклошевая культураV–II вв. до н. э. Ф.П. Филин, не связывавший происхождение славян с балтами, отводил славянам территорию от Днепра до Западного Буга. Исследователь предупреждал, что эта территория была заселена славянами в I тыс. до н. э. Были ли ...

Скачать
99231
0
0

... . Дружина участвовала в сборах подати и осуществляла местную судебную власть. Все это сыграло активную роль в интеграционных процессах в условиях становления древнерусской народности.   Протогосударственные образования восточных славян в IX в. Антское праславянское диалектно-племенное образование объединяло различные племенные группы: антов, хорват, сербов, север и т.д., в том числе русь. ...

0 комментариев


Наверх