2. Нигерийское инвестиционное законодательство.

Формирование политики, ориентированной на привлечение частных предпринимательских инвестиций из-за рубежа, начинается с разработки целостного правового режима для этих инвестиций. Его главные задачи - сокращение факторов риска, правовая защита инвесторов от экспроприации их собственности, ослабление налогового бремени и в некоторых случаях обеспечение долгосрочной налоговой стабильности, а также предоставление гарантий репатриации капитала и вывоза доходов на инвестиции в страны базирования.

В 80-е гг. Нигерия внесла существенные изменения в свое инвестиционное законодательство, приняла новые законы, предлагающие иностранным инвесторам широкий спектр гарантий и возможностей. При этом она стремилась с помощью эффективных стимулирующих мер направить поток иностранного капитала в те отрасли хозяйства, которые считали наиболее важными, поощряли передачу технологии и развитие экспортных производств.

Важным шагом в этом направлении стало устранение или снижение отраслевых ограничений для иностранных инвестиций. Радикальные изменения в инвестиционном законодательстве, объявленные в январе 1989 г. Нигерией, санкционировали повсеместный допуск иностранных инвесторов и возможность для них стать единственными владельцами предприятий.

Основные положения инвестици­онного законодательства страны распространяются на все компании независимо от форм собственности или страны происхождения. Регулируют эту деятельность более 40 за­конов. Основными из них являются законы: "Об эмиграции" N6 1963г., "О регистрации наименования фирм" N17 1961 г., "О компаниях", N 51 1968 г., Декрет "О содействии разви­тию предприятий" 1989 г. и др. Установлен разрешительный порядок помещения иностран­ного капитала, предусматривающий индивидуальный подход к каждому конкретному случаю предложения об инвестициях. Мелким и средним иностранным предпринимателям запрещена деятельность в 40 отраслях, но в случае инвестирования более 20 млн. найр доступ в эти отрасли иностранному капиталу разрешен за исключением банковского и страхового дела, добывающей промышленности.

В целях стимулирования иностранных капиталовложений в Нигерии используются следующие меры: налоговые льготы, защита от иностранной конкуренции таможенными тарифами, стимулирование экспорта нигерийских товаров, льготы в использовании иностранной валюты, банковская поддержка. Инвестиционное законодательство постоянно упрощается, и примерами такого упрощения может служить поправка положениям декрета "О развитии нигерийских предприятий". Теперь существует один список закрытых отраслей вместо трех. Иностранные инвесторы могут создавать ком­пании на правах полной собственности, за исключением банковского и страхового дела, разведки нефти и горного пела. Другим новшеством в положении об инвестициях явля­ется то, что иностранцы, желающие вложить капитал в зак­рытые отрасли, могут это сделать на условиях минимальной капитализации в 20 млн. найр.

До начала реформ Нигерийское правительство активно поощряли смешанное предпринимательство (СП) с участием национального и иностранного капитала и стремилось при этом удерживать в своих руках пакет акций совместных предприятий. Сегодня большинство новых законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции, закрепляют тенденцию к снижению долевого участия государства в акционерном капитале таких предприятий в пользу иностранных участников. В новом инвестиционном законодательстве Нигерии подчеркивается значение регулирующей роли правительства, прежде всего его налоговой политики, в обеспечении адекватной доли государства в доходах от инвестиций при минимизации расходов и риска, связанных с участием в собственности предприятий.

3. Особенности нигерийского инвестиционного климата.

В 1995 г. рамках реформирования торговой и инвестиционной политики военный режим учредил Нигерийскую комиссию содействия инвестициям - НКСИ (Nigerian Investment Promotion Commission - NIPC), которая поглотила и заменила Координационный комитет по промышленному развитию. Указанная акция сопровождалась улучше­нием инвестиционного климата в стране. В частности, иностранный ин­вестор с этого времени мог создавать в Нигерии предприятия со 100% иностранным капиталом (до этого доля иностранного капитала ограни­чивалась 40%). Ускорялись и сроки регистрации предприятий с ино­странным участием: с 4-х недель до 14 дней после предоставления инве­стором необходимых документов5.

После учреждения НКСИ предприятия иностранных инвесторов получили гарантию от национализации или экспроприации правитель­ством. Не разрешалась отныне и обязательная практика уступки акций действующим владельцем другому лицу, как это предусматривалось Декретом об нигеризации от 1972 г. Иностранный инвестор мог теперь создавать предприятие в любой отрасли промышленности, за исключе­нием перечисленных в Негативном листе.

С 1995 г. иностранцы получили право вкладывать средства в предприятия и валютный рынок страны в иностранной валюте, легально привезенной в Нигерию. Кроме того, свободно разрешалось вывозить как доходы от инвестиций, так и инвестированный капитал в случае продажи предприятия или его ликвидации.

Несмотря на заметные положительные сдвиги в инвестиционном климате объем инвестиций в нигерийскую экономику был сравнительно небольшим. Видимо, это было связано как с боязнью инвесторов поте­рять свои средства в условиях наблюдаемой в стране политической не­стабильности, так и тем, что ежегодный приток прямых капиталовложений транснациональных корпораций (ТНК) в страны континента не ве­лик. Они составляют всего около 3% от их мирового объема.

Тем не менее, во второй половине 90-х годов Нигерия занимала ведущее положение в Африке среди реципиентов функционирующего капитала. Так, наряду с Египтом, Марокко, Тунисом и Анголой, она получала 2/з общего объема иностранных инвестиций в страны конти­нента

Видимо, такое положение следует признать достаточно высокими, поскольку в результате наблюдаемой в ряде стран континен­та тенденции к экономическому росту, являющуюся следствием прово­димых там реформ и совершенствования механизмов, регулирующих экономику, абсолютный объем капиталовложений постепенно увеличи­вается. Об этом свидетельствует и пример Нигерии, где с середины 90-х годов осуществляются реформы, направленные на совершенствование внешнеэкономической деятельности.

Немаловажную роль в увеличении притока иностранных инве­стиций должна сыграть и их сравнительно высокая доходность в Нигерии, в частности. В 1980-1997 годах коэффициент окупаемо­сти прямых инвестиций (т.е. соотношение чистой прибыли и основного капитала) корпораций в Нигерии лишь только в 1986 г. составлял ниже 10%. Для британских инвесторов этот показатель достигал в среднем 29%, а их чистая прибыль от инвестиций в 1989-1995 годах увеличилась на 60%.

Однако увеличение капиталовложений остается вопросом пер­спективы. Наиболее острой задачей, стоящей перед Нигерией является диверсификация отраслей экономики, привлекательных для иностран­ных инвесторов - до настоящего времени наиболее значительная часть капиталовложений из-за рубежа концентрируется в нефтяной промыш­ленности.

К проблеме притока прямых иностранных инвестиций тесно при­мыкает вопрос о создании свободных экспортных зон (СЭЗ). Прави­тельственный декрет, регулирующий порядок функционирования СЭЗ, был обнародован в 1992 г. Первая, ныне уже функционирующая СЭЗ в Калабаре была учреждена в том же году. Город Кано и Порт-Харкорт, объявлены следующими СЭЗ и в настоящее время там ведутся соответствующие строительные работы. По нигерийскому законодательству право получения статуса СЭЗ имеют и предприятия, рас­положенные вне территории официально учрежденных зон. Например, такой статус был предоставлен алюминиевому заводу компании «ALSCON» в штате Аква-Ибом. Для нужд нефтегазовой промышленно­сти Нигерии в 1996 г. была основана Свободная зона «Онне/Икпокири»6. Расположенная в самом центре Гвинейского залива она становится цен­тральным пунктом материально-технического снабжения нефтью и га­зом стран западноафриканского региона.

Как уже говорилось выше, в поисках выхода из глубокого экономического кризиса, охватившего в начале 80-х годов, Нигерия, следуя указаниям МВФ, пошла по пути структурной перестройки экономики, основными лозунгами которой были ослабление регулирующей роли государства, полная свобода рыночных отношений и ускоренная приватизация. Существует ряд специальных рейтинговых агентств, которые ежегодно публикуют соответствующие оценочные данные. Одно из таких изданий, выпускается американским Wall Street Journal совместно с Heritage Foundation под названием «Индексы экономической свободы» (Index of Economic Freedom). В нем анализируется внутренняя ситуация в более чем 160 странах мира с точки зрения привлекательности для прямых иностранных инвестиций. При этом оцениваются степень открытости внутренних рынков, участие государства в управлении экономикой, положение частного бизнеса, способность правоохранительных органов обеспечить внутреннюю стабильность и безопасность, уровень коррумпированности госаппарата, наличие основных демократических свобод, состояние банковской системы, размеры инфляции, потребность в зарубежных инвестициях и характер существующего налогового законодательства.



Страна

Место в мире

Индекс свободы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Государства, имеющие "в основном свободную" экономику

 Бенин 61 2 09 4 2 2 2 3 3 3 3 4
 Габон 84 3 10 5 4 3 2 3 2 3 3 3

Государства, имеющие "в основном несвободную" экономику

 Нигерия

94

3

30

5

2

2

5

2

4

2

4

3

 Камерун 100 3 40 5 2 2 3 4 3 4 4 5
 Кот д'Ивуар 108 3 45 5 3 5 3 2 3 3 4 4

Государства с "подавленной" экономикой

 Экв. Гвинея 144 4 05 4 2 5 3 3 4 5 5 4
 Ангола 153 4 50 5 4 5 5 4 4 4 4 5
 Заир 156 4 70 5 5 4 5 5 5 5 4 5


Источник: Index of Economic Freedom, 2000 г.

 

Каждый из этих показателей оценивается по пятибалльной шкале, причем чем ниже балл, тем более прогрессивным и привлекательным считается соответствующий рынок для вложения капиталов. В течение последних пяти лет первое место в мировом рейтинге со средним общим индексом 1,30 стабильно занимает Гонконг, а последнее - 161-е - КНДР (5,0). Государства Африки находятся в интервале от 61 (Бенин) до 156 (Заир) места. Пользуясь указанной методикой, можно попытаться оценить привлекательность («степень свободы») национальных экономик нефтедобывающих стран рассматриваемого региона.

Основные показатели:
1 - открытость рынка (степень протекционизма во внешней торговле и коррупция в таможенной службе);
2 - налоговая политика (уровень налогообложения физических и юридических лиц);
3 - степень государственного вмешательства в экономику (соотношение доли государственной и частной собственности в ВВП);
4 - финансовая политика и уровень инфляции;
5 - потребность в зарубежных инвестициях и наличие соответствующей законодательной защиты;
6 - степень развития банковской системы и ее зависимость от государства;
7 - социально-экономическая политика (дотационная политика, регулирование цен, поддержка малого и среднего бизнеса);
8 - отношение к частной собственности;
9 - внутриполитическая стабильность, наличие развитой законодательной базы и степень исполняемости законов;
10 - наличие «теневой экономики» («черного рынка» труда, товаров и услуг), соблюдение авторских прав и т.д.

Анализируя, хочется сказать следующее. Нигерия, безусловно, остается не самым привлекательным во многих (если не во всех) отношениях. Однако по сравнению с другими странами Гвинейского залива – наиболее перспективна. Развитию нефтяной отрас­ли в Нигерии сопутствуют пограничные споры с Камеруном и Эквато­риальной Гвинеей относительно прав собственности на нефтеносные участки в прибрежном шельфе Атлантического океана. Несмотря на эти трудности, зарубежные нефтяные компании не только не уходят из Нигерии, но и ведут с ней переговоры о расшире­нии своего участия в деятельности нефтяной промышленности страны.

ТНК за столетия своей деятельности на территории чужих государств досконально отработали механизмы заманивания в сети госчиновников. Нигерия, является примером этого: страна, богатая нефтью, и сколько там сменилось президентов и режимов – нефть качают, а страна нищает. Повальная коррупция чиновников и зависимость от доллара создали ситуацию, при которой смена режима ничего не меняет, интересы ТНК - неприкосновенны, иначе - хаос, голод, беспорядки, организованные на средства международного бизнеса. Нигерия – одна из самых коррумпированных стран мира (о чем свидетельствует индекс экономической свободы), не даром ТНК так стремятся проникнуть на этот рынок, где для достижения целей можно воспользоваться любыми методами, в том числе и подкупом госаппарата. Но Нигерия молода (с точки зрения индустриального развития) и перспективна. Сейчас энергетические ресурсы Нигерии «работают» в основном на экспорт - правительству как воздух нужна валюта для решения острейших социальных проблем. Но, возможно, через некоторое время приутихнут конфликты, «задышит» экономика. Вот тогда и будут в полной мере востребованы местные энергоресурсы - теперь уже для динамично растущего внутреннего потребления. Именно тогда энергетический рынок Нигерии и станет по-настоящему привлекательным.


Информация о работе «Международное кредитование и финансирование Нигерии в 80-90е годы»
Раздел: Разное
Количество знаков с пробелами: 99290
Количество таблиц: 3
Количество изображений: 2

0 комментариев


Наверх