3. Православная идея и ее основные ценности

В Беларуси традиционные базовые ценности неизменно связаны с православием. И хотя оно не содержит в себе какого-то специального кодекса законов о труде или особых предписаний касательно того, как, сколько, где и за какую плату следует трудиться, тем не менее, именно в его духе был воспитан белорусский традиционный "экономический человек". Именно православные, т. е. исконно христианские, ценности заложены в фундамент всей белорусской культуры, в том числе и хозяйственной. Именно православие в течение многих веков привносило в хозяйственно-экономическую деятельность белорусских земель духовное начало и организовывало ее нравственно.

Главная особенность христианского отношения к труду, хозяйствованию, земным благам заключается в том, что христианство в отличие от буддизма, платонизма, различных дуалистических учений не видит в материи зло, а в земной жизни, труде и хозяйстве одно страдание, "дурную бесконечность", которой по возможности нужно избежать. Христианство призывает к спасению мира, а не к спасению от мира.

Православие в отличие от других направлений христианства значительно более опосредованно связано с повседневной сферой жизни. Оно никогда не создавало своей "политэкономии", подобно той, которую разрабатывали в католической Европе схоласты, занимаясь вопросами "справедливой" и "законной" цены, допустимой нормой прибыли, регламентацией торговли, определением добропорядочных форм и видов труда и т. д. Православное богословие вообще на протяжении многих веков было "молчаливо" и как бы разлито по всей шири религиозной жизни.

Православие изначально было хранителем основы основ христианской веры – христологического догмата, согласно которому во Иисусе Христе божественная и человеческая природы соединены "нераздельно и неслиянно", этот догмат и в наши дни является столь же современным, как и в эпоху Вселенских Соборов. В этой вере с православием не расходятся ни католицизм, ни основные протестантские течения. Вместе с тем для православного религиозного сознания наиболее важны божественная природа и преобладающий образ Иисуса Христа – образ Сына Божия "во Славе", воскресшего и поправшего смерть. Потому и самый главный праздник, "всех праздников праздник" – Воскресение Христово, Пасха.

Соответственно, православное религиозное сознание больше сосредоточивается на небесном, абсолютном и вечном. Отсюда его эсхатологизм, устремленность к последнему и окончательному и жажда Царствия Божия. Созерцание, "умное делание", внутренняя духовная жизнь – его высшее призвание. Паря над землей, оно смотрит на землю с высоты небес и решает земные проблемы, памятуя о вечности. Западное христианство, напротив, смотрит на небо с земли. Акцентируя внимание на человеческом в богочеловечестве Иисуса Христа, оно рационально и с практическим расчетом строит лестницу в небо, уделяя значительно большее внимание внешним средствам воспитания религиозной воли личности, земным проблемам, культуре в целом.

Для православия, наиболее важны духовная, внутренняя жизнь человека, внутренние его побуждения. Православная этика воспитывает прежде всего сердце, и именно сердце в православии является мистическим средоточием духовного пространства, в котором происходит сокровенный диалог человека и Бога. Таким образом, все внешнее определяется внутренним, сокрытым, сокровенным.

Утверждая, что внутреннее, духовное определяет внешнее, православие тем самым выстраивает определенную систему ценностей, в которой дух главенствует над материей, духовное обусловливает телесное, вечное определяет временное и преходящее. Восстановление должного соотношения духа и плоти составляет центральный нерв этики труда православия.

Убежденность православного сознания состоит в том, что именно внутренние, духовные качества человека определяют степень его совершенства, вела к формированию идеала "быть", а не "иметь" (по терминологии Э. Фромма). Свобода духа, которую нес в себе монашеский идеал всеобщего трудничества и социального опрощения, предполагала растождествление личности человека с выполняемой им функцией, неприкрепленность к определенному социальному или профессиональному положению в обществе.

Поэтому на Руси так почитается особый духовный тип человека – "странника". Не будет преувеличением сказать, что этот тип "странника", имущество которого умещается в котомке за плечами, есть некий идеальный духовный тип русского человека. Странник полностью свободен от мирских соблазнов и благ. Он есть вечный путник, ищущий невидимого Небесного Града. Душа его поглощена решением конечных, "проклятых" вопросов о смысле бытия, она не удовлетворяется ничем временным и преходящим, но жаждет выйти за пределы "этого мира", этой земли, всего местного, мещанского, ограниченного, самодовольного и "бытового". Однако оборотной стороной странничества, незафиксированности сознания на определенном социальном и профессиональном положении, стремления "отделить" внутреннюю сущность человека от внешнего статуса было, в частности, то, что профессия не связывалась непосредственно с призванием и служением Христу, как было в католических и протестантских странах.

Как же относится православие к материальным благам - к собственности и богатству.

Христианское учение гласит, что никакие земные блага сами по себе не могут стать достойной целью жизни. Блага, которые становятся предметом поклонения, ставятся на место истинной цели и порабощают человека, пагубны. Разумное пользование имуществом означает отказ от эгоистического наслаждения им, но употребление его на высшие цели: на служение Богу и ближним; на помощь нуждающимся; на дела благотворительности; на экономическое, социальное, культурное и духовное развитие всего общества и процветание Отечества.

На этих основах строится православное отношение к различным формам собственности. Человек может быть в плену и у частной, и у общественной собственности, так же как и быть свободным внутренне от собственности, имея большое богатство. В этом смысле собственность не только право, но и обязанность. Формы собственности – историчны, они изменяются, и социальное значение их в различные эпохи не одинаково. Поэтому православие (в отличие от католицизма) не задавалось вопросом нравственного санкционирования частной собственности как таковой.

В православном религиозном сознании материальные богатства никогда не почитались высшей ценностью, а богатство человека не вселяло в него уверенность в собственном превосходстве. Это отчасти связано с тем, что русское религиозное сознание до недавнего времени оставалось ориентированным на аграрно-патриархальную, а не на индустриальную модель общества.


Информация о работе «Православие как национальная идея»
Раздел: Политология
Количество знаков с пробелами: 31211
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
11942
0
0

... национальные идеи, как сегодня говорят, конструктивные. Еще одна важная черта таких идей - патриотизм и определенная мифологизация, что должно отражаться в национальной символике. Национальная идея становится предпосылкой и стержнем политической идеологии. У наций, которые ведут борьбу за самоопределение, такая идеология становится в первую очередь националистической. У наций, которые утверждали ...

Скачать
62582
0
0

... истин; на теократической основе строилась и политическая сфера жизни. Глава III. Влияние православия на культуру Византии и Руси в эпоху Средневековья   1.  Культура Византии   Особый облик общественной и идейной жизни в Византии придали специфические черты, присущие восточному христианству и византийской церкви. Христианство при Константине (V в.) превратилось в государственную религию, ...

Скачать
123964
2
0

... , которая основывалась на теории педагогического классицизма и вела к единообразию в идеологии образования, что приводило к закрытости школы, казенщине, бюрократизму. 1.3. Становление образовательного идеала общественно-педагогической мысли России в первой половине XIX века.   Реформирование национальной образовательной системы протекало в условиях неограниченной самодержавной власти, ...

Скачать
27517
0
0

... выделить три главные принципиальные составляющие, или три принципа такой возможной философии образования. Первый принцип. Православное миросозерцание как методологическая основа и системы образования, и педагогики как науки. В данном случае подразумевается, что православие — это не это не просто один из предметов обучения. Все предметы преподаются как осмысленные сквозь призму православного ...

0 комментариев


Наверх