1.1. Интерпретация текста повестей Лермонтова с помощью выявления художественного подтекста.

Целью интерпретации с помощью художественного подтекста является раскрытие авторского замысла, выраженного в художественных образах. Данная работа, применяя один из методов интерпретации – выявление художественного подтекста, позволяет по-новому взглянуть на поступки героев. Казбич убил Бэлу. Его поступок со слов Максима Максимыча признается зло-дейским. Исследователи также рассматривают героя как злодея, который совершает жестокое убийство. Между тем оценка без учета художественного подтекста искажает характер горца. Образ Казбича нуждается в новой интерпретации. Незнание горских обычаев и неверная интерпретация привели исследователей к неправильной трактовке образа горца, в том числе и причин, побудивших его убить Бэлу. Также в новой интерпретации нуждается и образ Максима Максимыча, фигура которого выдвигается на первый план в обеих повестях.

Повести “Бэла” и “Максим Максимыч” написаны в виде путевых заметок, распространенного для того времени жанра. Но форма путевых заметок послужила своеобразными вратами к другим формам изложения содержания романа. В повести “Бэла” путевые заметки молодого офицера переплетаются с рассказом бывалого кавказца. В повести “Максим Максимыч” в качестве рассказчика выступает автор путевых заметок. В остальных повестях повествование ведется в форме личного дневника. Подобное “смешивание” нескольких жанров предопределило позицию писателя, когда он собственное авторство оставляет в художественном подтексте.

Интерпретация текста и подтекста позволяет рассматривать художественное произведение как целостную взаимодействующую структуру, выраженную во всех ее элементах: в сюжете, изобразительных и стилистических средствах, в авторском отношении и др. В данной работе выявление художественного подтекста будет выступать одним из методов освоения художест-венного содержания произведения.

1.2. Автор – произведение – читатель как единая многоуровневая система в романе Лермонтова

Одной из главных задач литературоведения является изучение проблемы автора в художественном произведении. Каждое художественное произведение несет в себе печать авторской личности. Личность автора создает стиль произведения, индивидуальное своеобразие и художественную оригинальность. Своеобразие стиля отражает мировоззренческую позицию автора, которая воплощена во всех элементах его произведения. О необхо-димости поиска принципов и законов словесно-художественного построения образа автора говорил В.В. Виноградов. Он подчеркивал, что и сами принципы развития художественных стилей: “… не могут быть объяснены и открыты без тщательного изучения историко-семантических трансформаций “образа автора” в разных типах и системах словесного творчества” . Автор, по Ви-ноградову, - это центр художественного мира, обнаруживающий отношение автора к собственному произведению. “В каждой книге, в подлинно художественном произведении должна, прежде всего, быть определена позиция автора” , - считает В. Каверин, который видит во внутреннем монологе героя внешний монолог автора.

К.А. Долинин считает, что словесное искусство в целом представляет собой непрерывную изменяющуюся семиотическую систему, особый язык, и что даже каждый отдельный художественный текст говорит с читателем по-своему; что “идейное содержание произведения воплощено в сложном комплексе всех его элементов, в системе этих элементов” и что, входя в единую систему, элементы текста оказываются связанными друг с другом сложной сетью взаимных сопоставлений и противопоставлений, придающих им добавочные значения; что “первоэлемент” лите-ратуры – художественный образ – принципиально многозначен…” .

Белинский говорит, что повесть “Бэла” является “завершенной”. Действительно, повесть является завершенной как законченное художественное произведение, в которое автор вложил все необходимое для развития сюжета, развернутого показа характеров. Однако без восприятия читателя любое произведение не может быть завершенным, так как он является конечным адресатом автора. “Содержание художественного произведения не переходит - как вода, переливающаяся из кувшина в другой, - из произведения в голову читателя, - пишет Асмус В.Ф. – Оно воспроизводится, воссоздается самим читателем – по ориентирам, данным в самом произведении, но с конечным результатом, определяемым умственной, душевной, духовной деятельностью читателя” . Читатель должен закончить произведение автора своими наблюдениями и размышлениями. Формула: автор – произведение – читатель - является законченной системой художественного произведения в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч”. Читатель является интерпретатором художественного текста. Он наполняет действие собственными страстями и переживаниями. Читатель формирует личное отношение к событиям, он дает личностную оценку тех или иных героев, входит в литературную действительность всем своим существом и воспринимает реально происходящие в произведении события. Роман Лермонтова заключает в себе единую многоуровневую систему отношений. Формула: автор – произведение – читатель - является законченной системой художественного произведения в повестях “Бэла” и “Максим Максимыч”. Только взаимодействие всех трех компонентов может привести к пониманию художественной истины. В работе приводятся примеры, которые подтверждают многоуровневую систему лермонтовских повестей.


ГЛАВА 2. Новая интерпретация повестей “Бэла” и “Максим Максимыч”


Информация о работе «Художественный подтекст как средство раскрытия характеров героев в повестях "Бэла" и "Максим Максимыч" в романе М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени"»
Раздел: Зарубежная литература
Количество знаков с пробелами: 39262
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
122591
0
1

... языка для передачи сложных психологических переживаний. Лермонтов, отказываясь от романтического стиля, сближал язык прозы с разговорным общелитературным языком. Синонимические парадигмы в романе М.Б.Лермонтова "Герой нашего времени" выпоняют текстообразующую функцию, поскольку являются связующим элементом в выявлении глубинного семантического плана, а также выступают в качестве средств связи в ...

Скачать
53200
0
0

... для Печорина — стать Грушницким, Белинс­кий был прав, когда писал о том, что Печорин порой впадал в Грушницкого, впрочем «более страшного, чем смешного». «Герой нашего времени» — Печорин, как бы балансирует между трагедией и комедией. Это, как за­метил критик, связано с тем, что писатель изобразил переходное состояние духа, «в котором для человека все старое разрушено, а нового еще нет, и в ...

Скачать
408395
0
0

... типические черты и,пусть косвенно, указывает на то за кем, по мнению автора,будущие России. (6-8) Тема человеческой судьбы в одном из произведений русскойлитературы В январском номере за 2001 год опубликован рассказ В.Астафьева "Пионер - всему пример". Дата написания рассказаобозначена автором как "конец 50 - август 2000 года". Как и вомногих последних произведениях известного ...

Скачать
876679
0
0

... гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов.  Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился ...

0 комментариев


Наверх