3.         Образование Бухарского ханства

В самом начале XVI века после достаточно продолжительных столкновений один из правителей-кочевников, Мухаммед Шейбани (1499 — 1510), смог объединить в единое государство разрозненные кочевые племена, на которые распалась держава, созданная в более ранний период его предшественником и дедом Абулхайром. Результатом этого объединения стало то, что основные земледельческие районы Средней Азии оказались под властью Узбекских ханов. Мухаммеду Шейбани удалось объединить кочевые племена и за десять лет завоевать государство Тимуридов, ослабленное внутренними раздорами, в чем ему помогло и то, что кочевники имели к тому времени хорошо организованное и дисциплинированное войско, управлявшееся на основах сохранившейся среди узбеков военной демократии. Престиж Тимуридов в среде собственных подданных в это время сильно упал, что немедленно отразилось на боеспособности их армии: рядовые воины и младшие командиры не особенно стремились оказывать пришельцам сопротивление. Кроме того, и кочевники, и земледельцы были мусульманами, сам же Мухаммед Шейбани владел обоими основными среднеазиатскими языками — узбекским и таджикским, а в молодости принадлежал к дервишскому братству Накшбандия. Это позволило ему опереться в борьбе на авторитет религиозных ортодоксов, поддержавших его в борьбе с Тимуридами.

Решительные действия начались с того, что в 1499 году войско Шейбани вторглось в долину Зеравшана и заняло сначала Бухару, а позднее Самарканд, произведя по ходу движения всевозможные разрушения. Такое поведение пришельцев не могло вызвать энтузиазма со стороны местных жителей, которые перебили в Самарканде оставленный Шейбани гарнизон и вызвали на подмогу из Ферганы молодого султана Бабура. Шейбани, находившийся со своим войском неподалеку, вскоре явился под стены Самарканда и осадил город, в котором по недальновидности не было запасено достаточного количества продовольствия. Из-за начавшегося голода исход осады был предрешен, и Бабур, боясь мести, тайно ночью покинул Самарканд, который был немедленно занят Шейбани, превратившим Самарканд в свою столицу. В 1505 году Шейбани присоединил к своим владениям Ургенч, а потом Герат с тем, чтобы развернуть дальнейшее наступление и к концу 1507 года подчинить себе все земли Мавераннахра и Хорасана, а также Кандагар. Если города действительно платили дань имели поставленные Шейбани гарнизоны, то труднодоступные горные княжества подчинялись пришельцам лишь номинально. Желая положить этому конец и привести горцев к повиновению, Шейбани в 1510 году организовал поход против племен Гератской области, что стоило его армии многочисленных потерь. Уцелевшие после боев в тяжелых горных условиях кочевники возвращались, по свидетельству современника, пешком, потеряв коней и все снаряжение.

Сплоченное усилиями Шейбани государство, державшееся на военной силе кочевников, вообще не склонных к постоянству, оказалось лакомой добычей для соседнего Ирана, откуда основатель династий Сефевидов шах Исмаил (1502—1524) напал на Хорасан. В 1510 году Исмаил подошел к Мерву и попробовал его осадить, однако вскоре понял бесперспективность такой попытки. Не желая отказаться от плана расширения своих владений на восток и вместе с тем, не имея возможности взять Мерв, Исмаил решил схитрить. Он сделал вид, что уходит, снял лагерь и отвел войско от городских стен. Как и следовало ожидать, легкомысленные кочевники тут же организовали погоню, и Шейбани во главе своих воинов покинул неприступную цитадель. Около Махмудабада, в районе Мерва произошло ожесточенное сражение, в котором погибло не только множество узбекских воинов, но и сам Шейбани. Развивая успех, Исмаил занял Мерв и Герат, а затем отправил часть войск в Кабул, где находился в это время бежавший из Самарканда султан Бабур. Получив войска и известие о гибели Шейбани, Бабур выступил в поход, имея в планах захватить Мавераннахр. Гибель Шейбани внесла смятение в ряды его приверженцев, и они не смогли организовать серьезного сопротивления. Поверивший в свою удачу Бабур занял сначала Гиссар, а на исходе 1512 года и Самарканд.

Однако триумф Бабура был недолгим. Шейбаниды приняли ряд мер против его продвижения, среди которых не последнее место занимало использование идеологического фактора: духовенство, состоявшее на этих территориях в основном из представителей суннитского направления ислама, занималось среди населения пропагандой против Бабура, опиравшегося на военную силу, предоставленную иранцами-шиитами. В 1513 году Бабур в Мавераннахре потерпел от Шейбанидов жестокое поражение, вынужден был оставить Самарканд и отступить в надежде на иранскую помощь.

Получив известие о поражении Бабура, шах Исмаил действительно послал на подмогу своему ставленнику армию, состоявшую из 60 тыс. всадников, которыми командовал один из лучших военачальников шаха эмир Ахмад Наджми Сони. Объединенные силы Сефевидов и Бабура захватили Карши и перебили там все население, а потом двинулись к Бухаре, однако в районе Гиждувана столкнулись с армией Шейбанидов, которая нанесла им сокрушительное поражение. В числе погибших оказался и сам Наджми Сони, а также большая часть его офицеров; Бабуру и на этот раз удалось бежать.

В дальнейшем государство Шейбанидов несколько раз на протяжении шести лет сталкивалось с Ираном, что приводило к большим потерям и с той и с другой стороны, причем следующее двадцатилетие отмечено еще и непрерывной междоусобицей, результатом которой стал успех Абдуллы-султана в 1559 году, который сумел захватить Бухару, в чем Абдулле (и его отцу Искандеру) серьезно помогли джуйгарские шейхи, способствовавшие выдвижению Абдуллы деньгами и духовным авторитетом. Проявив скромность, Абдулла не стал объявлять себя ханом, а предоставил этот верховный титул своему отцу Искандеру (1561 — 1583), от имени которого совершалось управление государством узбеков. Сосредоточив в своих руках всю полноту военной власти, Абдулла последовательно возглавил несколько крупных рейдов в Хорасан (откуда вернулся с изрядной добычей), а также против кочевых казаков, однако в этом случае не добился серьезных результатов. Будучи главнокомандующим, Абдулла значительно расширил пределы Бухарского государства: он завоевал Ферганскую долину и занял Балх, а в 1576 году овладел Ташкентом и Самаркандом. После того как хан Искандер умер в 1583 году, Абдулла стал ханом и правил до 1588 года, проводя время за мероприятиями по укреплению собственной власти и военными походами. Имея поддержку джуйгарских шейхов, Абдулла жестоко расправлялся с врагами и смог хотя бы на время объединить весь Мавераннахр вокруг одного центра, которым стала Бухара. В 1584 году хан Абдулла организовал поход в Бадахшан и захватил его, тем самым ликвидировав последнее независимое государство, управлявшееся кем-либо из Тимуридов. Результатами других походов стало присоединение к Бухарскому государству Ташкента и Хорезма.

В 70—80-х годах XVI века хан Абдулла предпринял ряд политических мер (не забывая совмещать их демонстрацией своей военной силы), которые должны были быть направлены на то, чтобы привлечь на его сторону казахских султанов, которые держались весьма независимо. Определенное время Абдулла-хан действительно пользовался авторитетом среди казахских правителей, однако в 1588 году казахский хан Тевеккель разорвал свой вассальный Договор с Бухарским государством и выступил против хана Абдуллы, что привело к ряду затяжных войн между казахами и Бухарой на протяжении всей первой половины XVII века. Не лучшим образом сложились отношения у хана Абдуллы и с иранским шахом Аббасом II, что заставило бухарского правителя искать себе иных союзников, которыми стали Турция и Индия. В 1585 году Бухарское ханство и империя Великого Могола обменялись посольствами.

Однако все эти меры и наличие сильной и многочисленной армии не могли надежно обеспечить единство Бухарского ханства, раздираемого столкновениями между правящими группировками. Кроме того, на внешние границы непрерывно давили сильные и агрессивные соседи. К примеру, когда иранский шах Аббас I захватил большую часть Хорасана, один из правителей Ургенча, Ходжа-Мухаммед-хан, при иранской поддержке изгнал из Хорезма наместника центрального правительства и объявил о своей независимости. В этот же период казахи захватили Ташкент.

После того, как в 1588 году хан Абдулла умер, бухарский престол перешел к его сыну Абдулмумину, которому не удалось справиться с сепаратистскими настроениями своих подданных, и в 1598 году он был убит в результате заговора. С его гибелью закончилась династия Шейбанидов, поскольку еще раньше все потенциальные наследники в семье были убиты по приказу самого Абдулмумина. Бухарская аристократия возвела на престол старшего сына Джанибека Дин-Мухаммеда Аштарханида (1599г.), являвшегося потомком астраханских ханов, бежавших из Астрахани после захвата ее войсками Ивана Грозного. Период правления новой династии отличался новыми всплесками междоусобной борьбы, характерным примером которой может служить тот факт, что сам Дин-Мухаммед, бывший до того правителем в Абиверде, даже не добрался до Бухары, будучи убит по дороге, так что вместо него в ханское звание был возведен его брат Боки-Мухаммед (1599 — 1605).

Следующим после Боки-Мухаммеда ханом Бухарского государства в результате пятилетней борьбы стал другой представитель Аштарханидов: Цмам-Кули-хан. На какое-то время с помощью репрессий ему удалось установить твердую власть, однако длился этот период недолго. Имамкули-хан потерял зрение и вынужден был отказаться от трона в пользу своего брата Надир-Мухаммеда, который стал ханом в 1642 году, однако не смог обуздать желающих занять его место родственников. В итоге очередного витка столкновений власть в Бухаре захватил сын Надир-Мухаммеда — Абду-лазис (1645—1680), причем совсем отстранить отца от власти он не смог, и тот оставался правителем области Балх. Справедливо опасаясь, что отец захочет вернуться на ханский трон, Абдулазиз организовал против него военный поход, в результате которого Надир-Мухаммед-хан лишился власти в Балхе и вскоре умер по дороге в Мекку.

 


Информация о работе «Внутренняя политика Средней Азии и Казахстана в XVI веке»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 39900
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
149283
0
0

... масс. В момент критического внешнеполитического положения для Ферганы Российское государство высказало свое благорасположение и покровительство, установив с народами Ферганы торгово-дипломатические отношения. Глава 3 Экономические и культурные связи кыргызов с народами Центральной Азии XVIII- первой половине XIX вв.   3.1 Торгово-экономические связи кыргызского народа с народами Центральной ...

Скачать
41624
0
0

... кочевых узбеков (групп из племен кыпчаков, карлуков, уйгуров, кунгратов и других) ушла во главе с ними в начале XVI в. в Мавераннахр. На территории Казахстана оставшиеся племена ото­шли под власть казахских ханов. Воспользовавшись ослаблением государства Тимуридов, Шайбаниды захватили власть в Средней Азии. Одним из крупных государственных объединений, возникших в ходе распада Золотой Орды, была ...

Скачать
73953
1
0

... главной причиной летального исхода кризиса для СССР стал конфликт союзной и российской политических элит на фоне политической апатии большинства населения России. 2. Особенности развития стран средней Азии после распада СССР 2.1 Казахстан Казахстан принял декларацию о суверенитете 25 октября 1990 г. Независимость Казахстана была провозглашена 16 декабря 1991 г., в последней из республик ...

Скачать
62746
0
0

... двух регионов были не очень продолжительными и осуществлялись в основном в форме политического, идеологического и военного противостояния. Влияние Китая на проникновение чая в Среднюю Азию скорее всего было опосредованным. Прежде всего речь идет о торговле. В конце XVIII - начале XIX в. китайский чай в виде спрессованных плиток был весьма популярен в среднеазиатских городах. По утверждению Ч. ...

0 комментариев


Наверх