1.1 Из истории вопроса о модальных словах

Вопрос о модальных словах как особой части речи является не вполне выясненным. С одной стороны, требует выяснения отношение модальных слов к вводным словам, с другой – к частицам.

Модальность, помимо её грамматического выражения посредством форм наклонений, в предложении получает выражение в виде вводных предложений и вводных слов. Вводные предложения формируются, как предложения вообще, из слов, принадлежащих разным частям речи, например: Он, я знал это, выполнил работу; вводное предложение я знал это включает местоимения и глагол в их обычной роли, со всеми их грамматическими категориями.

Так же в сочетаниях слов и в отдельных словах, выступающих в качестве вводных, могут сохраняться обычные их значения и их принадлежность той или другой части речи, например: Ремонт, по уверению техника, будет закончен через десять дней; К сожалению, приём окончен. В этих случаях по, к остаются предлогами, а уверению, техника, сожалению – существительными, и их нет оснований включать в модальные слова как особую часть речи. Таким образом, вводные слова являются синтаксическим разрядом слов и выражений, которые шире по объёму, чем модальные слова.

К модальным словам относятся только некоторые из вводных слов, именно те, которые, устойчиво употребляясь в качестве вводных слов, утратили связь с теми частями речи, которым они принадлежали по происхождению. Невозможность причислить их к этим частям речи обусловливается резкими сдвигами в значении и в грамматических функциях, как это выяснялось выше. Разряд этих слов невелик. Его ограниченность вызывается и тем, что наиболее часто употребляемые модальные слова иногда становятся опустошёнными лексически словами-паразитами, засоряющими устную речь, в связи с чем они особенно сильно деформируются фонетически. Это приводит к их превращению в частицы, произносимые как энклитики или проклитики: мол из молви и т.д.

По происхождению среди модальных слов есть наречия: верно, подлинно, просто, прямо, следовательно; глагольные формы: пожалуй, может быть, значит, говорит, небось, слышь, знать, стало быть; формы существительных, иногда перешедшие в наречия: правда, словом, наконец, кстати; иногда фразеологические обороты, имеющие тенденцию произноситься как одно целое: кто знает, или включающие архаические элементы: шутка сказать. [5, с. 410]

Модальные слова как отдельная часть речи в школьном курсе русского языка не изучаются. Понятие модальных слов даётся в связи с изучением наречий и вводных слов. Вопрос о модальных словах как особом лексико-грамматическом разряде слов рассматривается в теории частей речи.

Особое положение модальных слов среди других лексико-грамматических разрядов слов было давно замечено русским лингвистами. М.В. Ломоносов (1753) выделил особую группу наречий со значением "уверения". И.И. Давыдов (1854) отметил наречия с модальным значением. Коснулись этой темы Н.Н. Греч (1827), А.Х. Востоков (1831), Ф.И. Буслаев (1881). Шагом вперёд явилось изучение этой группы слов А.А. Потебнёй (1874), который высказал мысль о происхождении модальных слов из вводных предложений, об особой синтаксической функции этих слов. Д.Н. Овсянико-Куликовский (1912), рассматривая происхождение модальных слов, писал об особой группе "вводных наречий". А.М. Пешковский (1920) обращал внимание на интонационные особенности этих слов. А.А. Шахматов (1925) первым подробно описал пути перехода наречий к модальным словам, называя их "сопутствующими обстоятельствами". Л. В. Щерба (1957) и Р.И. Аванесов (1945) не выделяли модальные слова в отдельную группу, а рассматривали их как знаменательные части речи в особом синтаксическом употреблении.

Термин "модальные слова", называющий особую лексико-семантическую группу слов, впервые употребил В.В. Виноградов (1949). Он подробно описал происхождение модальных слов, выделил разряды по значению и употреблению.

В "Грамматике русского языка" (1960) и "Русской грамматике" (1982) модальные слова в качестве самостоятельной группы слов не выделяются. Они квалифицируются как синтаксические дериваты (производные) в пределах наречий, глаголов, имён существительных и прилагательных, как слова с обособившимся синтаксическим значением.

В современной разработке вопроса о модальных словах наметились две тенденции. Первая представлена в Академической грамматике, вторая развивает учение В. В. Виноградова и характеризуется поисками критериев выделения модальных слов в особую группу. [15, с. 287]

В трудах А.Х. Востокова, Н.И. Греча, И.И. Давыдова, А. А. Шахматова, В.А.Богородицкого и других видных русских языковедов модальные слова включались обычно в наречия. Так, А.Х. Востоков выделял утвердительные (подлинно, действительно, истинно и др.) и предположительные наречия (может быть, никак и др.). А.А. Шахматов относил к наречиям слова типа небось, знать, мол и др. Модальные слова он связывал с выражением значений предположительного наклонения. По его мнению, слова типа кажется, вероятно, едва, может быть и т. п., сочетаясь с формами изъявительного наклонения, образуют предположительное наклонение: Он едва не ударил меня. Я едва ли завтра уеду.

Однако в дальнейшем была замечена необычность таких "наречий": в предложении они грамматически изолированы от остальных слов. В связи с этим И.И. Мещанинов справедливо писал о модальных словах: "Неизменяемостью формы они, до известной степени, сближаются, с одной стороны, с наречиями, а с другой – с категорией состояния, резко в то же время отличаясь и от тех и от других своею… синтаксическою функциею".

Учитывая особое категориальное значение и специфические грамматические функции, модальные слова впервые выделил в самостоятельную часть речи В.В. Виноградов. Однако, на взгляд многих языковедов, он слишком широко очертил круг модальных слов, отнеся к ним, кроме собственно модальных слов: 1) слова и обороты, выражающие чужую речь (по слухам, по выражению такого-то, говорят и т. п.); 2) слова, содержащие оценку стиля, способа выражения (буквально, короче говоря и т. п.); 3) слова, обозначающие эмоциональную реакцию на сообщаемое (не в обиду будь сказано, к сожалению, слава богу, чёрт возьми и т. п.); 4) слова, характеризующие связь мыслей или их последовательность в процессе сообщения (например, кроме того, во-вторых и др.) и т. п. Большинство таких слов считал модальными и А.Н. Гвоздев.

Отнесение подобных образований к модальным словам вызвало справедливое возражение. Е.М. Галкина-Федорук писала, что перечисленные разряды слов характеризуют высказывание безотносительно к его достоверности и потому не могут быть включены в состав модальных слов. Нет необходимости расширять понятие модальности как устанавливаемое говорящим отношение содержания высказывания к действительности.

Разногласия в характеристике модальных слов объясняются главным образом тем, что они ещё недостаточно исследованы. Семантическая и синтаксическая природа модальных слов, пути перехода форм различных типов слов в модальные слова нуждаются в тщательном изучении. [18, с. 233]


Информация о работе «Модальные слова в произведении И. Одоевцевой "На берегах Невы"»
Раздел: Иностранный язык
Количество знаков с пробелами: 65544
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
109245
2
0

... , разный характер, что определяется наличием-отсутствием конкретного адресата” (Стародумова, 1997, дис., с. 72). Исходя из этой характеристики, можно сделать вывод о различии функций частиц в диалогической и монологической речи. Так, в диалоге они определяются наличием конкретного адресата, то есть на первый план выступают коммуникативно-прагматические функции. В монологе же адресованность скорее ...

0 комментариев


Наверх