2 Первоначальный этап расследования разбойных нападений

 

2.1 Следственные ситуации первоначального этапа расследования разбойных нападений

При расследовании разбойных нападений следователю приходится решать проблемные вопросы. В процессе расследования он сталкивается с различной обстановкой, которая характеризуется определенной системой фактических и иных данных, отражающих ход и состояние как производства отдельных следственных, оперативно – розыскных и иных организационно – технических действий, так и расследования в целом, поэтому в настоящее время является общепризнанным изложение рекомендаций в методике расследования отдельных видов (групп) преступлений не только на основе криминалистической характеристики преступлений этого вида (группы), но и с учетом следственных ситуаций, характерных для их расследования[38].

Среди существующих точек зрения о сущности следственной ситуации, по нашему мнению, следует придерживаться определения данного понятия в трактовке Л.Я. Драпкина, поскольку она представляется наиболее обоснованной: «Формируя различные решения, выдвигая версии, составляя планы раскрытия и расследования преступлений, проводя тактические операции и отдельные процессуальные действия, следователь непосредственно исходит не из реальной ситуации, а из ее ситуационной модели, из того, что отражено в его сознании и стало своеобразной базой для дальнейшей деятельности».[39] Исходя из этого можно сделать вывод, что создание информационных моделей реальных следственных ситуаций является объективной необходимостью процесса расследования уголовных дел.

По нашему мнению, представляется правильным включить в содержание данной категории такие структурные компоненты, как: 1) факторы информационно – логического характера (осведомленность следователя об обстоятельствах преступления; правильный анализ исходной информации; наличие определенных доказательств по уголовному делу и умение следователя оперировать ими); 2) факторы тактико – психологического характера (особенности психологических свойств и качеств следователя, иных лиц, принимающих участие в расследовании, и их проявление; способность следователя устанавливать оптимальные психологические отношения с обвиняемым, подозреваемым и другими участниками уголовного процесса и т.п.); 3) факторы тактико – процессуального характера (состояние производства по делу; время, имеющееся в распоряжении следователя; его профессиональный опыт в расследовании аналогичных преступлений; умение правильно провести определенное следственное действие; обоснованность избрания меры пресечения для лиц, привлекаемых к уголовной ответственности); 4) факторы организационно – управленческого характера (трудоемкость следственных и иных действий; своевременность создания следственно – оперативной группы или следственной бригады и умение руководить их работой; взаимодействие следователя с другими службами в процессе расследования и т.п.).

Все эти структурные компоненты следственной ситуации проявляются в разном объеме в различных ситуациях расследования. В одних может быть больше доказательственной информации и меньше процессуально – тактической, в других – наоборот. Неодинаковым может быть и значение этих элементов в оценке следственной ситуации.[40]

С учетом изложенного следует рассмотреть специфику формирования, содержание и виды следственных ситуаций, характерных для расследования разбойных нападений на первоначальном этапе.

В зависимости от сложившейся типичной следственной ситуации избирается уникальный набор следственных действий и тактика их проведения, а такаже необходимых оперативно – розыскных мероприятий[41]. По уголовным делам о разбойных нападениях, можно выделить две основные группы типичных ситуаций, возникающих на первоначальном этапе расследования, в зависимости от следующих существенных факторов:

1) временного фактора;

2) объема информации о преступнике.

Основу деления первой группы типичных ситуаций составляет время, прошедшее с момента совершения преступления до момента его обнаружения. С этой точки зрения все следственные ситуации по данной категории дел подразделяются на три подгруппы:

1) первую подгруппу составляют ситуации, когда с момента совершения преступления до момента его обнаружения прошел короткий промежуток времени – до 3 часов.

2) вторую подгруппу составляют ситуации, когда с момента совершения преступления до момента его обнаружения прошло время интервалом от 3 часов и до одних суток.

3) третью подгруппу составляют ситуации, когда с момента совершения преступления до его обнаружения прошел длительный промежуток времени - свыше одних суток и более.

В первой подгруппе ситуаций расследование происходит, как правило, в более благоприятных условиях, так как первоначальные следственные действия позволяют выявить большее число носителей информации и получить более объективные сведения. Главная задача следователя в данной ситуации состоит в получении доказательств от установленных источников информации и может быть решена путем соблюдения алгоритма следственных действий, проводимых в строгой последовательности.

В этой разновидности ситуаций наиболее эффективной является следующая программа действий: 1) краткий устный опрос заявителя об обстоятельствах преступления; 2) немедленный выезд на место происшествия совместно с потерпевшим; 3) «прочесывание» местности в районе места происшествия; 4) преследование преступников по горячим следам; 5) осмотр места происшествия; 6) допрос потерпевшего; 7) составление ориентировки; 8) применение фототеки, фотоальбомов лиц, состоящих на учете; 9) составление субъективного портрета; 10) подворно – поквартирный обход с целью установления очевидцев и допросы установленных лиц; 11) освидетельствование потерпевшего или назначение судебно – медицинской экспертизы;

При второй разновидности ситуаций следователь применяет более сложные методы для раскрытия совершенного преступления. Рациональная система следственных действий может быть следующая: 1) осмотр места происшествия; 2) допрос потерпевшего; 3) судебно – медицинская экспертиза или освидетельствование потерпевшего; 4) назначение криминалистических экспертиз; 5) подворно – поквартирный обход с целью установления очевидцев; 6) допрос установленных лиц, свидетелей; 7) составление ориентировки; 8) применение фототек; 9) использование средств массовой информации; 10) постановка похищенного имущества на учет в ИЦ; 11) проверка мест сбыта; 12) выборка и проверка по способу совершения преступления; 13) выборка лиц по признаку внешности и их проверка. Как видно из перечисленных следственных действий, их последовательность и содержание меняются.

В третьей разновидности ситуаций, следователь применяет значительно больше усилий. Эффективной программой следственных действий может быть следующая: 1) допрос потерпевшего; 2) освидетельствование либо судебно-медицинская экспертиза; 3) составление и распространение ориентировки; 4) применение фототек (фотоальбомов); 5) составление субъективного портрета; 6) осмотр места происшествия; 7) подворно – поквартирный обход; 8) допрос установленных свидетелей; 9) постановка на учет в ИЦ похищенных вещей; 10) проверка мест сбыта; 11) выборка лиц по способу совершения и признакам внешности и их проверка.

Другую основную группу типичных следственных ситуаций первоначального этапа расследования разбойных нападений составляют ситуации, главным критерием которых является наличие объема информации о лице, совершившем преступление. Преобладание именно таких ситуаций объясняется латентностью источников доказательств и следов преступления, скоротечным характером совершаемых деликтов.[42]

В зависимости от характера исходной информации о преступном событии и лице, его совершившем, все ситуации, складывающиеся на первоначальном этапе расследования разбойных нападений, можно дифференцировать следующим образом:

1) Имеются полные данные о преступном событии и лице, его совершившем, в связи с его задержанием на месте происшествия или сразу же после совершения преступления;

2) Имеются полные данные о преступном событии и лице, его совершившем, однако последний скрылся от следствия;

3) Имеются полные данные о преступном событии и недостаточные, неполные сведения о вероятном преступнике;

4) Имеются неполные данные о преступном событии и сведения о лице, его совершившем, отсутствуют.

В первой ситуации следователь выдвигает основную версию и контрверсию, что является необходимым тактическим методом. B ситуации первого вида имеются достоверные сведения о преступнике, и главная задача следствия состоит в получении доказательств от уже выявленных носителей информации, что достигается следующей системой следственных действий: 1) личный обыск задержанного на месте происшествия; 2) его освидетельствование; 3) допрос потерпевшего относительно обстоятельств преступления и задержания; 4) освидетельствование потерпевшего; 5) осмотр одежды потерпевшего и задержанного; 6) выемка и осмотр похищенного имущества; 7) допрос задержанного; 8) осмотр места происшествия; 9) проведение обыска по месту жительства и работы подозреваемого; 10) допросы очевидцев и свидетелей. Параллельно следователь осуществляет: сбор данных о личности подозреваемого, его связях, образе жизни; проверку на причастность подозреваемого к совершению других преступлений. Это проводится в рамках взаимодействия с органами дознания. Таким образом, складывается простая ситуация, благоприятная для расследования.

Остальные три вида ситуаций являются сложными ситуациями преимущественно проблемной разновидности. Проблемная ситуация – это «своеобразное противоречие между знанием и незнанием, средствами, находящимися в распоряжении следователя, и целями его деятельности, специфическое соотношение известного и неизвестного, при котором искомое не дано и непосредственно не содержится в исходных данных, но находится в неоднозначной предположительной связи с уже установленными фактами, в какой – то мере ограничивающими и направляющими процесс формирования решений по делу и поиск дополнительной информации»[43]. Главными задачами следователя в проблемных ситуациях являются установление преступника и изобличение его в содеянном, а также доказывание всех элементов события преступления. Основным методом решения этих задач служит процесс построения и проверки следственных версий.[44]

Для разрешения ситуаций второго вида могут быть выдвинуты следующие типичные версии: 1) разыскиваемый выехал за пределы населенного пункта, где coвepшено пpecтyплeниe, и перешел на нелегальное положение; 2) преступник скрывается у своих родственников, друзей, знакомых в том регионе, где совершено преступление или, где он проживал; 3) разыскиваемый скрывается у родственников, знакомых за пределами населенного пункта, где совершено преступление.

Проверка указанных версий осуществляется путем обысков по месту жительства, иногда по месту работы разыскиваемого; допросов родственников, друзей, сослуживцев; наложения ареста на почтово – телеграфную корреспонденцию подозреваемого и иных лиц, связанных с преступником. Розыск подозреваемого осуществляется в направлении расширения территориальных границ поиска. Выясняются связи разыскиваемого, его контакты, как систематические, так и эпизодические. Своевременность объявления подозреваемого в розыск способствует его задержанию в более короткие сроки. Немаловажное значение в розыске подозреваемого имеет обращение за помощью к населению через средства массовой информации, а также путем распространения специальных объявлений[45].

Для третьего вида следственных ситуаций характерным является существенный недостаток информации о лице, совершившем преступление, например, имеются лишь данные о приметах одежды, признаках внешности, примерном возрасте. Для разрешения данной ситуации целесообразно выдвигать следующие типовые версии: 1) преступление совершено лицами неработающими, злоупотребляющими спиртными напитками, проживающими в этом или соседних районах города; 2) преступление совершено лицами, ранее судимыми за аналогичные деяния и проживающими в данном районе, городе; 3) преступление совершено лицами не судимыми, но неоднократно совершающими преступления аналогичным способом; 4) преступление совершено несовершеннолетними, состоящими на учете за имущественные преступления, за употребление наркотических средств; 5) преступление совершено лицами, употребляющими наркотические средства, не состоящими на учете, проживающими в районе места происшествия; 6) преступление совершено «гастролерами». Вся деятельность следователя должна быть направлена на установление круга лиц, среди которых следует искать подозреваемого, а потом уже самого лица, совершившего общественно опасное деяние. Так по факту разбойного нападения совершенного в отношении гражданки Теряевой у подъезда № 3 дома № 42 по ул. Титова в г. Барнауле личность преступника на первоначальном этапе расследования установить не удалось. Осмотр места происшествия, допросы потерпевшей и свидетелей результатов не дал. Личность преступника удалось установить значительно позже, когда он был задержан телефон, похищенный у потерпевшей.[46]

Для проверки указанных версий наиболее приемлема такая последовательность следственных действий: 1) осмотр места происшествия; 2) допрос потерпевшего, в случае необходимости, его освидетельствование; 3) допрос очевидцев, свидетелей; 4) назначение криминалистических экспертиз; 5) предъявление потерпевшему, очевидцам фототек лиц, состоящих на учете в РУВД; 6) составление субъективного портрета грабителя (разбойника); 7) направление отдельных поручений в УР и УИМ о проведении подворно – поквартирных обходов с целью установления возможных очевидцев преступления и проверки мест сбыта похищенного имущества; 8) направление задания в ОПППН о проведении выборки лиц, состоящих на учете за имущественные преступления и проверку их на причастность к данному преступлению; 9) дача поручения сотрудникам уголовного розыска о проведении в информационных центрах ГУВД МВД выборки лиц, ранее судимых за аналогичные преступления, и их проверке, а также совершенных подобным способом, но не раскрытых преступлений; выявление и организация проверки подозреваемых по данному преступлению. Наряду со следственными действиями должны одновременно проводиться и оперативно – розыскные мероприятия.

В четвертой ситуации проблемного характера могут быть выдвинуты следующие типовые версии для установления лица, совершившего преступление: 1) общественно опасное посягательство совершено лицами, проживающими в данном регионе, ранее судимыми за аналогичные или однородные деяния, совершенные подобным способом; 2) преступление совершено «гастролерами»; 3) преступление совершено по наводке. Такие ситуации возникают при совершении разбойных нападений лицами, судимыми за аналогичные преступления, которые применяют различные действия по сокрытию следов и других доказательств[47].

На начальном этапе расследования в этом случае имеется чрезвычайно скудная информация, которой можно было бы оперировать для поиска преступника, зачастую отсутствуют следы, которые могли бы хоть как – то способствовать установлению личности преступника. Поэтому вся деятельность следователя должна быть направлена, сначала на установление круга лиц, среди которых следует искать подозреваемого, а затем уже конкретное лицо, совершившее это преступление. В анализируемой ситуации следователь должен осуществлять поиск преступника по таким критериям, как наличие судимости и район местожительства, границы которого необходимо расширить в связи с увеличением круга лиц, среди которых возможно находится лицо, совершившее преступление. В отношении такого критерия, как судимость, следователю целесообразно дать задание оперативным работникам о проведении выборки и проверки в информационных центрах ГУВД МВД лиц, ранее судимых за аналогичные и однородные преступления.

Подводя итог изложенному, следует сказать, что изучение типичных следственных ситуаций при расследовании разбойных нападений крайне важно. Появляется возможность разработки программ для следователя, базирующихся на типичных следственных ситуациях. В них могут быть даны методические указания и рекомендации по организации и осуществлению расследований изучаемой категории дел, дана программа производства отдельных следственных действий в типичных следственных ситуациях, выработан комплекс соответствующих рекомендаций, что значительно облегчит процесс расследования и сократит временные затраты на его проведение.

 


Информация о работе «Расследование разбойных нападений»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 147963
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
135782
0
0

... мероприятий, подробно о которых будет изложено в следующей главе.   Глава 3. НАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП РАССЛЕДОВАНИЯ ГРАБЕЖЕЙ И РАЗБОЙНЫХ НАПАДЕНИЙ 3.1. Типичные следственные ситуации и версии первоначального этапа расследования дел данной категории. Круг первоначальных следственных действий и ...

Скачать
55506
0
2

... утверждал, что М. прекрасно слышал его слова, после которых ускорил свой шаг. В ходе очной ставки данные противоречие были устранены, и М. предъявлено обвинение в совершении грабежа[9]. При расследовании разбоя в предмет доказывания входят обстоятельства, связанные с причинением насилия или угроз его причинения: вред здоровью, локализация и характер телесных повреждений, орудие причинения вреда ...

Скачать
49729
0
0

... либо различии группы крови, иных выделений организма, а также волос, изъятых с места происшествия, с соответствующими образцами, полученными у подозреваемых. На последующем этапе расследования грабежей и разбойных нападений проводятся также предъявление для опознания, проверка показаний на месте и некоторые другие следственные действия. Если во время грабежа похищают предметы, имеющие особую ...

Скачать
25361
0
0

... частиц взломанной преграды также указывает на инсценирование кражи. Разоблачить инсценировку взлома можно путем сопоставления размеров проделанного якобы вором отверстия с объемом похищенных вором предметов. Разоблачению инсценировок краж со взломом способствует так же учет противоестественного размещения пролома. Например, отверстие в стене находится на такой высоте от земли, что пробить его с ...

0 комментариев


Наверх