7. Эффект «падения с семейного пьедестала».

В определенной степени этот эффект связан с боязнью общественного мнения, но в данном случае главными выразителями последнего становятся близкие и родственники. Для них такой человек всегда является примером в жизни, носителем принципов успешности, стойкости, силы, прилежания, ответственности, крепос ти семейной системы. «Что я скажу своим де тям?» - основной и самый трагический вопрос, который задает себе человек в обстоятельствах КЗ.

Поиск ответов на подобные вопросы, как правило, сопровождается тяжелыми переживаниями, которыми он не может поделиться с близкими, ожидающими от него проявлений стойкости и силы. Эта категория людей входит в группу высокого риска возникновения психосоматических заболеваний.

Вероятно, данный список можно было бы продолжить, но описанные эффекты, на наш взгляд, являются основополагающими для «синдрома неудачи», а также «синдрома жертвы» и «синдрома мстителя». Различного рода расстройства здоровья, вызванные таким стрессом и долговременными негативными эмоциональными состояниями, трудности в установлении социальных контактов - закономерные следствия «синдрома неудачи».

 

ВОСПРИЯТИЕ КАРЬЕРНОГО «ЗИГЗАГА» КАК ДАУНШИФТИНГА

Традиционное определение дауншифтинга звучит следующим образом: это сознательное понижение человеком карьерной планки, материального достатка, должностного и социального статуса в связи с субъективным переживанием своего положения как навязанного извне, несвойственного данной конкретной личности.

Это явление (а точнее, понятие), сравнительно недавно «перекочевавшее» к нам с Запада, похоже, хорошо знакомо русскому человеку по многочисленным историческим фактам: «опрощение», «толстовство», «хождение в народ», отказ от власти и денег и уход в монастыри и скиты, сложение царских полномочий - вот далеко не полный перечень примеров дауншифтинга «по-русски».

Совершенно неслучайно в современном, в частности российском, бизнесе дауншифтинг получил широкое распространение. Один из его вариантов - стремление деловых людей уйти в другую реальность, где нет хронической погони за прибылью и статусом, нет необходимости в контроле неконтролируемых бизнес-процессов, нет конфликтов и борьбы с конкурентами, форсмажорных обстоятельств различного масштаба и т.д.

Подобный уход, выглядящий в некоторых случаях как «отключение» от всех проблем, например, с помощью алкоголя, экстремальных развлечений, полной смены окружающей обстановки (как вариант - жизнь где-нибудь в Тибете, Антарктиде или на Амазонке), в известной степени вынужденный шаг.

Это побуждает многих пересмотреть свои взгляды и на карьеру, и на потребности, и на статус, и вообще на жизнь. К тому же причины глобального кризиса, плоды которого мы уже начали пожинать, заключаются в том числе и в нежизнеспособности старой психологической модели социально-экономических отношений.

Очевидно, что в условиях функционирования этой модели количество порождаемых ею противоречий переходит в качество, т.е. в глобальный социально-экономический коллапс. Несостоятельность некоторых психологических установок и стереотипов, в рамках которых главным образом и существовал до сегодняшнего дня бизнес («Цель бизнеса и карьеры - прибыль», «В бизнесе и карьере не обойтись без манипуляций другими людьми» и т.д.), становится все более очевидной.

Некоторые люди, попавшие в жесткие условия построения карьеры, начинают «на собственной шкуре» чувствовать, что бизнес, задача которого приносить прибыль, не существует сам по себе: бизнес «делает» человек, и эта связка неразрывна.

Но деловые люди, чья основная цель - строить карьеру, «выколачивая» из всего деньги, это еще и просто люди, у которых есть и другие стороны жизни, напрямую влияющие на ее качество.

Карьера, статус, уровень благосостояния, безусловно, могут быть значимыми факторами, играющими важную роль в процессе удовлетворения человеком своих потребностей, но не единственными, особенно если речь идет о максимально полной самореализации.

Совершенно очевидно, что в данной модели бизнеса («кто кого»), помимо чувства радости от удовлетворения своих потребностей, азарта от «охоты» и игры «на миллиарде», упоения от погони за властью и статусом, потенциально заложены боль, страх, путаница в сознании, физический и эмоциональный дискомфорт (а как иначе, если на тебя все время кто-нибудь «охотится» и эта «охота» является основным и неизменным содержанием жизни): дискомфорт, оттого что в этой погоне кто-то оказывается быстрее тебя; боль и страх, оттого что рано или поздно ты становишься «добычей» более проворного «охотника»; путаница, оттого что непонятно, как вообще можно строить жизнь иначе.

Огромное количество бизнесменов, активных и деятельных, по сути, постоянно сталкиваются с событиями, вызывающими боль и страх, либо находятся в ожидании этих событий и переживаний (последнее часто еще хуже для психического и физического здоровья человека с точки зрения патопсихологии).

Эти состояния, естественно, возникают на фоне постоянной «войны»: противостояний, нападений, манипуляций, уничтожений вплоть до физических. Отсюда злость и агрессия, и уже не только в виде защитной реакции. Многие знают о том, что «лучшая защита - это нападение» и что нужно готовиться к войне, если хочешь мира. Эта философия (по сути, философия страха и ответного насилия) стара как мир.

Она вполне актуальна и сегодня: приобретая характер доминирующей, она привносит в человеческие отношения все больше недоверия и, как следствие, стремление к дистанцированию друг от друга.

Подобные социальные явления выступают в качестве своеобразного индикатора устойчивого дисбаланса в триаде «человек - деньги - власть» в пользу денег, власти и экстенсивного развития бизнеса для удовлетворения неуклонно растущих потребностей. Неудивительно, что это приводит, как правило, к психическому и физическому истощению делового человека, так же как приводит к истощению организма потребность наркомана в очередной дозе. Главный вопрос, который в этой ситуации некоторые начинают себе задавать: «Зачем мне все это?» Человек, всецело подчиняющий свою жизнь погоне за «металлом» и статусом, судя по всему, обречен на внутренний кризис, в лучшем случае на такую его форму, как вынужденный либо сознательный дауншифтинг.

 

ВОСПРИЯТИЕ КАРЬЕРНОГО «ЗИГЗАГА» КАК «ХОДА КОНЕМ»

Рассмотрим теперь действия в обстоятельствах КЗ, которые можно образно назвать «ход конем», или «психологическое айкидо».

Напомним, что главный принцип японской борьбы айкидо заключается в том, чтобы действия противника обратить против него самого, противопоставляя его силе мягкость. В отечественной боевой традиции «любки» существует аналог этого принципа, который называется «позволение»: боец позволяет противнику нанести удар, но, будучи физически гибким, пластичным и мягким, добивается того, что действия нападающего для него неопасны - все удары проходят «вскользь».

При этом боец собран и внимателен, но не напряжен, поэтому защищен и своевременно получает достаточно информации для эффективной обороны и атаки. И восточный, и отечественный стили ведения боя часто напоминают танец, хотя техника «любков» отличается от техники айкидо.

К чему мы говорим об этом? Кто в данном случае атакует и кто защищается? Как, используя эти принципы, подойти к разрешению конкретной ситуации КЗ? Приведу наглядный пример из своей практики. Однажды в режиме онлайн я отвечал на вопросы, касающиеся проблем развития бизнеса в условиях кризиса. Ниже дословно приведен один из таких вопросов и ответ на него.

Вопрос: «Все говорят, что кризис - это время широких возможностей для бизнеса. Что это значит? Есть ли у психолога, коуча или бизнестренера рекомендации, как найти эти возможности?» Ответ: «Представьте, что к вам в офис пришел бизнес-консультант и дал бесплатную консультацию по основным вопросам, касающимся организации вашего бизнеса.

Он подробно рассказал вам о слабых сторонах бизнес-процесса в обстоятельствах кризиса и подчеркнул сильные стороны. Вы благодаря этому теперь лучше понимаете, что необходимо изменить, усилить, поддерживать и развивать, для того чтобы ваш бизнес был более устойчивым и рос в этих условиях. Именно в роли такого консультанта и выступил кризис.

Вы можете самостоятельно или с коллегами проанализировать максимально возможное количество событий и изменений (положительных и отрицательных, с вашей точки зрения), произошедших с вами и вашим бизнесом в результате кризиса. Извлеките из этого анализа уроки и действуйте, используя имеющиеся в вашем распоряжении возможности».

«Тот, кто нам мешает, - тот нам поможет!» - невольно вспоминается в данном случае афоризм из гайдаевской комедии. Конечно, в роли атакующей стороны выступает кризис, а защищающейся - бизнесмен, который может что-либо предпринять в сложившейся ситуации. У него есть два основных варианта решения проблем.

1. Немедленное совершение прямых контрдействий: привлечение дополнительных средств / специалистов (каких и сколько?) и выживание за счет этого без учета внутренних и внешних причин, которые привели к возникновению данных проблем. Этот вариант защиты, жесткий, затратный с точки зрения ресурсов, основанный на поверхностном анализе ситуации, дает в итоге низкий КПД развития бизнеса и его участников.

2. Позволение происходить тому, что происходит, наблюдение за состоянием бизнес-процессов в текущих условиях (прежде всего анализ слабых / сильных мест и внутренних возможностей) и только после этого совершение эффективного ответного действия на основе полученной информации. Это мягкий вариант защиты с более глубоким изучением проблемной ситуации, обеспечивающий более высокий КПД развития бизнеса и его участников.

Безусловно, для того чтобы быть защищенным, действовать эффективно и своевременно, не дожидаясь необратимых катастрофических для себя, своего бизнеса и карьеры последствий, этому необходимо учиться (иногда в специально организованных условиях).

В этом смысле принцип «позволения» может стать тем самым творческим действием в ситуации КЗ, когда человека «атакует» кризис (реорганизация или закрытие компании). У того, кто оказался в подобных обстоятельствах, всегда есть возможность лучше понять свой карьерный путь, разобраться, что твое, а что нет.

Это возможность найти свое дело - то, к которому человек наиболее расположен, а значит, конкурентоспособен и востребован.

Рассмотрим пример КЗ (в данном случае он касается должностного статуса). Специалист Н. - женщина в возрасте около 35 лет, являющаяся вице-президентом крупного PR-холдинга, который, как и многие компании, в ситуации кризиса стал испытывать финансовые трудности: началась его частичная реорганизация.

Имея хорошее образование и соответствующий культурный «бэкграунд», Н. могла продолжать работу в компании и оставаться в занимаемой должности. Холдинг сотрудничал со многими коммерческими структурами, которые нуждались в PR-услугах. Одной из них была компания, занимавшаяся реализацией промышленной продукции и имевшая в данный момент вакансию менеджера по продажам.

У Н. возникла мысль попробовать себя в этой области, тем более что это представлялось достаточно перспективным с точки зрения заработка.

Поделившись своими планами с окружением - близкими, друзьями и коллегами, она практически от всех услышала категоричное: «У тебя ничего не выйдет». Ее пытались убедить в том, что, для того чтобы продавать, нужны особые качества и талант, что это работа не соответствует ее культурному уровню, образованию и т.д. Тем не менее, Н. решила проверить себя: смогу или нет? Будучи легко обучаемой, она довольно быстро постигла основы работы менеджера по продажам и поняла, что может.

После этого, являясь человеком, которому интересно развиваться, она начала изучать тонкости (в частности психологические) совершения выгодных сделок и сама стала обучать молодых менеджеров премудростям продаж. Теперь ей самой нравилась новая работа, в которой появился элемент развития.

Залогом карьерного успеха, по ее мнению, были преодоление давления окружающих, отговаривавших ее от смены сферы деятельности, а также возросшая уверенность в том, что она может быть успешной в этой области, может развиваться и чувствовать удовлетворенность результатами своей работы.

Это яркий пример того, как «зигзагообразная» карьера становится не только способом заработка, обретения статуса, решения проблем в погоне за прибылью и должностью, но и тем самым средством раскрытия потенциала и самореализации человека, ведущим в том числе к материальному благополучию.

По сути, КЗ может стать возможностью найти свое дело, при этом будет обеспечено оптимальное сочетание личностных качеств человека и специфических требований профессии, карьеры, бизнеса. Индивидуальные способности, «резонируя» с профессиональными компетенциями, получат максимальное развитие, при этом карьерное продвижение будет способствовать личностному росту.

Данную модель построения карьеры предлагаем назвать энергетической, т.е. позволяющей человеку наиболее полно реализоваться в своем деле.

Соответственно, в том случае, когда индивидуальные качества личности и требования профессии, карьеры, бизнеса противоречат друг другу, вызывая у человека чувство неудовлетворенности, хроническое психофизическое истощение, приводя к низкому качеству деятельности, мы можем говорить об антиэнергетической модели построения карьеры (или «черной дыре»). Основной задачей человека в данном случае становится наиболее полное понимание своих индивидуальных качеств, профессиональных навыков, сильных и слабых черт личности, истинных потребностей и возможностей, а также нахождение оптимальных способов их реализации. Внутренняя психологическая работа, которую совершает в данной ситуации человек, условно может быть разделена на три основных этапа:

1) комплексное самопонимание и самоизучение;

2) поиск возможных вариантов действий и принятие решения;

3) оценка результата предпринятых действий и их коррекция.

Это и есть, на наш взгляд, тот самый «ход конем», который может самостоятельно или с помощью специалиста сделать человек, находящийся на карьерном «распутье» - в ситуации КЗ.


Информация о работе «Карьерный "зигзаг" как неудача, дауншифтинг или "ход конем"»
Раздел: Менеджмент
Количество знаков с пробелами: 19402
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

0 комментариев


Наверх