Бесов А.Г., Зеленина Л.В., Шеремет В.И., Якушев М.И.

Главный миф Крымской войны: Россия потерпела сокрушительное поражение

Не правомерно так говорить о стране, которая не позволила значительно превосходящей ее по силе коалиции ведущих мировых индустриальных держав и исламского государства изменить геополитическое пространство Евразии.

Но важнее другое. Та цель, которую имела Россия, объявляя войну Османской империи, — сохранение статуса Святых мест — была ею полностью достигнута, что и засвидетельствовал Парижский мирный трактат в соответствующей своей части. Эта победа была достигнута, — хотя и ценой довольно значительных человеческих и материальных жертв.

С другой стороны, открыто декларировавшиеся «крестоносные» цели западной коалиции в этой войне достигнуты не были — той же ценой кровавых потерь и материальных усилий со стороны России.

Крымская война ни в коем смысле не стала для России войной проигранной, но явно была далеко не самой удачной из русских войн.

Миф: советский историк Е.В. Тарле стал первооткрывателем темы Крымской войны и остается таковым более полусотни лет

Нет. Крупнейшее исследование о Крымской войне A.M. Зайончковско-го было опубликовано еще в 1907 году, а в советской историографии открыл тему в 1933-1935 годах аспирант Е.В. Тарле, затем доцент Исторического факультета Ленинградского университета Петр (Пьер) Федорович Кухарский. Он погиб в блокадную зиму 1941/1942 годов. Е.В. Тарле свои первые публикации предназначал для журнала «Пионер» (1939, № 2). В подавляющем большинстве архивных дел, на которые ссылался Е.В. Тарле, включая дневник князя Меншикова, его личной обязательной росписи нет. Выборки документов из архивов ему готовили специально. Возможно, по приказу И.В. Сталина, любившего и баловавшего Тарле, наградившего его своей Премией.

Миф: Е.В, Тарле первым глубоко и всесторонне оценил значение Святых мест Палестины в истории войны

Нет. К этой проблеме обращались русские историки XIX века, но в Советском Союзе эта тема была «запечатана» самим академиком М.Н. Покровским и наркомом А.В. Луначарским. Приоткрыл ряд сюжетов П.Ф. Кухарский (1941). В наши дни на основе вновь открытых архивных документов полномасштабную оценку проблемы Святых мест в контексте не только войны, но и всей внешней политики России середины XIX века, впервые дал историк-востоковед, арабист М.И. Якушев в 2000-2006 годах.

Миф: о войне 1853-1856 годов все известно, она была бесславно проиграна, потому о ней и не пишут

«Забытый мир, затертая война» — так определял эти события профессор, академик РАЕН, главный научный сотрудник Института востоковедения РАН В.И. Шеремет еще в 1985-1986 годах (см. его книгу «Османская империя и Западная Европа», 1986, по цензурным соображениям не получившую в названии слов «Крымская война»).

Полная история войны еще не написана. Возможно, ее начало надо отнести к 1849 году — времени «военной тревоги» в англо-русских отношениях и вялотекущих конфликтов. Сталинская эпоха нуждалась в мифе о внезапном нападении союзников и разгроме «прогнившего царизма». В более позднее время историкам намекали, что желательно замалчивать любые неудачи в любое время. Можно было изучать только победы или же отдельные аспекты отдельных проблем. Это не давало возможности в советское время раскрыть проблему в ее полноте. Так, донесения с мест сражений в 1854-1856 годах лежали нераспечатанными с тех лет до 80-х годов прошлого века и не выдавались исследователям как содержавшие «важные секреты».

Центр национальной славы и Фонд Андрея Первозванного предприняли масштабную работу по организации и осуществлению трехлетней программы под названием «Крымская война», предложив по-новому взглянуть на устоявшийся в советском сознании стереотип относительно этой войны. В рамках данной программы проходит нынешняя конференция, посвященная неполитизированной, строго документированной истории Отечества. С этой целью Центр и Фонд привлекли сложившийся коллектив историков во главе с В.И. Шереметом, давно уже работавших и продолжающих работать над темой Крымской войны.

Существует устойчивое мнение, что столь масштабная война стала полной неожиданностью для России

Действительно, в плане организации внешней разведки в Европе и в Турции царское правительство «проиграло» эту войну задолго до начала боевых действий. Но по настоящему была им проиграна информационная война на тему о Святых местах, реформах и положении христиан на Леванте и на Балканах, развернувшаяся на страницах европейских газет в 1846-1852 годах. Причем самые яркие и организующие общественное мнение Европы статьи, брошюры и т. д. написали тогда не французы, а турецкие разведчики под прикрытием журналистов в Бельгии: Рустем-бей и Саид-бей. Их работы имеются в распоряжении некоторых участников конференции. Е.В. Тарле опирался на книги якобы независимого журналиста Абдолонима Убичини, которого снабжал нужной информацией и субсидиями сам военный министр Порты Али Риза-паша. Таков пример «большой игры» с русскими в XIX веке и даже в эпоху Тарле.

Западные газеты, чтобы отвлечь своих читателей от образов гражданских войн или революций 1848-1849 годов, рисовали в 1849-1853 годах и позже образ «империи зла» — России, которая якобы одна только мешает прогрессу и реформам в Османской империи, преследует Шамиля и антироссийских повстанцев не только в Царстве Польском, но и в Венгрии, на Босфоре, в Анатолии...

Таким образом общественное мнение западных стран заранее подготавливалось к поддержке войны — задолго до начала собственно боевых действий.

История повторяется: сегодня Российская Федерация проигрывает информационную войну и дипломатические сражения в отношении тех земель, которые она кровью защищала в 1853-1856 годах. Так, США разместили военную базу в дельте Дуная, на островах, отторгнутых в 1856 году. А в Румынии, созданной из Дунайских княжеств, за суверенитет которых боролась Россия в 1853-1856 годах, это считают осуществлением своей «национальной мечты» после Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Тогда османская Турция втягивала хана Коканда в антирусские выступления. Теперь США настойчиво ищут плацдармы в Центральной Азии, в бывших советских республиках.

Россия успешно миротворствовала в Ливане в 1849-1852 годах, и державы ей этого не простили, ускорив начало войны 1853 года. Россия успешно помогла развязать в те годы ирано-турецкие пограничные споры. Деятельно, без участия держав, продвигалась в нормализации своих отношений с Японией. Не простили...

Россия миротворствовала в Черногории, в других местах на Балканах. Без участия держав. Не простили...

Миф: проблема Святых мест — повод к войне

Нет. Не просто повод, а одна из главных причин и оснований данной войны.

Дело в том, что лидирующая роль России на Ближнем Востоке и на Балканах как проводника политики, направленной на поддержание равновесия сил на Востоке с опорой на духовно-религиозные, этнические и межконфессиональные факторы, подверглась жесточайшему давлению со стороны Франции, Англии и папского престола. Эта коалиция стремилась вытеснить Россию с традиционно сильных для нее позиций в восточном вопросе. Речь шла о переделе сфер влияния — особенно духовных и моральных, в которых Россия, также традиционно, имела огромный авторитет. И уже за этим следовал передел в военных и экономических сферах, которые также были сильны у России и на Балканах, и на Востоке.

Нужно специально отметить достоинство и прямоту российской внешней политики в этот период, которые выразились в том, что имея моральную и материальную опору в лице десятимиллионного православного населения Османской империи, которое ждало сигнала от России, чтобы подняться за свое освобождение от османского ига, Россия, вступив в войну с Портой за Святые места, не прибегла к этому мощному людскому ресурсу, чтобы использовать его в качестве «пятой колонны».

Миф: Россия обвально проиграла войну

Нет. В военном отношении война Россией была прекращена. Это признали сразу же, например, в прессе США осенью-зимой 1855/1856 годов.

Но самое главное — из всех стран, участвовавших в мирных переговорах, только в России, на следующий же день после подписания мира в Париже, был издан высочайший Манифест «О прекращении войны» (19/31 марта 1856 года).

Главным итогом войны в нем было признано то, что теперь «будущая участь и права всех христиан на Востоке обеспечены» и что «в следствие сего действия справедливости, Империя Оттоманская вступает в общий союз государств Европейских».

Миф: существующий и поныне статус-кво Святых мест Палестины был закреплен высочайшим указом султана Абдул Меджида от 1852 года, в котором падишах якобы «даровал») Иерусалимской Православной Церкви преимущественные права на христианские святыни

Султан вовсе не «даровал» права, а был вынужден уступить ходатайствам императора Николая I, к которому обратились Иерусалимский и Константинопольский Патриархи с мольбой о защите преимущественных прав и привилегий Иерусалимской Православной Церкви на Святые места Палестины в Иерусалиме и Вифлееме от посягательств католиков-францисканцев. В ответ на собственноручное письмо императора (сентябрь 1851 года) к султану с просьбой соблюдать преимущественные права православного духовенства падишах распустил профранцузскую правительственную комиссию и сформировал новую, менее предвзятую, которая подготовила требуемый султанский указ (от февраля 1852 года). После ряда уступок со стороны султана в пользу католиков, допущенных под нажимом французского кабинета, император Николай I направил в Константинополь своим чрезвычайным и полномочным послом князя Менши-кова. Императорский посол добился от султана согласия на издание еще двух фирманов в пользу Иерусалимской Церкви, нейтрализовав последние уступки французам, допущенные Портой после издания фирмана от февраля 1852 года. Именно эти фирманы (от февраля 1852 и апреля 1853 годов), полученные под давлением русской дипломатии, легли в основу так называемого «порядка вещей» или статус-кво (status quo) Святых мест, закрепленного на Парижской мирной конференции и подтвержденного на Берлинском мирном конгрессе 1878 года, который на Западе также считают дипломатической неудачей России.

Данный статус-кво сохраняется и поныне. За него Россия заплатила дорогой ценой — пролитой кровью и жизнями полумиллиона русских солдат и матросов, погибших, получивших ранения и пропавших без вести в ходе «войны за Святые места Палестины» 1853—1856 годов.

Парадоксально, но факт:

Статус-кво преимущественных прав православного духовенства на Святые места Палестины остался и после войны в том самом виде, каким его юридически установили полученные по настояниям России султанские фирманы (февраля 1852 апреля 1853 годов) накануне войны, что и было закреплено и подтверждено в международных договорах 1856 и 1878 годов.

Миф: Россия инициировала и начала войн)' против «беззащитной» Османской империи, на помощь которой поспешили Великобритания, Франция и примкнувшая к ним Сардиния

Эту мысль легко найти не только у британских и французских историков, но и у советского академика Е.В. Тарле, возложившего по идеологическим и политическим соображениям на российского императора вину за возникновение конфликта вокруг Святых мест. «Научные открытия» советского историка были широко растиражированы западной историографией: его труды охотно переводились на иностранные языки, а главная книга его жизни — «Крымская война» — получила широкую известность во многих странах мира.

Исторические факты говорят об обратном: 4/16 октября 1853 года Порта объявила войну России. За день до объявления войны, 3/15 октября, османы обстреляли русские пикеты на левом берегу Дуная у Ка-лафата (Видин). 11/23 октября 1853 года — столкновение у Исакчи (обстрел османами проходящей по Дунаю эскадры русских военных судов). 15/27 октября — нападением османских войск на русские укрепления начаты боевые действия на Кавказском фронте.

Доставленное в Петербург известие о деле при Исакчи вызвало 21 октября/2 ноября 1853 года издание Высочайшего Манифеста о вступление России в войну с Османской империей.

1853 год: 27 октября/8 ноября — англо-французский флот покидает Мраморное море и входит в Босфор близ Константинополя.

18/30 ноября — разгром Нахимовым османского флота под Сино-пом.

23 декабря 1853/4 января 1854 года — англо-французский флот вошел в Черное море.

9/21 февраля — разрыв дипломатических отношений России с Великобританией и Францией.

15/27 февраля — британо-французский ультиматум России с требованием очистить к 3 апреля (в 15-дневный срок) Дунайские княжества (Молдавию и Валахию) от русских войск.


Информация о работе «О мифах и стереотипах, о тайнах и парадоксах Восточной (Крымской) войны 1853-1856 годов»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 27401
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
504107
0
0

... к историческим знаниям. Выдающийся ученый С.М. Соловьев, чья деятельность началась еще в первой половине XIX в., написал множество работ по разным историческим проблемам и фундаментальный труд "История России с древнейших времен". В нем он обосновал новую концепцию, объяснявшую отечественную историю природными и этническими особенностями русского народа. В.О. Ключевский, создавший оригинальную ...

Скачать
273722
5
0

... учебников, календарей и кончая историческими сочинениями и политическими трактатами. Петр 1 положил начало и периодической печати. С его царствования начинается и процесс формирования русской интеллигенции. В отечественной исторической литературе реформаторская деятельность Петра 1 оценивается далеко неоднозначно: в том время как одни историки делают акцент на преданности Петра 1 отечеству, его ...

Скачать
130918
2
0

... прочтение. М., 1995. 68.      Симонов Н. Военно-промышленный комплекс СССР в 20 – 50-е годы. //Свободная мысль. 1996. №2. 69.       Сидорова Л. А. «Шестидесятники» в исторической науке России. // Отечественная история. 2001. №5. 70.      Трухановский В. Г. Уинстон Черчилль. Политическая биография. М., 1977. 71.      Тимофеев Т. Ю. Террор: сталинские партийные чистки (1936-1953). // Вопросы ...

Скачать
334212
0
0

... эпистемология. Э. используется в англоязычных странах, означает «точное» знание, но эти понятия не тождественны. В зависимости от того каковы ответы на вопросы: «Познаваем ли мир?», «Есть ли границы этого познания?»–в философии сформировались различные концепции: - Скептицизм - Агностицизм - Гносеологический оптимизм «Скепсис»- сомнения–необходимый элемент познавательной деятельности. В ...

0 комментариев


Наверх