2. БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ НА ФРОНТАХ

Провал «блицкрига» 22июня1941г. Германия без объявле­ния войны напала на СССР. Вместе с

вермахтом в боевых операциях участвовали вооруженные силы Венгрии, Италии, Румынии и Финляндии. Началась Великая Оте­чественная война советского народа, сразу же ставшая важней­шей для судеб народов Земли составной частью второй мировой войны.

По плану «Барбаросса» предполагалось, что хорошо подготов­ленные и технически оснащенные армии вторжения уничтожат ос­новные силы Красной Армии западнее рубежа рек Двина и Днепр, захватят до наступления зимы 1941 г. жизненно важные центры стра­ны и выйдут на линию Архангельск — Волга — Астрахань. Это была стратегическая установка на «блицкриг» — молниеносную войну.

Фашистский блок бросил в первый натиск на СССР 5,5 млн. солдат и офице­ров, 5 тыс. самолетов, 3,5 тыс. танков, 47 тыс. орудий и минометов, сосредоточен­ных по трем направлениям;

— группа армий «Север», развернутая под командованием генерал-фельдмар­шала В. Лееба в Восточной Пруссии, имела задачу уничтожить советские войска I Прибалтике, захватить порты на Балтийском море и Ленинград;

— самая мощная группа армий «Центр» (командующий генерал-фельдмар­шал Ф. Бок) должна была наступать на Минск и далее — на Смоленск и Москву;

— группа армий «Юг» (командующий генерал-фельдмаршал Г. Рундштедт;

преследовала цель: разгромить силы Красной Армии в Западной Украине, выйти на Днепр и развивать наступление на юго-восток.

Непосредственно армиям вторжения противостояли боевые силы западны) приграничных округов. Они включали 2,7 млн. советских солдат и офицеров, 37,5 тыс. орудий и минометов, по 1,5 тыс. новых танков и боевых самолетов, не считая значительного количества легких танков и самолетов устаревших конструкций. На основных направлениях противнику удалось обеспечить превосходство в три-четыре раза, а в местах главного удара — и того больше.

22 июня на базе приграничных военных округов были образова­ны фронты: Северо-Западный (командующий ген. Ф.И. Кузнецов), Западный (командующий ген. Д.Г. Павлов) и Юго-Западный (командующий ген. М.П. Кирпонос). 24 июня появился новый фронт — Северный (командующий ген. М.М. Попов). За день до этого учреждается Ставка Главного Командования (с августа — Ставка Верховного Главнокомандования), 30 июня — Государственный Ко­митет Обороны (ГКО), официально сконцентрировавший всю пол­ноту государственной и военной власти. Председателем ГКО и Вер­ховным Главнокомандующим был назначен И.В. Сталин. В августе 1942 г. его заместителем по Верховному Главнокомандованию ста­новится выдающийся полководец — Г. К. Жуков. Учреждение этих высших коллегиальных органов не изменило установившегося по­ложения: все рычаги управления армией и страной находились единолично в руках Сталина. «Трудно было разобрать, где кончае­тся Государственный Комитет Обороны и где начинается Ставка, и наоборот, — вспоминал позднее Жуков. — На практике получа­лось так: Сталин — это Ставка и Государственный Комитет Обо­роны — тоже Сталин. Он командовал всем, он дирижировал, его слово было окончательным и обжалованию не подлежало».

Вечером 22 июня политическое руководство сгоряча отдало Вооруженным Силам приказ разгромить вклинившиеся группи­ровки противника и с боями ворваться на сопредельные совет­ским границам территории. Но уже в конце июня, учитывая нере­альность этой задачи, войскам была дана иная директива — перейти к стратегической обороне. Обозначились и ее основные рубежи:

первый — по линии укрепленных районов вдоль старых (до авгус­та 1939 г.) государственных границ; второй — в 120—200 км вос-точнее. Несколько позже было принято решение о подготовке третьего рубежа стратегического значения, способного обеспечить войскам возможность прикрытия ближних подступов к Ленингра­ду, Москве и Донбассу. На этих рубежах с помощью гражданского населения рылись окопы, траншеи и рвы, устанавливались проти­вотанковые «ежи» и заграждения из колючей проволоки, устраи­вались долговременные огневые точки и блиндажи. Туда же ко­мандование подтягивало войсковые пополнения. Стратегическая оборона преследовала цель: измотать ударные силы неприятеля, выбить его обученные кадры и боевую технику, выиграть время для создания необходимых резервов и условий с тем, чтобы до­биться коренного поворота в ходе войны.

Поставленной цели советское командование пыталось достичь как путем проведения мощных фронтовых контрударов (в конце июня — в приграничных районах Ровно, Дубно, Броды, где в круп­нейшем за всю историю второй мировой войны танковом сраже­нии участвовало 15000 боевых машин; в июле — на лепельском и бобруйском направлениях, в районах Сольцы — Бердичева и юж­нее Киева), так и путем упорной обороны ключевых городов: Смо­ленска (июль—сентябрь), Киева (июль—сентябрь), Одессы (август— октябрь) и Севастополя (началась в конце октября).

Натолкнувшись на ожесточенное сопротивление Красной Ар­мии, вермахт потерял за первые пять недель войны около 200 тыс. человек (вдвое больше, чем за два года войны в Европе), свыше 1,5 тыс. танков и 1 тыс. самолетов. Однако остановить превосхо­дящие силы неприятеля захваченные врасплох советские войска не смогли. К ноябрю 1941 г. враг блокировал Ленинград, а на юго-востоке вышел к Ростову-на-Дону. Критическая ситуация сло­жилась на центральном участке фронта. В рамках стратегической операции «Тайфун» вермахт предпринял два наступления на Мос­кву: в конце сентября—октября 1941 г. и с 15 ноября, в ходе кото­рого передовым немецким частям удалось приблизиться к столи­це на 25—30 км. В целом Красная Армия за первые месяцы войны потеряла убитыми, ранеными и пленными 5 млн. человек, боль­шую часть танков и самолетов. И все же главной своей цели в летне-осенней кампании гитлеровское командование не добилось. В начале декабря оно было вынуждено отдать приказ о переходе к обороне на всем Восточном фронте.

5-6 декабря 1941 г. началось контрнаступление оборонявших Москву войск Западного и Калининского фронтов (командующие — генералы Г.К. Жуков, И.С. Конев), а также Юго-Западного фрон­та (командующий — маршал С.К. Тимошенко), которое, захватив и другие участки советско-германского фронта, продолжалось до ап­реля 1942 г. Враг был отброшен на 100—250 км от столицы.

Победа под Москвой окончательно похоронила «блицкриг». Союзники Германии — Турция и Япония — воздержались от вступ­ления в войну. Начался подъем антифашистского сопротивления в Западной Европе.

К началу весенне-летней кампании Неудачи Красной Армии 1942 г. противник сохранял преимуще-веснои и летом 1942 г. ство в численности личного состава, ко­личестве орудий и самолетов, уступая лишь в танках. Генштаб предложил на предстоящие месяцы план глубокой обороны, под­держанный Г.К. Жуковым и рядом других военачальников. Тем не менее И.В. Сталин настоял на проведении серии крупных

наступательных операций для того, чтобы добиться перелома в войне. «Не сидеть же нам сложа руки и ждать, когда немцы нанесут удар первыми, — заявил он. — Надо самим нанести ряд упреждающих ударов на широком фронте и прощупать готовность противника».

Главное наступление вермахта ожидалось Верховным Главно­командующим на Москву, в чем его убедила германская разведка, проведя операцию по дезинформации под кодовым названием «Кремль». Поэтому И.В. Сталин распорядился собрать под столи­цей значительную часть танковых сил и авиации, и тем самым обескровил войска, которым предстояло наступать в соответствии с его планом.

На самом же деле стратегия Гитлера на лето 1942 г. сводилась к следующему: разгромить советские армии на юге, овладеть рай­оном Кавказа, выйти к Волге, захватить Сталинград, Астрахань. Как надеялось немецкое командование, добившись успеха на этом направлении, оно сможет вновь нанести удары на Москву и Ле­нинград.

Повинуясь директивам Ставки, советские войска в мае 1942 г. перешли в наступление в Крыму и под Харьковом. Оно закончи­лось тяжелым поражением. Сам И.В. Сталин сравнил его с ката­строфой в Восточной Пруссии армий генералов П.К. Ренненкамп-фа и А.В. Самсонова в первую мировую войну. В июле пал Сева­стополь, были оккупированы Донбасс и важные сельскохозяйст­венные районы Украины и юга России. Враг вышел к Северному Кавказу, стремясь захватить богатые нефтяные месторождения, и одновременно начал штурм Сталинграда с целью перерезать Вол­гу — одну из ключевых транспортных артерий СССР.

Следствием военных неудач Красной Армии стало резкое падение порядка в войсках. Нарушения дисциплины, а подчас и паника приняли такие масшта­бы, что И.В. Сталин был вынужден издать знаменитый приказ от 28 июля 1942 г. № 227 «Ни шагу назад!». Он требовал восстановить железную дисциплину среди солдат и офицеров, вводил в тылу неустойчивых подразделений специаль­ные заградительные отряды. Им надлежало «в случае паники и беспорядочного отхода дивизий расстреливать на месте паникеров и трусов и тем помочь честным бойцам дивизий выполнить свой долг перед Родиной».

В сентябре 1942 г. Генштаб, руководимый Коренной перелом А.М. Василевским, и заместитель Верхов-в ходе воины ного Главнокомандующего Г.К. Жуков приступили к разработке наступательной операции под Сталин­градом, где в кровопролитных уличных боях увязли 6-я армия ге­нерала Ф. Паулюса и танковая армия генерала Г. Гота. В операции были предусмотрены два этапа: на первом предполагалось прорвать оборону неприятеля и создать прочное внешнее кольцо ок­ружения, на втором — уничтожить взятые в кольцо фашистские войска, если они не примут ультиматума о сдаче. Для этого при­влекались силы трех фронтов: Юго-Западного (ген. Н.Ф. Вату­тин), Донского (ген. К.К. Рокоссовский) и Сталинградского (ген. А.И. Еременко). Было ускорено насыщение Красной Армии но­вой боевой техникой. К ее превосходству над противником в тан­ках, достигнутом еще весной 1942 г., в конце года добавилось пре­обладание в орудиях, минометах и самолетах.

Контрнаступление началось 19 ноября 1942 г., и через пять дней передовые части Юго-Западного и Сталинградского фронтов сомкнулись, окружив более 330 тыс. немецких солдат и офицеров. 10 января советские войска под командованием К.К. Рокоссов­ского приступили к ликвидации блокированной в районе Сталин­града группировки. 2 февраля ее остатки сдались в плен. Успешно развивалось наступление и на Южном фронте, где удалось изгнать неприятеля с Северного Кавказа и большей части Донбасса, а так­же на центральном участке: были освобождены Ржев, Воронеж, Курск. В конце марта 1943 г. ситуация на советско-германском фронте стабилизировалась.

Готовясь к летней кампании, нацистские стратеги сконцент­рировали внимание на Курской дуге. Так назывался выступ линии фронта, обращенный на запад. Его защищали войска двух фрон­тов: Центрального (ген. К.К. Рокоссовский) и Воронежского (ген. Н.Ф. Ватутин). Именно здесь Гитлер намеревался взять реванш за поражение под Сталинградом. Два мощных танковых клина долж­ны были прорвать оборону советских войск у основания выступа, окружить их и создать угрозу Москве.

Ставка Верховного Главнокомандования, вовремя получив от разведки информацию о планируемом наступлении, хорошо под­готовилась к обороне и ответным действиям. Когда 5 июля 1943 г. вермахт обрушил удар на Курскую дугу, Красная Армия сумела выдержать его, а спустя семь дней перешла к стратегическому на­ступлению по фронту в 2 тыс. км.

Победа под Сталинградом и на Курской дуге надломила силу германской военной машины. Общие потери фашистского блока достигли 2 млн. человек. Стратегическая инициатива полностью перешла в руки советского командования. Наступил коренной пере­лом в ходе войны.

В августе 1943 г. были освобождены Орел, Белгород, Харьков, в сентябре — Смоленск. Тогда же началось форсирование Днепра, в ноябре советские части вступили в столицу Украины — Киев, а к концу года продвинулась далеко на запад.

1944 г. был ознаменован серией новых грандиозных по мас­штабам и победоносных операций Красной Армии. В январе на­чалось наступление Ленинградского (ген. Л.А. Говоров) и Волхов­ского (ген. К.А. Мерецков) фронтов, окончательно снявшее бло­каду героического города на Неве (частично она была прорвана годом раньше). В феврале—марте армии 1-го Украинского (ген. Н.Ф. Ватутин) и 2-го Украинского (ген. И.С. Конев) фронтов, раз­громив корсунь-шевченковскую и ряд других мощных группиро­вок противника, вышли на границу с Румынией. Летом крупные победы были одержаны сразу на трех стратегических направлени­ях. В результате выборгско-петрозаводской операции силы Ленин­градского (маршал Л.А. Говоров) и Карельского (ген. К.А. Мерец­ков) фронтов выбили финские части из Карелии; Финляндия пре­кратила военные действия на стороне Германии и в сентябре СССР подписал с ней договор о перемирии. В июне—августе войска че­тырех фронтов (1-го, 2-го и 3-го Белорусского, 1-го Прибалтий­ского) под командованием маршала К. К. Рокоссовского, генера­лов Г.Ф. Захарова, И.Д. Черняховского и И.Х. Баграмяна изгнали неприятеля в ходе операции «Багратион» с территории Белорус­сии. В августе 2-й Украинский (ген. Р.Я. Малиновский) и 3-й Украинский (ген. Ф.И. Толбухин) фронты, осуществив совмест­ную ясско-кишиневскую операцию, освободили Молдавию. Ран­ней осенью немецкие войска отступили из Закарпатской Украины и Прибалтики. Наконец, в октябре ударом на Печенгу была разби­та немецкая группировка на крайнем северном участке советско-германского фронта. Государственная граница СССР восстанав­ливается на всем протяжении от Баренцева до Черного моря.

Характерной особенностью боевых действий Красной Армии в 1944 г. было то, что уже не предпринимались попытки широкого наступления по всему фронту, а последовательно проводились операции на разных участках. Тем самым достигались две цели:

советская сторона обеспечивала максимально возможную концент­рацию людских и материальных ресурсов на направлении перво­очередных ударов, а германская была вынуждена метаться, пере­брасывая силы с одного района сверхпротяженной линии фронта на другой, что окончательно лишало ее какой-либо инициативы.

Преследуя противника, Советская Ар-Освободительный мия пересекла границы СССР и всту-поход в Европу пила на территорию сопредельных го­сударств: Польши (июнь 1944 г.), Румынии (август 1944 г.), Болга­рии (сентябрь 1944 г.), Югославии и Норвегии (октябрь 1944 г.). В освободительном походе участвовали и иностранные военные фор­мирования общей численностью в 550 тыс. человек, созданные с помощью СССР и находившиеся в оперативном подчинении Мос­квы: 1-я и 2-я армии Войска Польского, Чехословацкий армей­ский корпус, две румынские добровольческие дивизии, югослав­ские две танковые и пехотная бригады, французский авиаполк «Нормандия — Неман» и др.

В ряде стран Восточной и Юго-Западной Европы при прибли­жении советских войск вспыхнули вооруженные восстания, под­нятые преимущественно местными компартиями. Одни из них закончились свержением профашистских режимов (в Болгарии и Румынии; значительная часть Югославии к моменту прихода туда красноармейских подразделений уже была очищена от гитлеров­цев Наролно-освободигельной армией, руководимой И. Тито), другие потерпели поражение и потребовалось еще немало сил и времени, чтобы добиться победы над немецко-фашистскими ок­купантами. Это относилось к восстаниям п Словакии (август—ок­тябрь 1944 г.) и в Варшаве. О последнем следует сказать особо-Вооруженное выступление в польской столице началось в ав­густе 5944 г. Не поддержанное находящимися поблизости частя­ми 1-го Белорусского фронта, оно было в октябре жестоко подав­лено немцами. Согласно официальной версии, наши войска, измо­танные предшествующими боями, не могли оказать действенной по­мощи повстанцам. Скорее всего, так оно и было. что признает, на­пример, авторитетный военный историк, бывший генерал вермахта К. Кипельскирх. По его мнению, «восстание вспыхнуло 1 августа. когда сила русского удара уже иссякла". Но существует и иная версия тех трагических событий: И.В, Сталин сознательно позво­лил немцам утопить в крови антифашистское выступление вар-щавян, чтобы не допустить возвращения к власти польского пра­вительства из эмиграции, чьи сторонники организовали это вос­стание. Польша была освобождена лишь в январе 1945 г.

В фреврале 1945 г. Советская Армия после ожесточенных боев заня­ла с голицу Венгрии — Будапешт, в апреле — столицу Австрии Вену. в мае — столицу Чехословакии Прагу, 2 мая войска под командо­ванием маршалов Г.К. Жукова, И,С. Конева и К.К, Рокоссовского завершили штурм Берлина. К мая 1945 г. представители германского командования подписали акт о безоговорочной капитуляции.

СТАЛИНГРАДСКАЯ БИТВА распадается на два этапа: оборонительный (17 июля — 18 ноября 1942 г.) и наступательный (19 ноября 1942 г. — 2 февраля 1943 г.). Еще 12 июля 1942 г. на базе Юго-Западного фронта был создан Сталинград­ский фронт, в состав которого вошли три резерв­ные армии и две воздушные, а также отошед­шие в этот район остатки нескольких советских армий. 5 августа Сталинградский фронт был разделен на Юго-Восточный и Сталинградский;


Информация о работе «Война 41-45»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 37579
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
143782
0
0

... них был более агрессивным. Предыдущая точка зрения покоилась на неоспоримом факте: именно Германия начала Второю Мировую войны и Отечественную в частности. Но данная трактовка даётся без объективных исследований процессов, происходивших в Советском Союзе накануне войны. Доступные ныне документы позволяют пролить свет на истинные причины возникновения и разрастания конфликта. Исходя из доступных ...

Скачать
147671
1
0

... и стимулирования труда в сельском хозяйстве. Третья глава. Быт и культурное обслуживание «человека тыла» в годы Великой Отечественной войны. В этой главе затронута тема духовной жизни в Омске периода Великой Отечественной войны. Глава 1. «Человек тыла» в промышленном производстве Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (на материалах Омска и Омской области).  Рубеж ...

Скачать
249484
7
0

... свидетельствует как раз об обратном. 6.3 О «главной мысли» В. Суворова Настало, однако, время перейти от рассмотрения очень важных, но частных вопросов к «главной идее» версии В. Суворова о причинах поражений Красной Армии в первый период Великой Отечественной войны. В чем она заключается? C одной стороны, имеются многочисленные данные об очень напряженный подготовке Советского Союза к войне в ...

Скачать
102126
0
0

... и взаимоуничтожения общностей. При этом я буду использовать методологическое допущение, согласно которому между психологическими закономерностями межгрупповой агрессии и философской проблемой «Как возможна война?» существует взаимосвязь. История изучения межгруппового взаимодействия началась с рассмотрения проблемы межгрупповой агрессии в работах классиков социальной психологии Г.Лебона (1896) ...

0 комментариев


Наверх