7. Распад СССР и его последствия

Было бы величайшей «натяжкой» объяснять распад Советского Союза стремлением его народов к самоопределению. Националь­ные чувства доминировали лишь при отделении государств При­балтики, Закавказья и правобережной Молдовы. Население Ук­раины (за исключением Галиции), не говоря уже о жителях Бело­руссии, в своей массе не проявляли стремления к разрыву с Рос­сией. Процесс же активного становления новых национальных го­сударств в Средней Азии и Казахстане явился, по сути, вынужден­ной реакцией на развал Союза, поскольку массовое движение за независимость здесь практически отсутствовало.

В течение веков Россия представляла собой не просто государст­во, а единственное в своем роде, связанное множеством нитей сооб­щество этносов, населяющих данное геополитическое пространст­во. Это единство сложилось исторически как модель мирного сожи­тельства и коллективной безопасности. Неконтролируемый, под­час искусственный всплеск национализма на территории бывшего единого государства имел мало общего с подлинным националь­ным возрождением народов.

Во многом насильственная дезинтеграция СССР привела:

1) к разрушению (или деформации) общего пространства — хо­зяйственного, транспортного, финансового, культурного и инфор­мационного;

2) возникновению в новых суверенных странах многочислен­ных противоречий — межэтнических распрей, противостояний внутри наций, сепаратизма, автономистских движений и террито­риальных споров;

3) экономическому хаосу, резкому снижению ВВП и массовому обнищанию людей в большинстве вновь образованных государств;

4) ухудшению геополитического положения и национальной безопасности новых международных субъектов;

5) подрыву научно-технического потенциала и местных систем образования из-за отсутствия средств и нарастающей «утечки моз­гов»;

6) беспрецедентному росту криминогенности, массовому нару­шению прав человека и т.п.


Глава II. Административно-территориальный портрет России.

 

1. Административное устройство царской России

Формирование единого централизованного государства потребовало организации и введения единой системы управления его отдельными территориями, или, как говорят, — установления административной унификации (единообразия). Нельзя сказать, что этот процесс осуществлялся как бы с чистого листа. Россия располагала исторически сложившимися территориями с уже ус­тоявшейся системой управления. Поэтому имевшаяся местная сис­тема управления не подвергалась ломке без серьезных на то осно­ваний.

Официальное приказное делопроизводство XVII века, наиболее полное и последовательное для своего времени, делило территорию российского государства на части (области), именовавшиеся тогда «городами». При отнесении тех или иных территорий к «городу» утверждался историко-географический принцип. Хорошо извест­ны такие административно-территориальные единицы, как Рязан­ские, Северские, Замосковные, Пермские и другие «города».

Более низким звеном деления были уезды, волости и станы. Как правило, в качестве административного центра уезда выступал город (т.е. город-пункт в отличие от вышеупомянутого города-об­ласти). Уезды подразделялись на волости и станы. Волостная организация возникла, как считается, из крестьянской сельской общины. Центром волости являлось, как правило, село (крупный сельский населенный пункт), объединявшее несколько деревень. В не которых случаях стан вытеснял волостное деление.

В ряде районов России долго сохранялось традиционное сло­жившееся территориальное деление (края, погосты, дороги, полки и т.д.). При изучении исторической географии России XVI-XVII веков возникает ряд трудностей, обусловленных в значительной степени несопоставимостью административного устройства от­дельных территорий. Поэтому специалисты вынуждены делать это на основе конструирования природно-исторических комплексов, заменяющих тогдашнее, не всегда стройное административное де­ление страны.

Так или иначе, но к началу XVIII века наиболее устоявшейся единицей громоздкого и неустойчивого административно-террито­риального устройства был уезд. Для целей рекрутских наборов страна подразделялась и на разряды. Позднее старая система деле­ния перестала отвечать, вернее, не смогла отвечать новым потреб­ностям. Административной основой для упорядочения рекрутских наборов послужило новое губернское устройство России.

В 1708 г. было создано 8 губерний, что также решало задачи налогообложения и полицейско-бюрократического управления. Это были довольно крупные образования (например, Урал и вся Сибирь входили в состав одной губернии — Сибирской), и управле­ние ими оказалось неудобным и малоэффективным. При этом со­хранилось старое, низовое уездное деление губерний, что заставило искать и создавать промежуточное звено — провинции.

Доставшееся советской власти в наследство от царской империи административно-территориальное деление в своих основных чер­тах было сформировано при Екатерине П. Для обеспечения сохран­ности дворянско-помещичьей власти и усиления налогового пресса необходимо было как можно теснее приблизить военно-полицей­ский и фискальный аппараты к податному населению. Эта цель была достигнута путем «дробления» губерний и уездов, число ко­торых практически удвоилось. По мере территориального роста империи число губерний (а соответственно, и уездов) увеличива­лось. При этом «екатерининское» административно-территори­альное деление было по-своему нормативным: территория с насе­лением 300—400 тыс. душ считалась оптимальной для образования губернии, а с населением 20—30 тыс. душ мужского пола - для уезда.

Разумеется, ни к экономике, ни к природному и историческому своеобразию, ни к национальному составу населения такое деле­ние, по существу, не имело отношения.

Административно-территориальное размежевание «единой и неделимой» России осуществлялось таким образом, чтобы терри­тории компактного национального расселения были раздроблены. Так, территория Грузии была разделена между четырьмя губер­ниями, Белоруссии и Татарии — между пятью губерниями. Таким образом, наряду с прежними функциями административно-терри­ториальное деление стало выполнять и новые — «противоавтономные» функции, явно противодействуя сепаратистским и национально-освободительным движениям.

Впрочем, несмотря на то что административная сетка царской России слабо увязывалась с процессами территориального разделе­ния труда, с историческими и природными условиями огромной страны и, по большому счету, служила делу реализации имперско­го принципа «разделяй и властвуй», после внезапного распада СССР ряды сторонников старого губернского деления, не склонных преувеличивать важности учета в районировании национального [своеобразия территорий, резко пополнились.

 

 2. Эволюция административного деления в СССР

 

Коренные преобразования административно-территориальной [сетки страны начались вслед за Октябрьской революцией 1917 г. В (качестве основного аргумента этих перемен (особенно в последующие годы) выдвигался принцип единства экономического райони­рования, национального состава и административно-территори­ального деления. Однако непоследовательность административно-территориальных преобразований, шараханье из одной крайности в другую (например, чередование тенденций объединения и дроб­ления областей) позволяет говорить об отсутствии у большевиков четко продуманной политики в данной сфере.

Первый этап осуществления административно-территориаль­ной реформы относится к 1917—1922 гг. и связывается преимущественно с созданием новых национальных образований, т.е., по существу, с демонтажем старого районирования в целом, «индиф­ферентного» к национальному своеобразию территорий. Кроме провозглашения Украинской Советской республики, конституци­онно были оформлены Туркестанская автономная республика и Коммуна немцев Поволжья. Образовавшиеся на Северном Кавказе Терская автономная социалистическая республика (объединив­шая чеченцев, ингушей, кабардинцев и других горцев) и Кубано-Черноморская республика были интегрированы в Северо-Кавказ­скую республику. Далее последовало образование Башкирской и Татарской автономных республик, Вотской (Удмуртской), Кал­мыцкой и Марийской автономных областей. Несколько позже были созданы Якутская и Бурят-Монгольская автономные респуб­лики, Узбекская, Туркменская союзные республики и другие на­циональные образования.

Сейчас уже мало кто знает, что на заре советской власти суще­ствовала общая Литовско-Белорусская республика, а на террито­рии, занимаемой ныне Казахстаном, была образована Киргизская автономная республика (поскольку казахов нередко называли кир­гизами со столицей в городе Оренбурге; что еще в 1919 г. была провозглашена Крымская советская республика в составе РСФСР, через два года преобразованная в автономную (при этом более по­ловины населения этой республики составляли русские, около чет­верти — татары, остальные — украинцы, евреи, греки, болгары и другие народы).

Наряду с формированием новых национальных образований в 1917—1922 гг. происходил интенсивный процесс разукрупнения старых губерний. Так, из состава Владимирской и Костромской губерний выделилась Иваново-Вознесенская губерния, из Перм­ской — Свердловская, из Новгородской — Череповецкая, из Сара­товской — Царицынская и т.д.

Но затем четко проявилась противоположная тенденция — к объединению губерний. В период с 1923 по 1929 г. на политико-ад­министративной карте РСФСР появились:

1) Уральская область, включившая в свой состав Свердловскую, Челябинскую, Пермскую, Тюменскую губернии и Тобольский Совет;

2) Северокавказский край, в который вошли Донская и Кубано-Черноморская области, Ставропольская и Терская губернии и на­циональные автономии: Горская, Кабардино-Балкарская, Чеченская, Адыгей-Черкасская и Карачаевская; позднее в его состав вошли Шахтинский и Таганрогский округа;

3) Сибирский край с центром в Новосибирске, объединивший Новониколаевскую, Омскую, Томскую, Иркутскую губернии, а также Ойратскую автономную область;

4) Дальневосточный край в составе бывших Амурской, Примор­ской и Забайкальской губерний;

5) Ленинградская область, включавшая Ленинградскую, Псковскую, Новгородскую, Череповецкую и Мурманскую гу­бернии;

6) Центральная черноземная область с центром в Воронеже, объединившая Воронежскую, Курскую, Орловскую и Тамбовскую губернии, а также часть территорий соседних губерний;

7) Нижневолжский край с центром в Саратове в составе Саратов­ской, Астраханской и Сталинградской губерний, а также некото­рых соседних территорий;

8) Средневолжская область, в которую вошли Ульяновская, Пензенская, Самарская и Оренбургская области, а также часть Саратовской губернии;

9) Северный край с центром в Архангельске, объединивший Архангельскую, Вологодскую и Северодвинскую области и авто­номную область Коми;

10) Западная область с центром в Смоленске, включившая в свой состав Смоленскую, Брянскую, Калужскую губернии и часть Тверской;

11) Нижегородский край, образованный на месте Нижегород­ской и Вятской губерний, Марийской и Вотской автономных облас­тей, а также Чувашской автономной области;

12) Ивановская промышленная область в составе Иваново-Воз­несенской, Ярославской, Владимирской и Костромской губерний;

13) Московская промышленная область, объединившая Мос­ковскую, Тульскую, Рязанскую, а также часть Тверской и Калуж­ской губерний.

Итак, по сравнению с прежним губернским делением количест­во административных единиц верхнего уровня резко сократилось: в РСФСР было выделено 13 краев и областей, в остальных союзных республиках эти единицы вообще не создавались — в них были сформированы округа (на Украине, например, 40, в Белоруссии — 8, а в Казахстане— 12), наряду с которыми выделялись националь­ные автономии.

Осуществленное к 1929 г. во всех республиках новое Госплановское «административно-хозяйственное» деление (или, как тогда писали, районирование) состояло из трех иерархических уровней: областей (краев), округов (ликвидированных в 30-х гг.) и районов. При этом районы первого уровня первоначально называли экономическими, но впоследствии стали называть просто областями (или краями, если в них входили национальные автономии). Указывалось, что при новом делении тщательно учитывались задания плана ГОЭЛРО, т.е. перспективы развития страны и конкретных районов, а также национально-этническая специфика территорий.

Политико-административное деление СССР в 1990 г.

Союзные республики

Автоном-

ные респуб-

лики

Автоном-

ные

области

Автоном-ные

округа

Края

Админис-тративные

области

Админис-тративные

районы

Города
РСФСР 16 5 10 6 49 1834 1030
Украинская ССР - - - - 25 480 429
Белорусская ССР - - - - 6 117 99
Узбекская ССР 1 - - - 10 155 124
Казахская ССР - - - - 17 222 83
Грузинская ССР 2 1 - - - 65 61
Азербайджан-ская ССР 1 1 - - - 61 65
Литовская ССР - - - - - 44 92
Молдавская ССР - - - - - 40 21
Латвийская ССР - - - - - 26 6
Киргизская ССР - - - - 2 40 21
Таджикская ССР - 1 - - 2 44 16
Армянская ССР - - - - - 37 27
Туркменская ССР - - - - 3 45 19
Эстонская ССР - - - - - 15 33
ВСЕГО 20 8 10 6 114 3225 2126

Именно следствием поспешности и неоправданного революцио­низма явился процесс очередного дробления областей, начавшийся в первой половине 30-х гг. Так, на стыке Ленинградской, Москов­ской и Западной областей была образована Калининская область, а Ивановская промышленная область разделена на Ивановскую и Ярославскую; от Северокавказского края отпочковалась Азово-Черноморская область, а Уральская область разделилась на Свер­дловскую, Челябинскую и Обь-Иртышскую (которая вскоре была преобразована в Омскую область) и т.д., и т.п. Что же случилось? Почему принцип «органического единства экономического райо­нирования, национального устройства и административно-терри­ториального деления» с необыкновенной легкостью нарушался едва ли не каждый год? С сегодняшних позиций может быть дан лишь один ответ: проявлялся обычный «зуд реформаторства».

Интересно, что крупные изменения в политико-администра­тивном устройстве страны происходили во время войны 1941 — 1945 гг., причем не только в стратегически важных районах, но и далеко в Сибири — например, были образованы Тюменская, Кур­ганская и другие области, что подчас не диктовалось ни срочнос­тью, ни иными разумными доводами.

После войны административно-территориальные изменения продолжались, но они приобрели эпизодический характер. Среди наиболее важных отметим такие, как преобразование в 1945 г, Крымской АССР в Крымскую область в составе РСФСР (в 1954 г. в честь 300-летия воссоединения Украины с Россией Крымская об­ласть была передана в состав Украинской ССР), а также Карело-Финской ССР — в Карельскую АССР. Продолжилась администра­тивно-территориальная «чехарда» с образованием и упразднением областей как в составе Российской Федерации, так и в Казахстане, республиках Средней Азии и других регионах.


Информация о работе «Административно-территориальный портрет России»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 55305
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 1

Похожие работы

Скачать
118895
9
0

... инфраструктурой развлечений в городе Снежногорске. И респонденты чаще всего проводят досуг дома с семьей. 2.4. Жизненные стратегии выпускников вузов в закрытом административно-территориальном образовании (на примере г. Снежногорск). Существует множество типологий жизненных стратегий, но за основу нашего исследования мы взяли типологию жизненных стратегий К.А. Абульханова-Славской. Она говорит ...

Скачать
524386
0
0

... развития с деспотической властью, облеченную лишь в новую одежду. Преодолеть свойственный для страны традиционализм, развиваться по демократическому пути не удалось. Подтвердилось выдвинутое историками положение об истории России как движении по кругу вместо линейного развития. Контрольные вопросы: 1. Объясните сущность двоевластия. 2. Каков был расклад политических сил и каковы альтернативы ...

Скачать
458839
60
1

... при крайне отсталой про­изводственной базе легкой и пищевой промышленностей, гражданского машиностроения и сельского хозяйства. Каждая из этих проблем по своему осложняет интеграцию России в мировую экономику. Перестройка хозяйственного механизма закономерно сопровождается всплеском инфляции, нехваткой финансовых ресурсов, резким сужением платежеспособности населения многих предприятий. В итоге — ...

Скачать
61808
0
0

... когда это было необходимо. Это было время накопления сил русского народа, которое дало возможность осуществить подготовленные самим ходом исторического развития России грандиозные реформы Петра. Реформы Петра была подготовлена всей предшествующей историй народа, "требовались народом". Уже до Петра начертана была довольно цельная преобразовательная программа, во многом совпадавшая с реформами Петра ...

0 комментариев


Наверх