2. Личностные факторы становления экологической этики

Мы видим, что, несмотря на различие прогнозов, приведённые мнения сходятся в одном: человеческое общество не сможет избежать последствий вызванных им самим экологических изменений без значительных отрицательных эффектов; при этом вероятна полная гибель и человечества, и всей биосферы. И среди факторов, которые ещё могут противодействовать назреванию фатальной катастрофы, важное место, по мнению специалистов, занимает формирование, развитие и распространение экологической этики. Это уже происходит, но в разных местах планеты с различной скоростью: кое-где экологическая идея развилась настолько, что стала политической силой (партии «зелёных»), а в бедных странах экологическая этика даже ещё и не везде возникла.

Конечно, и в достаточной мере организованная деятельность защитников окружающей среды сталкивается с разными трудностями. Активная «деятельность» на уровне призывов, деклараций и лозунгов является первичным и несовершенным проявлением нарождающейся экологической этики. По мнению Н. Н. Моисеева, включение в процесс экологизации традиционных методов, основанных на сциентистской иллюзии о всеобщей управляемости и контролируемости, чужеродно истинно экологическому подходу.

Таким образом, коэволюция биосферы и человечества должна сопровождаться возникновением и распространением экологической этики. Что понимается под этим? О наличии такой этики можно говорить, когда уже на уровне восприятия окружающее соотносится с так называемым экологическим императивом (понятие, которое использует, например, Н. Н. Моисеев). При этом экологические ценности входят в структуру личностных ценностей, оказывая влияние на деятельность.

К. Ясперс, к примеру, ещё в 30-е годы писал в работе «Духовная ситуация времени» о «возникновении эпохального сознания»: «Рассматривается ли время под углом зрения политики, благополучия людей, процветания искусства или оставшейся ещё возможности человеческого существования, ощущение опасности проходит через всё последнее столетие: человек ощущает угрозу». Основой этого нового сознания человека К. Ясперс считает «всё более отчётливое пребывание перед ничто».[10] Таким образом, экологическую этику можно считать частью современного «эпохального», как его назвал К. Ясперс, или «глобального» сознания».

Последовательный экологический подход ведёт к признанию ценности биосферы как таковой: Как пишет известный пропагандист экологической этики Р. Дюбо, «западная цивилизация упорно твердила с преступным самомнением, что природа – это прежде всего источник сырья и энергии для целей человека, а также насаждала грубое убеждение, что человек – единственная ценность, с которой следует считаться, распоряжаясь миром, и что всю природу вне человека можно без раздумий приносить в жертву его благосостоянию и прихотям». Основная идея здесь в том, что область применения этических норм следует распространить на мир всех живых существ.

«Просвещённый антропоцентризм знает, что в широкой перспективе благо для мира всегда совпадает с наиболее осмысленным собственным благом человека. Человек может обладать природой ради своих лучших интересов, только если он полюбит её ради неё самой».[11] То есть, благо человека необходимо должно совпадать с благом природы, иначе рано или поздно либо человек уничтожит природу, либо взбунтовавшаяся природа сметёт с лица земли человека.

«Как только мы обратимся к экологии, мы сразу увидим, что все ссылки на благо человека нужно переформулировать уже как необходимость максимизировать экосистемное благо. Долженствование в нашей классической этике должно быть преобразовано, выведено за свои старые рамки и расширено до размеров экосистемного долга».[12]

Всё это означает ещё и то, что прежнее восприятие развития цивилизации через призму одного лишь неуклонного развития и постоянного прогресса постепенно освобождает место и другому взгляду, допускающему неоднозначность развития, возможность локального и даже глобального регресса общества на определённых этапах его существования. Но эта мысль очень нелегко прививается там, где столетиями довлело легковесно-оптимистическое представление о беспредельности роста цивилизации.

Получается, что экологическая этика связана с необходимостью более критической оценки идей Тейяра де Шардена и В. И. Вернадского, других мыслителей прогрессистского направления. В этом ряду стоит и дарвиновская теория эволюции, поскольку она наделяет виды живых существ различной степенью совершенства, критерием которого выступает сложность их организации. Однако возможен и другой, экологический критерий, в основе которого лежит не анатомо-физиологическое совершенство, а способность к существованию, выраженная в наличии у данного вида экологической ниши.

В соответствии с таким подходом существующие миллиарды лет простейшие виды организмов оказываются не менее совершенными, чем высокоорганизованные многоклеточные. Человек же, наиболее совершенное по Дарвину существо, на практике проявляет недостаточную экологическую адаптированность и в принципе способен разрушить биосферу. С точки зрения экологической этики разрушение биосферы – безусловное зло, следовательно, экологическая этика должна быть одним из побудительных мотивов экологического совершенствования хозяйственной деятельности человека, приведения её в соответствие с «экологическим императивом». В отличие от катовского категорического императива, проистекающего из природы человека, экологический императив проистекает из свойств всей живой природы и диктует человечеству рамки его деятельности, переступать за которые так же аморально, как нарушать общечеловеческие моральные заповеди.

Как пишут авторы первого доклада Римскому клубу, общецивилизационная идеология пока что состоит в том, что современное общество стремится «создать как можно больше людей и предложить каждому как можно больше товаров»[13]. Но парадоксальность ситуации заключается в том, что гибельность нынешнего пути цивилизации хоть и осознана уже достаточно давно, не только оказалось не способной привести к заметным изменениям общечеловеческой стратегии, но даже не вызвала какой-либо общей озабоченности.

Предлагаемые пути выхода из экологического кризиса зависят от восприятия ситуации; самые распространённые можно объединить в четыре группы.

1. Возврат к прошлому, к тому времени, когда экологическая ситуация ещё не дошла до стадии кризиса. Такая концепция определяется как неопримитивистская; в определённой степени её придерживался Г. Маркузе. Возврат в «золотой век», кроме решения экологических и многих других проблем, должен сопровождаться деполитизацией общества.[14]

2. Путь всеобщей регламентации, достижение необходимого состояния, которое должно быть рассчитано некой авторитетной группой, через развитие всеобъемлющей нормированности и тотального контроля.

3. Естественное развитие наблюдаемых катастрофических тенденций до их логического завершения рано или поздно приведёт к глобальной экологической катастрофе; при этом какая-то часть человечества может уцелеть и дать начале иной, более правильной цивилизации.

4. Путь воспитания, постепенного доведения до сознания большинства основ экологического мышления, экологической этики, распространение экологически компетентного поведения, изменение основ идеологии промышленного и сельскохозяйственного производства.

Рассматривая эти варианты, мы можем отдать предпочтение лишь четвёртому, поскольку остальные либо нереальны (1.), либо могут привести к плачевным последствиям (2., 3.).

Однако было бы неправильно лишь беспредметно уповать на развитие и распространение основ экологической этики. Она не может явиться из ничего. Необходимо проследить, какие предпосылки могут вызвать её появление и распространение.

Как показывают исследования,[15] окружающая среда оказывает определённое воздействие на формирование некоторых социально-психологи-ческих особенностей человека. Однако изучение психосоциальной среды и средовой психологии, особенностей адаптации в условиях быстрых социальных и природных изменений находится пока на начальной стадии.

Формирование экологической этики затрудняет и такой психологический феномен, как незаметность, постепенность наступления грозных изменений окружающей среды. Под такой незаметно усугубляющейся угрозой человек склонен вести себя так, будто её не существует. Отсутствие должной реакции вызвано тем, что процессы биосферы протекают по меркам восприятия человека слишком медленно., «они расходятся по масштабам с процессами в нашем сознании. Пока капля байкальского тумана пройдёт через водопады Африки или Мичигана, могут пройти десятки лет. А мы живём сегодня, нам надо решать проблемы сегодня вечером или завтра утром. Каждому из нас кажется, что воздух такой же, каким он был вчера и год назад. Хотя совершенно точные данные говорят нам: состояние атмосферы изменяется каждый год»[16].

К сожалению, человеческая природа такова, что если нужны радикальные изменения в образе жизни, люди всё-таки предпочитают жить под угрозой будущей катастрофы, нежели приносить сегодня те жертвы, которых потребовали бы эти изменения.

Другая сложность, которая стоит на пути формирования экологической этики, была подмечена Э. Фроммом и названа «автоматическим конформизмом».

«Этот механизм представляет собой решение, которое большинство нормальных индивидуумов находит в современном обществе. Коротко говоря, человек перестаёт быть самим собой, он полностью усваивает тот тип личности, который ему предлагают модели культуры, и полностью становится таким, как другие, и какими они его ожидают увидеть»[17]. Такой способ разрешения конфликта между личностью и окружающим её миром людей противоречит одной из самых распространённых идей относительно человека в нашей культуре, замечает Э. Фромм, имея в виду то положение, что большинство из нас – это индивидуумы, свободные думать, чувствовать и действовать, как им нравится.

Однако и чувства и мысли могут быть индуцированы извне, но при этом субъективно восприниматься как свои собственные (ситуация, обратная параноидальному бредовому комплексу), а собственные мысли и чувства могут быть подавлены, вытеснены и перестанут быть частью индивидуального «Я», причём подобное настолько распространено, что создаётся впечатление, будто это является правилом, в то время как собственные истинные умственные акты – исключением.

Усвоенные по механизму автоматического конформизма мысли, чувства, идеи, этические установки отличаются прежде всего тем, что носят формальный характер. Они являются чем-то вроде пассивно воспринятых, не переработанных самостоятельно, готовых к употреблению клише, стереотипов. Они закрепляют пассивный тип реакции человека на окружающий мир.

Природная основа сознания – лишь фундамент, на котором построено здание нравственных, ценностных установок личности, и её, безусловно, надо учитывать при рассмотрении процесса формирования экологической этики, которая должна привести человека к осознанию своей ответственности перед нынешним и будущими поколениями за состояние природы и окружающей среды, за гармонизацию антропоэкологических отношений, к осознанию человеком своего места и роли в происходящих на планете процессах.

Один из путей формирования экологической этики с определёнными трудностями складывается в сфере воспитания и образования. Здесь до сих пор ещё слишком много формализма, устаревших, окостеневших методик преподавания, несущностных требований. Одно из главных достоинств школьного типа обучения – специализация знания и достаточно высокий теоретический уровень предлагаемых программ – к сожалению, имеет тенденцию превращаться и в недостаток. Речь идёт об отрыве знаний, которые учащийся усваивает в школе, от практической деятельности, и этот отрыв заходит порой так далеко, что выпускники школ, при условии, что им удастся найти работу, сразу принимаются за практическое обучение, овладение непосредственно необходимыми им навыками.

Всё это в полной мере относится и к экологическому образованию: существующие предметы и спецкурсы, дополнительные уроки и т.п. дают, безусловно, определённый минимум знаний из области экологии. Но весь вопрос в том, как эти знания будут и могут использоваться непосредственно в практической деятельности.

Психологами доказано, что на уровне освоения конкретных операций ребёнок способен интуитивно и конкретно усваивать большую часть идей естественных, гуманитарных и общественных наук: ещё Дж. Брунер показал, что пятиклассники могут играть в игры, в правилах которых заложены идеи высшей математики[18]. К этим правилам они приходят интуитивно и оказались способными научиться действовать в соответствии с ними. То же самое относится и к усвоению основных положений, которые лежат в основе экологически ориентированного мировосприятия, одной из составных частей которого является экологическая этика. Попытки преподнести их в ходе учебного процесса на теоретическом уровне не может привести к успеху, и, напротив, если учебный процесс будет включать в себя доступные игровые формы с заложенными в них экологическими закономерностями, дети усвоят их на интуитивном уровне и, что самое важное, будут в состоянии в дальнейшем руководствоваться в своём поведении полученным таким путём знанием.

Вполне приемлемыми представляются по отношению к воспитанию в духе экологической этики предложенные Дж. Брунером в цитированной работе следующие пять принципов:

а) внушить ученикам уважение к их собственному разуму и веру в его возможности;

б) внушить им уважение к силе мысли, влияющей на положение человека, его обязанности и социальные контакты;

в) обеспечить их набором работающих моделей, облегчающих анализ устройства того общества, в котором они живут, и анализа положения, занимаемого в нём тем или иным человеком;

г) привить уважение к способностям и обязанностям человека как представителя своего вида, к его истории, его потенциалу и его человечности;

д) внушить учащимся, что дело человеческой эволюции не завершено.

Но экологическая этика формируется не только в процессе обучения. Быть может, ещё важнее воспитание у человека чувства благоговения перед жизнью, умения помочь, прийти на помощь не только человеку, но и любому живому существу, воспитание на собственном примере деятельного участия в улучшении экологической обстановки в непосредственном близком окружении человека. Тут, как и в других ситуациях воспитания, важно помнить, что одно неэкологичное дело перевесит сотни правильных слов.

«Такой перелом в сознании – это настоящее приспособление, поскольку ведь кризис, угрожающий нашей планете, независимо от того, рассматриваем ли мы его в военном, экологическом или социальном ракурсах, связан ни с чем иным, как с болезненным самосознанием, порождающим превратное впечатление, будто наше «Я» так одиноко и хрупко, что мы должны определить и обозначить его границы, так ничтожно мало и бедно, что мы должны что-то без конца приобретать и потреблять, так изолировано, что мы – отдельные люди, организации, национальные государства или виды – якобы невосприимчивы к тому, какой вред мы наносим другим живым существам»[19] и, конечно, самим себе.

Восприятие мира и себя в мире в рамках старой парадигмы, в которой не было места экологической этике, основано на том, что и люди, и другие живые существа, и всё окружающее представляется механическим собранием обособленных друг от друга предметов. Экологический подход к действительности приводит к восприятию той особенности окружающего, что всё в ней связано со всем, а на первый план выступает не борьба всех против всех, а совместная созидательная активность, и при этом существование одних оправдывает и поддерживает существование других; все участвуют в мировом движении, для каждого есть своё место и роль.


Информация о работе «Этика и экология»
Раздел: Экология
Количество знаков с пробелами: 52482
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
47049
3
2

... отношения и идти на компромисс. Новый тип социального действия все больше нуждается в культурных составляющих и должен подчиняться логике культурной коммуникации. 1.4. Исторический экскурс по культуре экологии. Проследим основные этапы нравственно-этического обоснования взаимодействия человека (человечества) с биосферой на протяжении человеческой истории. На ранних стадиях развития ...

Скачать
57616
0
0

... границу так называемой разумной достаточности и не переступить через нее, потому что природа остается средством для человека.[[12]] § 2. Биоцентризм о проблемах экологической этики   Характеристика биоцентрического подхода Успехи развития этической мысли в области взаимоотношений человека и других живых существ на земле позволили выработать и укрепиться новой мировоззренческой концепции ...

Скачать
21854
0
0

... , духа и т. д. Это естественный процесс, названный Гегелем «саморазвитием понятия». __________________ ** Цитируется по кн.: Хесле В. Философия и экология. - М.,1993,с.45 7. Роль экологической этики в современном обществе Апологеты этики окружающей среды, а также политические деятели, активисты и т.п. часто говорят о необходимости сохранения различных частей природы. Два главных основания, ...

Скачать
39189
0
0

... бы, что благодаря в основном появлению экологической перспективы, все большее число американцев соглашается с тем, что традиционный национальный либерализм следует расширять до включения в него и природы. 2. ИСТОРИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭТИКИ в России 1865 год в стране было создано русское общество покровительства животным. Естественно, ни о какой экологии речи тогда идти не могло, также как и об ...

0 комментариев


Наверх