1.3 Исполнение мечты – Большой театр СССР

Летом 1960 г. Мариса Лиепу пригласили участвовать в гастрольной поездке Большого театра в Польшу. На гастролях он станцевал партии в балетах "Тропою грома" К. Сергеева, "Дон Кихот" и в сцене "Вальпургиева ночь" из "Фауста" в хореографии Л. Лавровского.

После гастролей Лиепа получил приглашение от главного балетмейстера Большого театра СССР Л. Лавровского поступить в труппу ведущего балетного театра страны.

Официальный дебют состоялся в начале сезона 1960-61 гг. Марис Лиепа исполнил, подготовленные артистом еще к гастролям партии Базиля в "Дон Кихоте", Вакха в "Вальпургиевой ночи" и Ленни, чернокожего юношу, влюбленного в белую девушку, в балете "Тропою грома" (в постановке К. Сергеева).

В 1961 г. Лиепа подготовил и новые партии в классическом и современном репертуаре. Первой из этих партий стал Зигфрид в "Лебедином озере" в знакомой ему по гастролям с Плисецкой редакции Горского – Мессерера, а второй - Альберт в "Жизели". Эта роль стала этапной в его артистической карьере, именно за нее Лиепа впоследствии в 1971 г. получил в Париже премию имени Вацлава Нижинского, как лучший танцовщик года.

В этом же году Леонидом Лавровским впервые "на Лиепу" был поставлен балет - "Ночной город" на музыку Белы Бартока "Чудесный мандарин", в которой Марис станцевал партию Юноши. 1962 г. был посвящен главным образом ролям в советских балетах. Это Георгий в "Страницах жизни" (постановка Л. Лавровского), Армен в "Гаянэ" (постановка В. Вайнонена) и Спартак в оригинальной по пластическому языку версии "Спартака" А. Хачатуряна в постановке Л. Якобсона. За роль Спартака артист был удостоен памятной медали имени К. С. Станиславского. До сих пор Лиепа остался единственным обладателем этой награды среди артистов балета.

Кроме современных партий в том же году Лиепа станцевал и классическую партию Юноши в "Шопениане". 1963 г. стал в творческой биографии Лиепы годом "благородных" героев: Принц в "Золушке" (постановка Р. Захарова), принц Дезире в "Спящей красавице" (постановка Л. Лавровского по М. Петипа и А. Горскому) и Жан де Бриен в "Раймонде" (постановка Ю. Григоровича по М. Петипа). В этом же году Лиепа создал одну из своих лучших ролей - Ромео в версии Л. Лавровского "Ромео и Джульетта".

С середины 60-х годов наступает период творческой зрелости артиста, который совпадает с приходом в Большой театр в 1964 г. нового главного балетмейстера – Ю.Н. Григоровича. В 1965 г. Григорович перенес из Кировского в Большой театр свою знаменитую постановку "Легенды о любви". В этом спектакле Лиепа создал одну из своих лучших ролей в советском репертуаре – Ферхада.

В сезоне 1964-1965 гг. в репертуар Большого театра вошел экспериментальный балет-пантомима И. Стравинского "Сказка о солдате и черте" (Энн Суве), в котором сочетались танец, пантомима, пение и слово. Начав репетировать роль Солдата, Лиепа по ходу репетиций "переключился" на многоликий образ Черта и "сделал" его центральным персонажем.

"Звездным" в биографии Лиепы стал 1968 год. В этом году состоялась премьера нового балета "Спартак", в котором роль римского полководца Красса была поставлена Ю. Григоровичем специально для Лиепы. Первоначально Лиепа должен был танцевать Спартака в очередь с В. Васильевым - роль Красса во всех предыдущих редакциях балета была второстепенной, решенной пантомимными средствами. Григорович решил сделать эту партию танцевальной, и в процессе работы поручил эту роль Лиепе. В 1970 г. за роль Красса Лиепе была присуждена высшая государственная награда СССР в области литературы и искусства – Ленинская премия.

В 1970 г. артист станцевал в новой версии "Лебединого озера" Ю. Григоровича. Конец 60-х – начало 70-х годов – период триумфальных зарубежных гастролей Большого театра по всему миру, в том числе в ведущих балетных странах - во Франции, Англии и США. На этих гастролях Марис Лиепа получает мировое признание.

1.4 В Большом, но изредка на сцены любимого театра

После Зигфрида в "Лебедином озере" больше ни одной новой роли в балетах Григоровича Лиепа не получил: репетировал, но не получил возможности станцевать Курбского в "Иване Грозном", не был занят и в новой версии "Раймонды".

За 14 последних лет в Большом театре Лиепа танцует лишь четыре новые партии. В 1972 г. Марис Лиепа станцевал Вронского в премьере "Анны Карениной" на музыку Р. Щедрина (постановка Н. Рыженко и В. Голованова совместно с М.Плисецкой), в 1974 г. - Каренина в этой же постановке. Появление Лиепы в этом же году в роли принца Дезире в новой редакции "Спящей красавицы" Григоровича стало эпизодическим. В 1977 г. Марис Лиепа станцевал свою последнюю крупную игровую партию в Большом театре - принца Лимона в детском балете "Чиполлино" К. Хачатуряна (постановка Г. Майорова). Солист в балете «Эти чарующие звуки».

Впервые исполнил партию Хозе в балете «Кармен-сюита» на сцене античного театра на своё 40-летие в Афинах. В 1977 году в Дании Лиепа танцует Гирея в «Бахчисарайском фонтане», а в Исландии Клавдио в балете «Любовью за любовь». Однако в Москве на сцене Большого эти роли показать не удалось. В Австралии Лиепа выходит на сцену Гансом в Жизели. В 1978 г. Лиепа станцевал солиста в бессюжетном балете В. Васильева "Эти чарующие звуки", а в 1979 г. на гастролях в Австралии - лесничего Ганса в "Жизели", однако зрители его Ганса на сцене Большого театра так и не увидели.

В 1977 - 79 гг. Лиепа подготовил и провел свои творческие вечера в Центральном концертном зале "Россия", где исполнил, в частности, роль Хозе в "Кармен-Сюите" А. Лемберга и впервые в СССР - па-де-де из балета "Сильвия" в постановке Ф. Аштона.

Год Лиепа работает с балетмейстером Борисом Эйфманом, танцуя Рогожина в балете «Идиот» и Солиста в «Автографах» вместе с Аллой Осипенко. Первое исполнение Рогожина состоялось на сцене Дворца Съездов в июне 1981 года. В этом же году провел творческий вечер в Большом концертном зале в Олимпийской деревне.

Только через два года "безработицы" в театре по личному приказу Министра культуры СССР П.Н. Демичева 28 марта 1982 г. состоялось возвращение Лиепы на сцену Большого театра. Но триумфально станцованный в тот вечер Красс стал последним выступлением Мариса Лиепы на сцене любимого театра: после "бенефиса" его вынудили уйти на пенсию (артисту было 45 лет).

Выводы по материалам главы 1

Марис-Рудольф Эдуардович Лиепа был прирожденным танцором. Его не остановили трудности. Он всегда умел воспользоваться случаем, никогда не прекращал трудиться над собой, часами отрабатывая один и тот же прыжок. Он исполнял все свои партии с неким юмором, но всегда грациозно. Чувствовал партнёршу так, что М. Плисецкая много позже скажет о нём как о партнере: «У него удобные руки». Ему подражали, в особенности этим его «удобным» рукам, за которые он благодарен Николаю Тарасову. Марис Лиепа был и остается кумиром многих, как талантливый артист балета.


ГЛАВА 2. МНОГОСТРОНИЕ ТАЛАНТЫ МАРИСА-РУДОЛЬФА ЛИЕПЫ


Информация о работе «Гений Марис Лиепа»
Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 26517
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
31363
0
6

... , работавших над оформлением спектаклей Большого театра - Ф.Федоровского, М.Курилко, В.Дмитриева, П.Вильямса, В.Рындина, Н.Золотарева, С.Вирсаладзе, В.Левенталя. В 1990 году театр вновь обращается к П.И.Чайковскому. Впервые за всю историю Большого театра на его сцене была осуществлена постановка оперы "Орлеанская дева". Эта новая работа режиссера Б.Покровского с большим успехом идет по сей день, ...

Скачать
64133
0
0

... балете беспрецедентный – Плисецкая тоже отметила премьерой. На память о реннских выступлениях мэр города вручил ей медаль, на которой было выгравировано «Майе Плисецкой» [11, 32].   1.2 Творческая деятельность и пятидесятилетний рубеж Творческая деятельность преодолела и 50-летний рубеж. В Москве столь знаменательный для Большого театра юбилей был отмечен с полугодовым опозданием – 10 октября ...

0 комментариев


Наверх