2.2. Он и Она

В стихотворениях цикла «Романтические цветы» можно увидеть драму любовных отношений поэта. Он - влюбленный, готовый пожертвовать всем ради своей любимой; она - независимая, гордая, холодная, принимающая снисходительно его любовь.

Одиночество и отчужденность героев выражены в стихотворении «Жираф». Она - грустна, он - пытается отвлечь любимую от грустных мыслей, рассказывая ей об «изысканном жирафе», приукрашая и без того прекрасную африканскую реальность.

Жираф «изысканный», ему дана «грациозная стройность», «шкуру его украшает волшебный узор». Жираф сравнивается с цветными парусами корабля, а бег его «плавный» уподобляется радостному птичьему полету. Это красивое животное на закате «прячется в мраморный грот».

Все это сказочное описание лирический герой дает для того, чтобы отвлечь возлюбленную от грустных мыслей, но «веселые сказки таинственных стран» лишь усугубляют одиночество и отчужденность героев: Последние строки стихотворения почти повторяют окончание первой строфы, но звучат уже почти безнадежно:

Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Лирический герой понимает безуспешность свой попытки развеять грусть возлюбленной, и поэтому последние слова звучат уже не столь уверенно. Он теряет надежду на то, что она может его услышать («ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя…») и тогда нет смысла рассказывать «про тропические сады», про «стройные пальмы», про «запах немыслимых трав».

В стихотворении «Заклинание» Он - «юный маг», она - «царица беззаконий». Он бросает к ее ногам все свое волшебство:

Аромат сжигаемых растений

Открывал пространства без границ…

Она видит «сумрачные тени», похожие на рыб и на птиц; видит опущенные, как у рабов, взоры гордых военных трибун; она слышит плач «невидимых струн».

Юный маг отдает ей все, «чем была жива его душа», а взамен от нее он получает только небрежно брошенный для него «алеющий цветок». На чувства «юного мага», «бледная царица беззаконий» отвечает только снисходительной подачкой.

Мы не видим описание Его, только то, что маг «юный» в «Пурпуровом хитоне». Описание Ее дано лишь в деталях: «атласная кожа снежной белизны», «маленькие груди», браслеты на «вытянутых руках» («Заклинание»); «грустный взгляд», «тонкие руки» обнимающие колени, плач влюбленной («Жираф»).

В стихотворении «Ягуар» Он (во сне) превращен в жестокого, но влюбленного ягуара. Она - нежная, влюбленная, «белая невеста», «призрак счастья». Лирическому герою снится, что судьба «выкинула недобрый жребий». Он был превращен в жестокого ягуара:

В сердце - пламя грозного пожара

В мускулах - безумье содроганий.

Он жил обычной жизнью ягуара, но неожиданно он увидел «нежный образ девы».

В своей душе он возносил ее. Называл «Призраком Счастья, Белая Невеста», но она не хотела подпускать его к себе и крикнула ему «не с места!». Он полностью был зависим от нее и поэтому подчинился ей. Он сравнивает себя с шакалом, который достался собакам в добычу:

Я молча лежал, ее покорный кличу,

Я лежал, ее окован знаком,

И достался, как шакал, в добычу

Набежавшим яростным собаками.

Но Она не оценила этого и спокойно ушла:

А она прошла за перелеском

Тихими и легкими шагами,

Лунный луч кружился по подвескам,

Звезды говорили с жемчугами.

Лирический герой в начале стихотворения «Отказ» сравнивает героиню (царицу) с «печальным ребенком»:

Царица – иль, может быть, только печальный ребенок

Она стояла возле моря. Когда наступил вечер, «перед ней замелькали во влаге дельфины». «Они предлагали свои глянцевитые спины» «чтоб плыть к бирюзовым владениям принца». Но царица сказала: «Не надо…». Когда она произносила эти слова ее «голос хрустальный казался особенно звонок». Он как будто показывал хладнокровность и капризность царицы. В последнем четверостишии лирический герой уже сравнивает царицу с «капризным ребенком»:

Царица – иль, может быть, только капризный ребенок,

Усталый ребенок с бессильною мукою взгляда.

2.3. Образы животных

Особенностью Гумилевского художественного мира является изображение не только экзотических стран, но и экзотических животных, которые описываются с помощью красочных эпитетов и сравнений.

В стихотворении «Жираф» африканское животное - Жираф «изысканный», ему дана «грациозная стройность», «шкуру его украшает волшебный узор». Жираф сравнивается с цветными парусами корабля, а бег его «плавный» уподобляется радостному птичьему полету. Это красивое животное на закате «прячется в мраморный грот». Описание жирафа создает волшебную, яркую картину экзотической страны, которая противопоставлена реальности - «тяжелому туману» и дождю России.

Животные в художественном мире Н.Гумилева не только прекрасны, как жираф, но и ужасны, страшны, зачастую приносящие разрушение и смерть.

Таков и лев («Невеста льва») – «бог прекрасный», в жертву которому приносят, по решению жреца, молодую женщину, которая называет льва «солнце-зверь», «князь». И «золотой жених» по ее просьбе приходит «терзать добычу».

Таков и образ другого африканского животного – носорога («Носорог»), который разрушает все на своем пути: «обезьяны мчатся с диким криком на лианы», «буйвол сонный» «отступает глубже в грязь». Но скрыться от разъяренного носорога невозможно, нельзя найти спасенья, «убегая и таясь».

Но особенным ужасом наполнен образ гиены в стихотворениях «Гиена» и «Ужас».

В стихотворении «Гиена» говорится о гиене, которая сравнивает себя с царицей. На водах Нила скрывается забытая могила преступной царицы. Когда наступает ночь «из пещеры крадется гиена». Гиена наделена человеческими чертами: она умеет выражать свои мысли на человеческом языке и может сравнить себя с царицей беззаконий («Заклинание»):

Не правда ль, я такая же царица,

Как та, что спит под этими камнями?

***

Она была такою же гиеной,

Она, как я, любила запах крови

Этот вопрос она задает луне, звездам, Нилу, бабочкам, птицам и растеньям.

Также гиене присуще и звериные черты:

Ее стенанья яростны и грубы,

Ее глаза зловещи и унылы,

И страшны угрожающие зубы…

В стихотворении «Ужас» ужас проявляется через образ гиены. Лирический герой, блуждая по коридорам, встречает чудовище с головой гиены «на стройных девичьих плечах». Описание морды гиены делает картину особенно зловещей:

На острой морде кровь налипла

Глаза зияли пустотой

И мерзкий крался шепот хриплый

Образы животных, представленные в сборнике, являются представителями африканского континента и отличаются красочностью изображения. Эти образы помогают ясно увидеть Африку с ее экзотичными представителями и яркими красками.


Информация о работе «Система художественных образов сборника Н. Гумилева "Романтические цветы"»
Раздел: Зарубежная литература
Количество знаков с пробелами: 37822
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
157022
0
0

... », опубликованный в 1918 г. В 1918 – 1921 годы Гумилев был одной из наиболее заметных фигур в литературной жизни Петрограда. Он много печатается, работает в издательстве «Всемирная литература», читает лекции, руководит воссозданным «Цехом поэтов», а в 1921 году — Петроградским отделением Союза поэтов. Под руководством Гумилева работала переводческая студия, он был наставником молодых поэтов из ...

Скачать
32074
0
0

... году всего лишь прапорщиком... Так что "материал", о котором шла речь в письме, вынесенном нами в эпиграф, был действительно неподатлив, "камень" судьбы тверд. Но еще тверже, судя по всему, была воля Николая Гумилева, еще неподатливее, бескомпромиссное был органически свойственный ему инстинкт жизнестроительства, мужественного преодоления — и собственных слабостей, и внешних обстоятельств, и ...

Скачать
69048
0
0

... ); Подъемлет к небу взор лазурный…(Пророки); В голубых глазах европейца…(Озеро Чад); Но такой голубоокой Мне не видеть вновь…(Оборванец). Серый, стальной цвет глаз часто ассоциируется с жестокостью, мужественностью. У Гумилева это цвет невинности, чистоты, холодности: Глаза, как отблеск чистой серой стали…(Сады души). Глаза, характеризующиеся при помощи красного и его оттенков, довольно редко ...

Скачать
876679
0
0

... гнезда", "Войны и мира", "Вишневого сада". Важно и то, что главный герой романа как бы открывает целую галерею "лишних людей" в русской литературе: Печорин, Рудин, Обломов.  Анализируя роман "Евгений Онегин", Белинский указал, что в начале XIX века образованное дворянство было тем сословием, "в котором почти исключительно выразился прогресс русского общества", и что в "Онегине" Пушкин "решился ...

0 комментариев


Наверх