2.1 Погибший символ единства мира и людей

 

Замечательный художник-реалист, мастер психологической прозы и своеобразный мыслитель Иво Андрич ныне известен своими книгами во многих странах мира, где они выходили и продолжают выходить после его смерти на десятках языков миллионными тиражами.

Во многих критических работах, рассматривающих романы И. Андрича, подчеркивается их связь с эпическими романами Л. Толстого. Например, норвежский поэт и критик Рангвалд Скреде писал: «Андрич заставляет вспомнить о великих славянских мастерах слова, прежде всего о Толстом. Андрича сближает с русским писателем умение вести повествование уравновешенно и просто, в хронологической последовательности, без стилистических ухищрений и эффектов, находя точные детали, которые складываются в величественную картину истории народа в определенную эпоху.

«Мост на Дрине» - действительно величайшее произведение. Мост, который является главным героем, славился своим редкостным по красоте многоарочным мостом через зеленую стремительную Дрину, воздвигнутым в 1571 году повелением и заботам знаменитого османского сановника великого визиря Мехмед-паши Соколовича. По этому мосту поддерживалась связь Боснии с Сербией, Македонией, Грецией, через него шли пути в Царьград. Мост на Дрине как бы соединял два мира, разделенных глубокими, неодолимыми противоречиями. Такую же роль ему приходилось играть и в романе, а именно разделять миры.

Образ моста на Дрине, воссоединяющего два берега, две культуры, две цивилизации, две ветви одного народа, стал своеобразным фокусом, символом всего дальнейшего творчества Иво Андрича. Благодаря ему он сумел дать замечательную яркую и живую картину жизни своего народа в течение столетий. Вышеград, Травник, Сараево, как и позже Белград, стали главными вехами на всем творческом пути Андрича…

История и современность в романе сливаются воедино. Роман отличается интересной и своеобразной композицией. Все события, происходящие в романе на протяжении нескольких веков (1516—1914 гг.), так или иначе связаны с существованием белоснежного красавца-моста на реке Дрине, построенного в боснийском городе Вышеграде уроженцем этого города, отуреченным сербом великим визирем Мехмед-пашой.

Посвящая отдельные главы романа наиболее ярким и решающим моментам в истории Боснии, Андрич создает впечатляющую картину происходивших здесь сложных исторических событий. Эпоха османского владычества с ее дикой жестокостью, переплетением национального и религиозного гнета нашла отражение на страницах, посвященных строительству моста и страшной казни крестьянина Радисава, в образе которого воплощен стихийный народный протест против угнетателей. Шли годы и десятилетия, слабела некогда могущественная власть Османской империи, и ей на смену пришло «цивилизованное» господство Австро-Венгерской монархии, внешне благопристойное, но по сути своей также направленное против интересов простого народа, который стал теперь объектом эксплуатации. В последних главах романа описывается начало Первой мировой войны и гибель взорванного австрийцами моста на Дрине, который оказался в зоне военных действий. Андрич создает в романе ряд выразительных образов — мудрого Али-ходжи Мутавелича, умной и властной хозяйки гостиницы Лотики, бродяги и пьяницы Кривого, оказавшегося способным на великую любовь, гордой красавицы Фаты, которая предпочла смерть жизни с нелюбимым мужем.

Структурная особенность мира Андрича - самоповторения. Его приверженность одному кругу проблем, тем, образов идёт от родовой особенности его мира - "рассказанности".

Андрич стоит на позиции "всезнающего автора", он испытывает естественную для него потребность в мотивации - появляется функциональный прообраз посредника. Последующее движение идёт по линии расчленения всезнающего авторского сознания, по линии его замещения сознанием литературного героя, полифонией голосов, литературной игрой.

Образ Моста - символ неизбывного стремления человека к гармонии, единству с миром и людьми. Перекрёсток и мост - две нерасторжимые взаимообусловленные сверхсути, проникающие собой художественный мир Андрича. Само творчество писателя является олицетворённой Связью, своеобразным мостом между разноликими культурами, с одной стороны, и между прошлым и будущим - с другой.

В романе центральный образ-символ утверждает способность народа устоять перед всеми испытаниями истории и способность человека подняться над превратностями и кратковечностью судьбы, если он трудится для общего блага и украшения земли.

Мост автору удалось изобразить достаточно красиво: очень чётко ощущается богатство живой народной речи: «Там, где Дрина всей тяжестью своей зеленой и вспененной водной лавины извергается как бы из сомкнутой стены отвесных черных гор, стоит большой каменный мост строгих пропорций с одиннадцатью широкими пролетами. От этого моста, точно от основания, расходится веером холмистая долина с Вышеградом, его предместьями и деревушками в ложбинах между холмов, лоскутной пестротой пашен, выгонов и сливняков, прихотливой сетью межей и оград, узорной россыпью перелесков и отдельными купами лиственных деревьев. И если на долину посмотреть из самой ее глубины, то так и чудится, будто из‑под широких арок белого моста вытекает и разливается не только зеленая Дрина, но и весь этот благодатный цветущий край со всем, что на нем есть, и сводом южного неба над ним».

Мост, по мнению автора, к тому же сделанный из камня, - бесценное строение непревзойденной красоты, какого не имели и несравненно более зажиточные и бойкие города («таких мостов в империи всего раз‑два и обчелся», – говорили в старину), был единственной постоянной и надежной переправой на всем среднем и верхнем течении Дрины, впадающей в реку Рзав, и необходимым звеном той дороги, которая связывала Боснию с Сербией, а через Сербию – с прочими провинциями Турецкой империи, вплоть до самого Стамбула. Город же со всеми своими предместьями был всего лишь поселением, естественно и неизбежно возникающим на узловых перекрестках караванных путей и по сторонам важных и больших мостов.

Отсюда можно сделать вывод, что автор мосты ставил гораздо выше городов. Мосты, исходя из текста, были важными и большими и может даже показаться, что они одушевлены («важные мосты»), в то время как города – всего лишь поселения.

Писатель стремился к тому, чтобы язык его произведений был частью той действительности, о которой он писал. Об этом он говорил в заметках «Слово о словах» (1954): «Язык – это жизнь людей, сознательная и бессознательная, видимая и потаенная. Вне жизни существует лишь молчание смерти. Нет такого слова, которое не было бы связано с жизнью, как нет и растения без почвы, что его питает.

Образ моста в этом произведении у Иво Андрича далеко не единственный. Примером могут стать следующие произведения: рассказ «Мост на Жепе» (1925); эссе «Мосты» (1933), где мост назван самым важным, полезным, освященным высокой и благородной идеей созданием человека. Мосты у Андрича везде разные, они имеют и разное местоположение, но в любом случае они несут в себе многолетние размышления писателя о судьбе народа и человека.

Творчество Андрича, отражающее в предельно концентрированной форме боль и страдания человека, вместе с тем проникнуто страстными поисками гармонии, источниками которой для писателя являются природа и искусство. Поэтому замечательное творение человеческих рук — мост на Дрине — не только важная деталь композиции романа, но и своеобразный философский символ, воплощение авторской мысли о том, что страдания и смерть неизбежны в этом мире, но жизнь вечна так же, как вечно стремление к красоте, и что способность человека создавать прекрасное — залог его будущего.

 


Информация о работе «Образ моста в произведении Иво Андрича "Мост на Дрине"»
Раздел: Зарубежная литература
Количество знаков с пробелами: 38008
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

0 комментариев


Наверх