3. Взаимоотношения Германии и СССР после заключения пакта Молотова – Риббентропа

После начала войны против Польши Германия всячески акцентировала внимание общественности на германо-советской «дружбе», что должно было удерживать Англию и Францию от вмешательства в германо-польский конфликт. 3 сентября в Берлине произошло вручение верительных грамот советского посла в Германии А.А. Шкварцева. На церемонии Шкварцев и Гитлер заверили друг друга от имени своих стран, что выполнят свои обязательства по договору о ненападении. В сентябре Советский Союз отказал Польше в поставках военных ресурсов, сославшись на опасность втягивания в войну и разрешил немецким судам заходить в порты Мурманска и Санкт-Петербурга, к последнему был также организован подвоз немецких грузов по железной дороге. На советско-польской границе был установлен режим усиленной охраны. Более двух с половиной миллионов человек были призваны на «Большие учебные сборы». Германия долго склоняла Союз к развертыванию военных действий на территории Польши, Москва же ждала, когда Варшава будет взята немцами. 17 сентября СССР ввел войска на территорию Польши (немцы заверили, что Варшава уже фактически пала) под предлогом защиты трудящихся поляков, украинцев и белорусов, оказавшихся «порабощенными капиталистами» и установления порядка и спокойствия.

28 сентября был подписан «Договор о дружбе и границе» между СССР и Германией (там территория «бывшего Польского государства делилась на сферы интересов договаривающихся, а не на части их территории). Также был взят курс на расширение экономических связей в условиях экономической блокады Германии, устроенной Англией. [I. 9. Гл. 3]

К концу года в советской прессе стали публиковаться советско-германские призывы скорее закончить войну, а в одном из интервью Сталин возложил ответственность за разжигание войны на Англию и Францию. [II. 4] Этот тезис провели в международную коммунистическую пропаганду.

В декабре было установлено грузовое железнодорожное и воздушное сообщение с Германией, на год продлено торгово-платежное соглашение. В январе 1940 был наконец урегулирован вопрос балансировки советско-германских поставок. В условиях войны с Англией и Францией Германия добилась от СССР ускоренных поставок сырья, превышавших немецкие. Для баланса Берлин договорился о предоставлении Москве немецкого опыта военных разработок.[1][I. 5. Т. 2]

Несмотря на широкое экономическое сотрудничество, СССР продолжал заявлять о своем нейтралитете относительно европейской войны (война с Финляндией затрагивала двусторонние с ней отношения).

В марте 1940 наступило охлаждение в советско-германских отношениях – Москва старалась не подпитывать подозрение европейской общественности о сильном сближении с Берлином. Кроме того немцы задерживали поставки – СССР также приостановил свои и несколько нормализовал экономические отношения с Англией, когда та в очередной раз выступила с такой инициативой.

В начале апреля 1940 немецкие войска заняли Скандинавию, что обезопасило СССР от англо-французского нападения с севера (о планах антисоветской акции советское правительство догадывалось давно). Таким образом Германия ликвидировала кризис отношений с СССР, поставки были разморожены. Кроме того, был урегулирован и ряд более мелких вопросов. «Господин Молотов был сама любезность, – докладывал в Берлин Шуленбург. – Я должен признаться, что абсолютно поражен такой переменой». Видимо, начало боев в Норвегии убедило советское правительство, что никакого сговора Германии и Англии не будет, а западные союзники связаны боями в Скандинавии. [I. 9. Гл. 6]

После капитуляции Франции Англия начала более активные попытки «подружиться» с СССР, т. к. США не очень охотно отозвались на ее призывы к антигерманскому союзу. Союз на торговые переговоры шел, не спеша, однако, отказываться от своей позиции нейтралитета. Англия старалась охладить советско-германские отношения, а лучше – втравить СССР в войну против Германии. СССР же был заинтересован в продолжении войны на Западе, поэтому не спешил развивать сотрудничество с Англией. К тому же Германия публиковала трофейные секретные англо-французские документы, в которых содержались планы антисоветской кампании, что еще более ухудшило отношение Москвы к западным союзникам.

Тем временем СССР и Германия вели военно-морское сотрудничество. Еще осенью немцам была предоставлена военно-морская база Западная лица. После оккупации Норвегии ее перенесли к мысу Святой нос восточнее Мурманска. Кроме того СССР обеспечил проводку по Севморпути немецкого рейдера «Комет», который, выйдя в тихий океан потопил 9 судов и захватил множество ценного груза.

В Берлине отмечали, что СССР старается не допустить особого усиления Германии и следили за маневрами Англии. США явно не собирались воевать, зато опасность исходила из возможного сближения Англии с Союзом. В июле Германия перебросила часть войск на восточные границы, сообщив об этом в Москву. В июле в Германии начали готовить операцию против СССР, хотя Гитлер тогда еще не определился в отношениях с Советами. [I. 3. Т.2, С. 59–61; I. 6. T.I. С. 664–666.]

Когда в Берлине поняли, что для операции «Морской лев», направленной на разгром Англии, недостаточно боевых ресурсов, Гитлер предложил в корне изменить тактику. «Мы не будем нападать на Англию, а разобьем те иллюзии, которые дают Англии волю к сопротивлению… Надежда Англии – Россия и Америка. Если рухнут надежды на Россию, Америка также отпадет от Англии, так как разгром России будет иметь следствием невероятное усиление Японии в Восточной Азии… Если Россия будет разгромлена, Англия потеряет последнюю надежду. Тогда господствовать в Европе и на Балканах будет Германия. Вывод: В соответствии с этим рассуждением Россия должна быть ликвидирована. Срок – весна 1941 г. "[I. 3. Т.2. С. 80–81.]

Советское военное командование в глубокой тайне продолжало разработку плана войны с Германией и ее возможными союзниками. Введение в научный оборот документов советского военного планирования показало, что Германия продолжала рассматриваться как вероятный противник №1, несмотря на имитацию сближения с ней. Видно, что пакт 23 августа 1939 г. не привел к изменениям в стратегическом планировании СССР, сформулированном еще в 1938 г.

Отношения Германии и СССР охлаждаются: возникли разногласия по поводу включения Прибалтийских стран в Союз, переселения немцев из Бессарабии и попыток СССР вмешаться в Балканскую политику. Кроме того Германия без сообщения о том советскому правительству заключила договор с Финляндией о проводе войск на север.

27 сентября Германия, Италия и Япония заключили тройственный пакт, в котором оговаривалось сохранение политического статуса отношений с СССР. В октябре Риббентроп приглашает Молотова в Берлин на переговоры и предлагает Союзу присоединиться к Тройственному пакту для эффективного продолжения войны с Британией. [I. 9. гл. 6]

12–14 ноября в Берлине состоялись советско-германские переговоры. В ходе них рассматривались условия вступления СССР в антианглийский союз. После обсуждения итогов переговоров Советский Союз был готов принять договор при выполнении ряда условий, а именно: во-первых, германские войска должны немедленно покинуть Финляндию, а СССР гарантирует мирные отношения с этой страной и защиту германских экономических интересов. Во-вторых, в ближайшее время должен быть заключен договор между СССР и Болгарией о взаимопомощи и созданы военно-морские базы с гарнизонами в районе Босфора и Дарданелл для размещения советских войск. В-третьих, зона к югу от линии Баку–Батуми «в сторону Персидского залива признается центром территориальных устремлений» СССР. В-четвертых, Япония должна отказаться от своих прав на нефтяные и угольные концессии на Северном Сахалине.

Некоторые исследователи считают, что, выдвигая заведомо неприемлемые для Германии условия, СССР высказывал свой «вежливый отказ». М.И. Семиряга считает, что именно он и послужил поводом к войне 1941–1945. [I. 15] Другие же исследователи уверены, что переговоры использовались обеими сторонами только для уточнения отношений и намерений друг друга. [I. 9. гл. 6]

В конце 1940 г. СССР, стараясь проверить честность Германии насчет учета советских и итальянских интересов на Балканах и использовать разногласия между Римом и Берлином в своих целях, стал вести переговоры с Италией. В их ходе выяснилось, что Италия практически ничего не решает самостоятельно, и ее и советские интересы учитываются только на словах.

В ноябре 1940-марте 1941 стало точно ясно, что основным объектом разногласий Москвы и Берлина являются Балканы. А после присоединения Болгарии к Тройственному пакту стало очевидно и то, что интересы СССР в Европе Германию более не интересуют. В военном плане Красной Армии на случай войны с Германией был установлен точный срок ее начала – 12 июня 1941. Однако это не мешало странам внешне демонстрировать нормальные отношения, был урегулирован вопрос о включении Прибалтики в состав СССР и было заключено торговое соглашения до августа 1942 г. В мае-июне 1941 года Германия и СССР активизировали свои поставки.

В мае Москва предлагала Берлину вновь начать обсуждать присоединение Союза к Тройственному пакту, но тот, видимо уже окончательно решил воевать и не давать русским отсрочки для лучшей подготовки к войне – Германия не поддержала идею переговоров. [I. 9. гл. 6]

Итак мы видим, что после заключения пакта о ненападении СССР и Германия старались добросовестно соблюдать его а также последующие торговые соглашения. В период с осени 1940 по лето 1941 видно очень активное экономическое сотрудничество. При этом СССР продолжал сохранять военный нейтралитет, который был ему, несомненно, выгоден: будучи нейтральной страной, он мог поставлять сырье и готовую продукцию всем воюющим странам. Являясь фактически единственным посредником в экспорте восточных товаров в Германию, он имел с этого большой доход и большую свободу в установлении условий этого посредничества.

В своем нейтралитете Союз продолжает лавировать между Англией и Германией, стараясь «никого не обидеть» даже при явных антисоветских настроях Англии. При этом он не забывал о своих территориальных интересах, ведя борьбу за влияние на Балканах и в Прибалтике. Именно территориальные конфликты и неуступчивость сторон в их разрешении привели к новой войне – между Германией и СССР.



Заключение

До конца августа 1939 г. СССР старался действовать в соответствии с политикой коллективной безопасности, и заключенными им соглашениями. Создать систему коллективной безопасности из-за нежелания западноевропейских держав брать на себя и выполнять военные обязательства, что вынудило СССР на время отойти в сторону и занять позицию нейтралитета. Возможно подобные постоянные попытки Англии и Франции провести СССР, связав его односторонними обязательствами были вызваны тем, что Союз, не нарушая подписанных договоров создал себе имидж «честного и наивного государства».

Ввиду разницы в режимах и всеобщем недоверии к большевикам европейские страны не испытывали особого стремления объединяться с Советами – даже для Англии, которая проявляла большую дипломатическую активность, это была явно крайняя мера. Да и Москва считала, что капиталистический строй должен быть свержен в ходе социалистической революции, которой надо еще расчищать дорогу. Однако было понятно, что оставаться в абсолютной изоляции опасно – назревание «империалистической войны» было очевидно, и оказаться один на один практически со всем миром СССР конечно не хотел. Поэтому при помощи экономических связей он балансировал между демократическими и фашистскими государствами. Кроме того, Советский Союз явно предчувствовал реальную возможность ввязывания в войну и старался обезопасить свои границы (присоединение Прибалтики, война с Финляндией, раздел сфер влияния в Польше) от угрозы с запада.

Германия же, подписав Антикоминтерновский пакт, сразу четко обозначила свое отношение к коммунистам. И то, что при условии существования этого пакта долговременное серьезное (а тем более военное) сотрудничество возможно, было маловероятно. Претендуя на признание за ней статуса великой державы, Германия проводила агрессивную экспансионистскую политику в центральной Европе. Естественно, это было совершенно не нужно Англии и Франции, и рано или поздно Германии пришлось бы с ними воевать, чтобы доказать свою мощь. Англо-французская политика «умиротворения» была на руку Берлину – страну успели серьезно подготовить к боевым действиям. Мирные пакты с «умиротворителями» также не дали им вовремя почувствовать всю серьезность угрозы. Нейтральная позиция СССР также помогла Германии: поддержка реэкспорта в начале войны серьезно ослабила экономическую блокаду. Германии было выгодно воевать «по частям», выкашивая страны по одной, не встречаясь со всеми сразу. Поэтому, ведя войну с Англией и вынашивая планы нападения на СССР, она продолжала демонстрировать крепкую с ним «дружбу».

Говорить о полной внезапности нападения Германии на СССР не приходится. Факты говорят о том, что в указанные годы Союз готовился к войне, хотя изо всех сил и пытался ее избежать. Однако ее предвидели и, сознавая малую вероятность избегания, старались ее отсрочить, чтобы успеть обеспечить страну военными ресурсами. Этой же цели послужил и пакт о ненападении с Германией.

Не стоит забывать и планах социалистической революции. Советское руководство не раз заявляло о выгоде ослабления Запада в ходе войны для для установления большевистского режима в Европе. Кроме того Союз был явно не заинтересован в сохранении Версальской системы и ему был выгоден передел мира – появлялся шанс усилить свое влияние.

Итак, основную цель работы автор считает выполненной, равно как и ее задачи.

Дискуссия по поводу мотивов политики европейских государств перед началом Второй мировой войны до сих пор ведется. Поэтому данная тема имеет большой потенциал для дальнейшей научной работы: многие документы той эпохи до сих пор не изучены и не опубликованы, а некоторые до сих пор не рассекречены. Кроме того свой отпечаток на объективность истории накладывает политика, от которой при исторических изысканиях стоит абстрагироваться.



Список литературы

 

1.     Альтернативы 1939 г. М., 1989.

2.     БСЭ, электронная публикация портала http://www.cultinfo.ru.

3.     Гальдер Ф. Военный дневник. М., 1968.

4.     Гафурова Б.Г., Зубока Л.И. Хрестоматия по Новейшей истории в трех томах. Электронная публикация портала http://www.historic.ru.

5.     Год кризиса. 1938–1939: Документы и материалы. Т. 2. М., 1990.

6.     Дашичев В.И. Банкротство стратегии германского фашизма. М., 1973.

7.     Европа в международных отношениях 1917–1939. М., 1979.

8.     История Гданьска. Электронная публикация портала http://www.gdansk.pl.

9.     Мельтюхов М.И. Упущенный шанс Сталина. Советский Союз и борьба за Европу: 1939–1941., М.: Вече, 2000. Электронная публикация портала http://www.militera.lib.ru.

10.   Мосли Л. Утраченное время. Как начиналась вторая мировая война. М., 1972.

11.   Наджафов Д.Г. Советско-германский пакт 1939 года и его исторические последствия. // Вопросы истории, №12, 2006.

12.   Пронин А.А. Советско-германские соглашения 1939 года: истоки и последствия (монография) // Международный исторический журнал, №11, сентябрь-октябрь 2000.

13.   Робертс Дж. Сферы влияния и советская внешняя политика в 1939–1945 гг. идеология, расчет и импровизация // Новая и новейшая история №5, 2001.

14.   Севастьянов Г.Н. Европейский кризис и позиция США. 1938–1939. М., 1992.

15.   Семиряга М.И. Тайны сталинской дипломатии. 1941–1945, Москва, «Высшая школа», 1992,

16.   Случ С.З. Внешнеполитическое обеспечение Польской кампании и Советский Союз // Международные отношения н страны Центральной и Юго-Восточной Европы в начале второй мировой войны (сентябрь 1939 – август 1940). М. 1990.

17.   Случ С.З. Сталин и Гитлер, 1933–1941. Расчёты и просчёты Кремля // Отечественная История, 2005, №1.

18.   Соколов Б.В. Цена победы. М., 1991.

19.   Томас Титура. Виктор Суворов как «Ледокол». К одной исторической дискуссии. Электронная публикация портала http://www.tapirr.com.

20.   Фляйшхауэр И. Пакт. Гитлер, Сталин инициатива германской дипломатии 1938–1939: Пер. с нем. М., 1990.

II. Список источников

21.   Телеграмма заместителя народного комиссара иностранных дел СССРполпреду СССР в Чехословакии. 20 сентября 1938 года // Гафурова Б.Г., Зубока Л.И. Хрестоматия по Новейшей истории в трех томах. Электронная публикация портала http://www.historic.ru.

22.   Из телеграммы полномочного представителя СССР в Германии А.Ф. Мерекалова в Народный комиссариат иностранных дел СССР. 5 января 1939 года. // Год кризиса. 1938–1939: Документы и материалы. Т.2. М., 1990

23.   Нота советского правительства правительству Германии. 18 марта 1939 года. // Гафурова Б.Г., Зубока Л.И. Хрестоматия по Новейшей истории в трех томах. Электронная публикация портала http://www.historic.ru.

24.   Газета «Правда». 30 ноября 1939 // Год кризиса. 1938–1939: Документы и материалы. Т. 2. М., 1990.


[1] Любопытно, что ценностью в таком обмене являются технологии. Такой способ обмена станет распространенным только с развитием информационного общества.


Информация о работе «Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг.: взаимоотношения с Германией»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 44530
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
87458
1
0

... Африки. Самым популярным словом, которое в разных концах Земли произносили почти с религиозным трепетом, было слово "мир". Но не прошло и года, как за Второй мировой пришла новая - "холодная война". Глава II. Специфика внешней политики СССР Когда Советская Армия начала освобождать от фашизма страны Европы, там уже действовали антифашистские силы, опиравшиеся на успехи Советской Армии. В ...

Скачать
32398
0
0

... ответу на этот вопрос. Указанные два обстоятельства повлияли на работы М.И. Семиряги. Г.Л. Розанова, Л.А. Безыменного. О.А. Ржемевского, А.М.Самсонова, А. О. Чубарьяна и других исследователей, посвященные анализу внешней политики СССР накануне второй мировой войны. Заслуживают внимания исследования В. Петрова. А. Донгарова об обстоятельствах советско-финской войны 1939 - 1940 гг.. В. Абаринова о ...

Скачать
25501
0
0

... пакт о нейтралитете, и предложил сделать это немедленно. 13 апреля пакт был подписан. Японо-советский пакт о нейтралитете соответствовал общей линии внешней политики Советского правительства, имевшей целью обеспечить безопасность СССР и восприпятствовать расширению зоны войны. Положительное значение пакта для Советского Союза также заключалось в том, что он обнаружил новые разногласия внутри ...

Скачать
51330
0
0

дный характер. Изучение особенностей внешней политики СССР в 30-е гг. нельзя рассматривать вне контекста конца 20-х гг. ХХ столетия. В первой половине 20-х годов была нарушена экономическая блокада России капиталистическими странами. В 1920 г., после падения советской власти в республиках Прибалтики, правительство СССР заключило Договоры о мире с новыми правительствами Эстонии, Литвы, Латвии, ...

0 комментариев


Наверх