2.2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ В КАЗАХСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Процессы общественного разделения труда и социально-экономической дифференциации казахского общества имели своим продолжением оформление социальных институтов и градаций, отражавших сложный спектр различных функций и ролей в структуре общественно полезной деятельности. Социальная стратификация возникла в процессе субъективного осмысления общественного разделения труда и социально-экономической структуры как идеальная модель расстановки разных индивидов, корпораций и слоев в зависимости от сложностей и значения выполняемых ими социальных функций. При этом социально-экономическая структура и социальная стратификация казахов часто не совпадали, а иногда даже приходили в противоречие друг с другом. Социальный статус человека далеко не всегда определялся его экономическим благосостоянием, а последнее, в свою очередь, не всегда зависело от его привилегированного положения.

Характерной особенностью сословного деления казахского общества в период XVIII — сер. XIX вв. являлась дифференциация индивидов на так называемую «белую кость» (ақ суйек) и «черную кость» (қара суйек). Первый социальный слой представлял собой закрытую привилегированную корпорацию индивидов, непроницаемую извне в силу ее социальной изолированности и высокой общественной значимости в структуре общественных отношений. К ней относились два аристократических сословия — торе и кожа.

В отличие от ақ суйек сословно-корпоративные группы «черной кости» являлись открытыми статусами, достижение которых было доступно любому индивиду в зависимости от его личных качеств и имущественного положения. К ним принадлежали категории биев, тарханов, батыров, старшин (ақсакалов). Однако большая часть казахского населения, определяемая, как свободные общинники, никак не дифференцировалась по сословным признакам, что отличало ее от господствующего класса казахов.

Привилегированную элиту кочевого общества составляло аристократическое сословие торе (султанов), являвшееся основой «белой кости». Оно объединяло группу лиц, принадлежавших к старшей ветви Чингизидов — потомков Джучи. Сословие торе играло огромную роль в общественной и политической жизни казахов. Из его среды избиралась верховная власть в лице хана, осуществлявшего основное руководство политической организацией казахского общества. Принадлежность к сословию султанов по праву рождения означала фактическую принадлежность индивида к господствующему классу и предопределяла его преимущественное право осуществлять регламентацию и регулирование общественных отношений.

Другую элитарную группу кочевников представляло сословие служителей мусульманского культа — кожа. Кожа, пользовавшиеся наследственными привилегиями, играли важную роль в духовной жизни казахского общества. Политическое влияние кожа в кочевом обществе было незначительным, что во многом объясняется слабым распространением ислама в степи.

Среди привилегированных социальных категорий «черной кости» чрезвычайно важное место занимало у казахов сословие биев, осуществлявших функции судебной власти в кочевых коллективах. Под словом «бий, — указывал Л. П. Гавердовский, — разуметь должно людей красноречивых, богатых и оборотливых»[9;33]. Привилегированное положение биев в Казахстане определялось, прежде всего, большой общественной значимостью функции правового регулирования, арбитража и посредничества и выражалось в преимущественных правах в системе имущественных отношений, в частности правом на присвоение прибавочного продукта в форме одной десятой размера иска (бийлык).

Большой авторитет и политическое влияние в казахском обществе в XVIII — первой половины XIX в. имела социальная группа батыров — военных вождей. Звание «батыра» никогда не было наследственным, его приобретали только личными подвигами. Принадлежность батыров к господствующему классу определялась большой ролью военно-потестарных структур в казахском обществе в рассматриваемый исторический период, а следовательно, и той огромной властью и влиянием, которыми обладали герои — вожди в эпоху военной конфронтации. К середине XIX в. в связи с относительной стабилизацией военно-политической обстановки на границах Казахстана этот институт во многом утратил свое значение и постепенно отошел на задний план.

Определенное место в социальной стратификации казахского общества принадлежало категории тарханов, лиц, наделенных за разные заслуги верховной властью, привилегиями, например, при уплате налогов и проч. Во время централизации общества, оформления государственных структур, военных столкновений тарханы пользовались правом приобретать те или иные престижные должностные места в системе управления кочевыми коллективами. Но в тяготах повседневных будней «тарханские привилегии», как правило, забывались, а роль этой группы сводилась к минимуму.

Наиболее многочисленную прослойку господствующего класса казахов представляли старшины («аксакалы»), осуществлявшие социально-регулирующие функции во всех звеньях кочевых общин. Звание аксакала, нередко обозначаемого в источниках термином «аксакал», у казахов могли получить лица, обладавшие большим интеллектуальным потенциалом, разносторонними знаниями и богатым опытом. В условиях кочевого скотоводческого хозяйства эти качества неизбежно становились важнейшим фактором концентрации скота и материальной обеспеченности индивида. Поэтому закономерно, что именно экономически господствующий класс, присваивая функции социально-экономического, политического и судебного регулирования, активно вторгался в сферы идеологии и духовной культуры. Старшины-аксакалы образовывали фундамент всей социальной стратификации казахского общества, пополняя из своих рядов другие социальные категории и сословия.

Наряду с разными сословными группами, представлявшими господствующую часть кочевого общества, и свободными общинниками, в Казахстане существовали категории зависимого населения — рабы и тюленгуты.

Тюленгутами называли лиц, находившихся на службе у султанского сословия. Появление этой прослойки было связано с междоусобицами и многолетней борьбой с джунгарами, обусловившими большой спрос верховной власти и ее представителей — султанов — на «служилых» людей.

К категории зависимого населения относились также рабы-кулы, которые набирались из среды пленных россиян, калмыков и иранцев. Рабы использовались главным образом в личном хозяйстве: по уходу за животными, для обработки посевов, в домашнем обиходе. Однако рабство не получило широкого распространения у казахов и не выходило за рамки патриархального домашнего рабства. [12;168]

В целом социальная стратификация казахского общества свидетельствует о том, что в XVIII — сер. XIX вв. диапазон внеэкономических отношений в нем был весьма незначителен. Специфический характер общественного развития казахов обусловливал неразвитость многих надстроечных категорий, отсутствие глубокой специализации в осуществлении социальных, военно-политических и судебных функций, а в результате этого имел место поверхностный характер процессов формирования социальных институтов и сословий.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, общественный строй казахов в XVI – в начале XIX века характеризуется раздробленностью всей системы кочевого народа. Вторая половина XV века стало периодом образования Казахского ханства. Сосредоточенность в одном географическом пространстве великого кочевого народа стало первым шагом для дальнейшего развития казахов. Характеризуя то или иное общество, первым делом следует обратить внимание на развитие в сфере экономики, политики и в обществе.

Рассматриваемый период вошел в историю как период подъемов и упадков. Ханы сменялись один за другим, каждый из которых привносил в жизнь общества новые уклады и порядки. Выработанные нормы и правила оказали огромное влияние на жизнь всего кочевого народа. Политика того или иного хана отличалась своей индивидуальностью и перспективностью.

Внутренняя политика ханов была основана на борьбе с иноземными захватами. Такие как, Касым, Хакк - Назар, Есим и Тауке ханы. Все они добивались единой цели: объединить и расширить территорию Казахского ханства в одно централизованное государство.

Тауке-хан - один из самых выдающихся государственных деятелей Казахского ханства, внесший неоценимый вклад в национальную историю. С его именем связано укрепление государственности казахов, утверждение внешнеполитических позиций Казахского ханства в системе международных отношений в центрально-азиатском регионе.

В истории казахского права ханского периода известно Семь установлений хана Тауке, которое носит название «Жеты жаргы», в которое вошли постановления, вызванные потребностями военно-политической и социальной жизни казахского общества ХVII в. Важнейшим моментом, определившим характер этого документа, оказалось стремление приспособить нормы обычного права к новым потребностям феодального казахского общества, узаконив те из них, которые соответствовали интересам знати, создать вместо устаревших и неугодных ей норм новые и более выгодные. Документ носит название «Жеты Жаргы» (Семь установлений), потому что в этом документе охвачены семь сфер деятельности общества.

В заключении стоит отметить, что развитие Казахского общества было не стабильным. В истории Казахстана известны ханы, при правлении которых менялась внутренняя, внешняя политика и подверглось изменениям социальное развитие государства.

Тяжелая экономическая и политическая обстановка в Казахстане была обусловлена непрекращающимися усобицами, нестабильными отношениями с правителями Средней Азии. Состояние раздробленности и ослабление Казахского ханства сказывалось на целостности не только государственной, подвластной ханам, территории, но и этнической. Раздоры соперничавших за власть и подданных, за пастбищные земли и города ханов, султанов, группировок аристократии племен замедляли темпы общественно-культурного развития, мешали созданию условий для упрочения государственности на территории Казахстана, для эффективной защиты с ее помощью коренных земель народа.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.         Абай. Слова Назидания// Простор. 1992

2.         Абусеитов М. Казахстан и Центральная Азия XV – XVII вв. История, политика, дипломатия. Алматы, 1998

3.         Асфендияров С.А. История Казахстана (с древнейших времен). Алматы, 1993

4.         Бекмаханов Е. Казахстан в 20-40 годы XIX века. Алма-Ата: Казак ун-тi, 1992

5.         Бижанов М. Социальная категория казахского общества в XVIII в. в рудах русских ученых. Казахстан в XVI – XVIII вв. А., 1969

6.         Большая советская энциклопедия, Изд-во «Советская энциклопедия» в 1969 — 1978 годах в 30 томах.

7.         Валиханов Ч. Собрание сочинений. В 5 томах. Алма-Ата, 1961-1968гг., Его же Собрание сочинений. Т 1-5. А.,1984 – 1985

8.         Вельяминов-Зернов В.В. Исследование о Касимовских царях и царевичах. Спб., 1864. Труды вост. Отд. Имп. Русского археолог. об-ва

1.         9.Гавердовский Л. П. Обозрение Киргиз-кайсацокй степи// Рукописный фонд Спб отделения Ин-та российской истории. Кол. 115 №495

9.         Зиманов С.З. (1958) Общественный строй казахов первой половины XIX в. Алма-Ата: Наука, 1958. Его же. Политический строй Казахстана конца XVIII и первой половины XIX вв. Алма-Ата, Наука, 1960

10.       История Казахстана (с древнейших времен и до наших дней). В пяти томах, Том 2. – Алматы: «Атамура», 2000

11.       История Казахстана (с древнейших времен и до наших дней). В пяти томах, Том 3. – Алматы: «Атамура», 2000

12.       История Казахстана: Народы и культуры: Учеб. Пособие / Масанов Н.Э. и др. – Алматы: Дайк – Пресс, 2000.

13.       История Казахстана в русских источниках XVI – XX вв. 3 том // Журналы и служебные записки дипломата А.И. Тевкелева по истории и этнографии Казахстана. (1731 – 1759) / Исторический очерк и комментарии И.В. Ерофеевой. – Алматы: Дайк-Пресс, 2005

14.       Кузембайулы А., Абил Е.А. История Республики Казахстан. Астана, 2003

15.       Левшин А.И. Описание киргиз-кайсацких, или киргиз - казачьих, орд и степей, ч.II. СПб.,1832

16.       Преподавание истории в школах и вузах

17.       Толыбеков С.Е. Общественно-экономический строй казахов в

2.         XVII-XIX вв. Алма-Ата: Казгиз, 1959


Информация о работе «Общественный строй казахов в XVI–в начале XVIII веков»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 59483
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
97302
2
3

... населения этих районов. В однонацио­нальных казахских поселениях сосредоточено около 30% казахов. Остальные сельские казахи расселены сре­ди окружающего иного этнического населения: русских, украинцев, немцев и татар. Значительная часть казахов проживает и в горо­де Омске. Относительно компактное расселение казахов в Омской облас­ти, их многочисленность, особенности хозяйственного и культурно- ...

Скачать
46722
0
0

... языке школьников, стали применяться методы обучения, ослабляющие прежнюю систему муштры и зубрежки. Выдающиеся деятели культуры и просвещения народов России. Среди прогрессивных педагогов второй половины XIX века, которые внесли большой вклад в развитие педагогической мысли на Украине, довольно широкой известностью пользовался Николай Феодосьевич Левицкий (1819—1885) — методист первоначального ...

Скачать
31345
0
0

... оформление в соответствующих правовых документах. С становлением абсолютной монархии существенно ухудшилось правовое положение широких слоев населения, особенно крестьянства.   52. Охарактеризуйте государственный и общественный строй России в 19м веке Главное противоречие в развитии российского общества, родившееся еще в предыдущий век, вытекало из назревающих формационных изменений: на ...

Скачать
149283
0
0

... масс. В момент критического внешнеполитического положения для Ферганы Российское государство высказало свое благорасположение и покровительство, установив с народами Ферганы торгово-дипломатические отношения. Глава 3 Экономические и культурные связи кыргызов с народами Центральной Азии XVIII- первой половине XIX вв.   3.1 Торгово-экономические связи кыргызского народа с народами Центральной ...

0 комментариев


Наверх