2.2 Особенности тактики проведения отдельных следственных действий

Осмотр места происшествия

Версия о совершении преступных действий группой лиц может быть выдвинута уже в ходе осмотра места происшествия на основании обнаруженных следов, особенностей предмета посягательства, способа совершения и орудий преступления, изменений в обстановке.

О групповом характере совершенного преступления могут свидетельствовать в первую очередь следы пальцев рук, оставленные, судя по рисунку папиллярных линий, разными лицами. Подтверждением этого, обстоятельства служит различие следов одноименных пальцев и при том одинаковая давность их образования. При обнаружении следов разноименных пальцев версии о групповом преступлении подтверждает существенное различие в их размерах. Вывод о том, что преступников было несколько, может быть сделано по следам рук только после исключения их принадлежности к потерпевшему или лицам из его окружения. По тем же критериям оцениваются и следы ног (обуви). Различия устанавливаются по конфигурации и размерам следов обуви, по отобразившихся в следах признаков подошвенной части и при наличии дорожек следов – по различиям в признаках походки.

О факте совершения преступления подростками или о наличии подростков в составе преступной группы могут свидетельствовать материальные следы, несущие информацию о личности субъекта:

небольшие по размерам следы ног, рук;

отпечатки подошв обуви, которую обычно носят подростки (кроссовки, кеды, модная подростковая обувь);

личные вещи, оставленные, брошенные, утерянные, по которым можно определить возрастную группу (например, окружность головы по бейсбольной шапочке);

предметы, которые нередко носят подростки (самодельное холодное оружие, цепочки, металлические украшения и т. п.);

следы и надписи на вертикальных поверхностях;

следы зубов на продуктах питания, на выплюнутой жевательной резинке и т. д.

Способ совершения преступления выступает свидетельством группы в тех случаях, когда отличается особой изощренностью или сложностью. Со способом связаны орудия и средства совершения преступлений: использование тяжелых средств для резки металла при кражах из сейфа и иных металлических хранилищ, обнаружение на месте происшествия стреляных гильз от разных экземпляров оружия, следы различных орудий взлома, следы нескольких транспортных средств, относимость которых к событию преступления несомненна.

О совершении преступления подростками могут свидетельствовать такие элементы способа, как:

отсутствие целенаправленных, заранее продуманных и реализованных до конца действий;

примитивные, неухищренные способы проникновения, например через разбитое окно; взлом, не требующий значительной физической силы; использование простейших способов взлома запирающих устройств; малые размеры проломов;

непринятие мер к сокрытию следов преступления;

совершение на месте преступления циничных, озорных действий (порча товаров, беспричинная поломка вещей, учинение нецензурных надписей и рисунков).

В ходе осмотра места происшествия может быть получена информация о личностных качествах преступника. О привычках (пристрастие к курению, употреблению спиртных напитков, наркотиков, токсичных веществ) судят по оставленным на месте происшествия соответствующим объектам, упаковкам, окуркам, бутылкам и т. п. или по характеру похищенных предметов. О навыках преступника, его умениях и пристрастиях можно судить по следам таких действий, как умение обращаться с радиотехникой, электроникой, компьютером, выбор марок или монет из коллекции, выбор ценных книг, древних рукописей и т. п.

В остальном осмотр места происшествия осуществляется в соответствии с тактическими рекомендациями, отражающими специфику совершенного преступления.

Допрос

Среди средств получения информации о преступлении, совершенном организованным преступным сообществом, допрос занимает особое место. Это его положение обусловлено тем, что допрос во-первых, самое распространенное следственное действие, без проведения которого не обходится расследование ни одного уголовного дела и, во-вторых, такой источник информации, который позволяет следователю и суду наиболее полно представить событие преступления, все элементы его состава, включая и такие трудно устанавливаемые, как мотив, цель и причины совершения преступного акта. В то же время допрос является одним из самых сложных следственных действий; его производство требует высокой общей и профессиональной культуры, глубокого знания людей, их психологии, мастерского владения тактико-криминалистическими приемами допроса.

Цель допроса – получить полные и правдивые, объективно отражающие в действительность показания. Для подозреваемого и обвиняемого показания, кроме того, и средство защиты от возникшего против них подозрения или предъявленного обвинения. Это необходимо учитывать, оценивая значение допроса как следственного действия.

Предмет допроса, то есть круг выясняемых обстоятельств, в общей форме предопределен предметом доказывания. По делам о преступлениях, совершенных организованным преступным сообществом, его особенности состоят в установлении данных, позволяющих не только констатировать факт преступления, совершенного группой, но и получить о ней максимально полную информацию, индивидуализировать роль и вину каждого из ее участников.

К допросам по групповым делам в полной мере относятся общие требования тактики проведения этого следственного действия: активность допроса, его целеустремленность, объективность и полнота, необходимость учета свойств личности допрашиваемого, а также, что характерно именно для допросов по таким делам, процессуального положения допрашиваемого, а если это подозреваемый или обвиняемый, то его положения и роли в преступной группе.

Подготовка к допросу. Эта стадия следственного действия, как известно, включает в себя:

собирание исходных данных;

тактическое обеспечение допроса;

выбор момента и места и определения способа вызова на допрос;

техническое обеспечение допроса.

Исходные данные определяют эффективность допроса. По своим источникам и содержанию они неоднородны.

Во-первых, это данные, относящиеся к обстоятельствам расследуемого события: его механизму, месту, времени, участникам, их роли и действиям и т. п.

Во-вторых, данные о личности допрашиваемого. Их объем и характер зависят от процессуального положения лица, обстоятельств дела, предмета предстоящего допроса и значимости показаний.

Тактическое обеспечение допроса заключается в разработке приемов его реализации и составлении, в необходимых случаях, плана допроса.

Такой план должен обязательно составляться при подготовке к допросу. План допроса составляется в произвольной форме, но обязательно должен содержать перечень подлежащих установлению обстоятельств, имеющихся по ним доказательств и формулировки основных вопросов, а также тех, которые связаны с информацией, полученной из оперативных источников. В отношении последних в плане целесообразно предусмотреть момент, когда их лучше задать, что должно этом предшествовать и какие на случай непредвиденных осложнений должны быть приняты меры для сохранения в тайне источника.

Момент допроса определяется с учетом важности данных, которыми, по предположению следователя, располагает допрашиваемый, его процессуального положения, роли в преступной группе и конкретно в расследуемом событии, связи с другими лицами, подлежащими допросу по делу.

На решение вопроса о моменте влияет и избранная следователем очередность допросов членов сообщества. Если из оперативных источников известно, кто из членов сообщества виновен менее других или менее всех устойчив, то бывает целесообразным начать допросы именно с этого лица. Иногда же наоборот — первым допрашивается главарь группы и тогда, в случае получения от него правдивых показаний, более простыми оказываются допросы участников сообщества.

Влияет на выбор момента допроса и ряд других обстоятельств: интересы сохранения следственной тайны, задачи обеспечения безопасности потерпевших и свидетелей, сила и характер переживаний, испытанных допрашиваемым в момент события.

Важное значение имеет Техническое обеспечение допроса, а именно подготовка средств магнитной и особенно видеомагнитофонной записи. Применение видеосъемки, во-первых, может послужить средством изобличения во лжи, побудить к даче правдивых показаний, преодолеть отказ от дачи показаний, что приобретает особое значение при сговоре членов преступного сообщества или колебаниях потерпевших и свидетелей; во-вторых, сдерживает допрашиваемых от изменения показаний или отказа от них и является доказательством ложности их заявлений о незаконных методах воздействия при допросе.

В случае очевидного для потерпевшего преступного посягательства при его допросе следует выяснить:

количество лиц, принимавших участие в совершении группового преступления, внешние признаки преступников;

конкретные действия каждого из них, особенности поведения;

как они называли друг друга, использовали ли клички;

кто руководил действиями соучастников; кто и чем был вооружен;

как нападавшие покинули место происшествия, не подавал ли команду кто-либо из наблюдавших совершение преступного деяния.

По аналогичной схеме должны быть допрошены и свидетели-очевидцы, но при этом дополнительно выясняется, где они находились в момент события, принимали ли и какое именно в нем участие, в каком состоянии воспринимали действия преступников и потерпевших.

При оценке результатов допроса потерпевших следует иметь в виду возможность дачи ими ложных показаний из мести, обиды, жадности, сочувствия к обвиняемому, страха перед ним или его сообщниками, что особенно часто бывает, когда из всех участников преступной группы задержан только один. Иногда потерпевшие говорят не обо всех преступных действиях участников группы, скрывая такие из них, огласки которых они хотят избежать, например, сообщают о разбойном нападении, но умалчивают об изнасиловании.

Круг свидетелей-очевидцев по групповым делам зависит от характера и обстоятельств преступного посягательства. Так, если по делам о разбойных нападениях на квартиры это обычно соседи потерпевших, лифтеры, работники коммунальных служб или органов связи, то при разбойных нападениях на банковские учреждения — кассиры, инкассаторы и иные лица, восприятие нападения которыми связано с их служебными обязанностями (они же могут быть и потерпевшими); работники охраны, воспринимавшие нападение не только в силу выполнения служебных обязанностей, но и как специалисты-профессионалы в определенной области знаний; лица, которые в момент нападения находились на месте происшествия или вблизи него. Причем их показания будут зависеть от того, какую роль они играли в событии: активно противодействовали нападению, наблюдали его, но не вмешивались в ход событий или не имели возможности вмешаться.

Особенности тактики допроса подозреваемых и обвиняемых. Тактика допроса этой категории лиц определяется в зависимости от:

характера преступной деятельности общества: насильственные, корыстно-насильственные преступления (разбой, грабеж), ненасильственные имущественные преступления (кражи, мошенничество);

положение и роли участников преступной группы;

прошлой «допреступной» деятельности участника группы, профессии, образования, семейного положения, но и от наличия в прошлом судимости, знакомства с методами раскрытия и расследования преступлений.

Особенности предмета допроса определяются главным образом положением и ролью в преступном сообществе. Руководствуясь этим критерием, целесообразно рассмотреть особенности предмета допроса организаторов (руководителей) преступного сообщества, непосредственных исполнителей преступных замыслов, членов групп (или блоков) защиты и прикрытия. Ряд обстоятельств требует выяснения в ходе допросов всех категорий этих лиц, и поэтому при характеристике предметов допроса повторяется.

При допросе организаторов (руководителей) преступного сообщества следует стремиться установить:

как и у кого возник замысел организации преступного сообщества, при каких обстоятельствах, что было побудительным мотивом к этому, в какой последовательности реализовывался замысел;

какая преступная деятельность предполагалась, какая в действительности осуществлялась; эпизоды преступной деятельности, их конкретные участники, принимал ли непосредственное участие в совершении преступных акций сам организатор;

каким способом (способами) совершались преступления, как был избран или разработан способ, из какого источника была получена информация о нем, у кого из членов сообщества имелся опыт применения этого способа; то же в отношении способов сокрытия преступной деятельности;

структура сообщества, наличие специализированных блоков в организации, меры конспирации, средства и приемы связи;

материально-техническое оснащение сообщества, вооружение, ТС, средства связи, конспирация;

способы вовлечения новых членов сообщества, связи с коррумпированными элементами в государственных и иных структурах, состав группы прикрытия, ее деятельность, каналы получения разведывательной ("наводка"), иной информации;

группа (блок) защиты, состав, действия;

исполнители, их всесторонняя характеристика, факты эксцесса исполнителя и реагирование на них; лица, порвавшие с сообществом, их характеристика, реагирование остальных на "отступничество".

При допросе непосредственных исполнителей, помимо сведений об организации – в этом предмет допроса совпадает с предметом допроса организаторов (с поправкой на степень возможной информированности), целесообразно выяснить:

в совершении, каких конкретно преступлений допрашиваемый принимал личное участие, в чем оно заключалось;

кто был инициатором преступлений, кто их планировал, были ли допущены отступления от первоначального плана;

какие меры намечались для сокрытия преступлений, как предписывалось вести себя в случае провала или неудачи по иным причинам, какова легенда при задержании с поличным;

места сбыта похищенного имущества, наличие консперативных квартир для того, чтобы «залечь на дно»; какова доля имущества или ценностей, полученных в результате совершенного преступления; имеет ли доступ и на каких основаниях к «общаку»;

отношения с соучастниками, с другими членами группы;

как был вовлечен в преступную деятельность группы, причины.

При подготовке к допросу несовершеннолетних (в том случае если они принимали участие в совершении преступлений преступной группой) учитывается процессуальное положение допрашиваемого, а также данные характеризующие его личность. И то и другое значимо для определения круга участников допроса, места, времени и наиболее целесообразных тактических приемов его проведения, о способе вызова на допрос.

При выборе момента и тактики допроса необходимо учитывать психологическое состояние подростка. Обычно это – эмоциональное возбуждение в сочетании с угнетенностью от непривычной обстановки. К этому добавляется страх перед наказанием, перед родителями, перед разоблачением. В такой момент важно побудить подростка к осознанию серьезности его положения и важности допроса, целесообразности сотрудничества со следствием. Для этого необходимо постараться снять его нервное напряжение, успокоить, принять меры к установлению психологического контакта.

В допросе несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) участвует защитник, который вправе задавать ему вопросы, а также по окончании допроса знакомиться с протоколом и делать по нему замечания[3].

Очень важно правильно формулировать вопросы. Они должны быть конкретны, несложны и не содержать фактических данных способных что-то подсказать подростку. Не следует забывать о такой его черте как внушаемость. Подозреваемый несовершеннолетний в силу внушаемости и неразвитого логического мышления способен оговорить себя, признать виновным, используя информацию, почерпнутую из вопросов следователя.

Немаловажным при допросе будет демонстрация следователем своей осведомленности об обстоятельствах совершенного преступления, однако это должны быть подлинные сведения, полученные из протокола осмотра места происшествия, показаний очевидцев и т. п. использование элемента внезапности при предъявлении подозреваемому пусть не очень значительного, но убедительного доказательства способно склонить к необходимости говорить правду. Вместе с тем, предъявляя подростку те или иные доказательства, не следует забывать, что он в силу своего возраста и развития не всегда способен оценить их по достоинству. Поэтому целесообразно разъяснять ему истинное значение предъявляемых фактических данных.


Информация о работе «Расследование преступлений, совершённых организованными молодёжными группировками»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 111046
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
138385
2
2

... и реализация механизмов влияния системы образования в целом на создание толерантной среды Санкт-Петербурга. Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Нередко ...

Скачать
198146
0
5

... на протяжении всего периода его существования и поддерживаются им, в том числе и с помощью норм уголовного права. 1.2 Международное сотрудничество в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров В национальном законодательстве не всегда учитываются и находят закрепление отдельные стадии незаконного оборота, предусмотренные в международных ...

Скачать
68502
0
0

... ; правда, существует ряд некоммерческих организаций, чья деятельность направлена именно на повышение терпимости в молодежной среде. Вот некоторые из них: Информационно-аналитический центр «СОВА» (Москва) www.sova-center.ru Центр занимается изучением проявлений ксенофобии и национализма во всех сферах общественной и государственной жизни, религиозно-общественных отношений, а также практики ...

Скачать
164496
1
0

... правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, можно определиться с перечнем его функциональных обязанностей в данном направлении. Основным содержанием работы участкового уполномоченного милиции по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних является комплекс разнообразных мероприятий социального, организационного и воспитательного характера. Проводя не реже одного раза в ...

0 комментариев


Наверх