3.3. Динамика структурных, мотивационных и иных криминологически значимых характеристик преступлений несовершеннолетних

Наиболее распространенным в криминологии является структурный анализ преступности несовершеннолетних, про­водимый по таким видам преступлений, как умышленные убийства, умышленные тяжкие телесные повреждения, из­насилования, разбои, грабежи, кражи, хулиганство.

Статистические данные правоохранительных органов сви­детельствуют, что за счет постоянного сокращения в тече­ние длительного периода времени умышленных убийств, тяжких телесных повреждений, разбоев и хулиганств, их сово­купный удельный вес в общей структуре преступности несо­вершеннолетних снизился с 30% в период 1966—1970 годов до 11% в период 1986—1990 годов, т. е. почти в 3 раза. Однако начиная с 1991 года именно по этим видам преступлений на­метился наиболее интенсивный рост.

В абсолютных данных за 1995 год несовершеннолетние совершили 27459 общественно-опасных деяний, а в 1999 году – 106188, что в 3,8 раз больше предыдущего показателя.

Множатся факты завладения и применения огнестрель­ного оружия, сопротивления и злостного неповиновения за­конным требованиям работников милиции. Возрастает вовле­чение несовершеннолетних в сферу межнациональных кон­фликтов, что стимулируется деятельностью экстремистских национально-патриотических и шовинистически настроенных организаций и движений.

В среде несовершеннолетних все больше распространя­ются такие виды преступлений, которые ранее были прису­щи в основном взрослым, — торговля оружием и наркотика­ми; притоносодержательство и сутенерство; разбойные на­падения на предпринимателей и иностранцев; посягательст­во на жизнь и здоровье с использованием пыток, другие жес­токие способы обращения; мошеннические действия с валю­той и ценными бумагами; компьютерные преступления; тор­говля краденым; рэкет в своей среде; участие в насильствен­ном перераспределении дефицитных товаров.

Все это позволяет сделать вывод, что рост преступности несовершеннолетних в Российской Федерации, отражаемый статистикой, — это реальный факт, а не результат активи­зации деятельности правоохранительных органов, как часто пытаются объяснить его заинтересованные ведомства и ис­следователи, их обслуживающие. Больше того, есть основа­ния утверждать, что сведения официальной статистики с ка­ждым годом все меньше соответствуют картине действитель­ного роста преступности. Это происходит, во-первых, за счет уменьшения информированности правоохранительных орга­нов о совершаемых преступлениях. Ввиду слабой эффектив­ности их деятельности, царящего в отдельных регионах страны правового беспредела в милицию все реже поступают со­общения даже о тяжких преступлениях против жизни и здо­ровья как от потерпевших, так и от медицинских учрежде­ний и иных организаций, располагающих соответствующими сведениями. Во-вторых, и это главное, ввиду существенного снижения реальных возможностей правоохранительных ор­ганов справляться в установленном законом порядке с по­стоянно возрастающим объемом необходимой работы по борь­бе с совершаемыми в стране преступлениями.

С точки зрения криминологической оценки происходяще­го важно ответить на вопрос, каково действительное соотноше­ние в последние годы насильственной и корыстной преступно­сти несовершеннолетних, какие реально происходили здесь мотивационные изменения. Учитывая, что статистика не фикси­рует мотивы совершения преступлений, мотивационное струк­турирование можно представить более или менее точно лишь по результатам выборочных исследований. Установлено, на­пример, что при совершении подростками краж корыстные мотивы превалируют лишь в каждом третьем-четвертом слу­чае. В остальных — это мотивы солидарности, самоутвержде­ния в сочетании с групповой зависимостью или гипертрофиро­ванным возрастным легкомыслием. Есть данные о все возрас­тающей распространенности корыстных мотивов при совер­шении убийств, причинении телесных повреждений (с 15—20% в 80-е годы до 25—40% в период 1995—1999 годов).

Результаты выборочных исследований позволяют так­же сделать вывод, что корыстная мотивация преступлений, совершаемых несовершеннолетними, за последние годы при­сутствует практически если не по всем, то по абсолютному большинству составов, ее реальный удельный вес по сравне­нию с мотивацией иного порядка в настоящее время самый высокий. Он достигает 35—45%.

Основными предметами удовлетворения корыстных мо­тивов все чаще становятся различного вида импортная и оте­чественная техника (автомашины, видеомагнитофоны, радио- и фототовары) — до 60%; валюта, ценные бумаги, деньги, золото, серебро, драгоценности — более 20%; дефицитная модная одежда — до 15%.

Реальный рост корыстной направленности в преступно­сти подтверждается и динамикой конкретных видов корыст­ных преступлений, их значительным увеличением, в том числе и в силу экономических трудностей, снижения жизненного уровня основной массы населения, утраты перспектив со­хранения привычных материальных и бытовых условий.

Преступность несовершеннолетних всегда носила преиму­щественно групповой характер. Доля групповых преступлений совершаемых несовершеннолетними, примерно в 1,5—5 раз выше аналогичного показателя взрослой преступности и со­ставляет от 20 до 80% в структуре всей преступности несо­вершеннолетних (в зависимости от видов преступлений, их территориального распределения и т. д.).

В силу возрастных, психологических и иных личност­ных особенностей групповое поведение как позитивного, так и негативного характера — это норма для несовершеннолет­них, а не отклонение от нее.

Стойкое единоличное совершение активных действий со стороны подростка, особенно если они носят противоправ­ный, асоциальный характер, также представляет высокую общественную опасность для общества (по дерзости, изощрен­ности, подготовленности). Если оценивать такое поведение с позиций борьбы с преступностью, то до определенных преде­лов единоличное совершение преступлений во многом труднее, чем групповое, поддается и выявлению, и фиксации, что часто не позволяет реально видеть и знать, с кем и как бороться.

Однако негативные социальные последствия, которые реально переживает общество в результате противоправных действий, совершаемых группой несовершеннолетних, без­условно, более значительны, чем последствия от действий преступника-одиночки. Повышенная импульсивность, жес­токость, интенсивность и ситуативность групповых преступ­лений, совершаемых подростками, достаточно часто сущест­венно отягощают последствия таких преступлений, часто доводят их до уровня более высокого в сравнении с тем, ко­торый наблюдается даже в результате противоправных дей­ствий взрослого населения.

В последние годы наметился процесс укрупнения групп несовершеннолетних с противоправным поведением. Пример­но три пятых таких групп имеют разновозрастной смешан­ный характер участников, что усиливает ориентацию их на длительную деятельность такого рода, способствует ее ин­тенсификации, отягощению мотивации, повышению дерзо­сти и упорства.

Активно идет процесс подчинения подростковых групп риска организованной преступности. Расширяется социаль­ная база для пополнения этих групп за счет безработных, не­совершеннолетних, занимающихся мелким бизнесом, а также вернувшихся из мест лишения свободы и не нашедших место в жизни, подростков из малообеспеченных, обнищавших семей. Наблюдается процесс все более массового вовлечения не­совершеннолетних в структуры теневой экономики и органи­зованной преступности. Лидеры организованной преступности охотно вводят в зону своего влияния подростков, следят за их профессиональным преступным формированием и ростом.

 


Информация о работе «Преступность несовершеннолетних»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 66922
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
412143
8
2

... более активно действовать в подростке с моментом его взросления, многократно усиливающимися при негативном влиянии микро- и макросреды. II.4. Принцип преемственности в ранней профилактике преступности несовершеннолетних.  Дополнительно формулирующим содержание принципа приоритета духовности в РППН является положение о необходимости учета при выработке положений ранней профилактике ...

Скачать
69760
5
6

... , совершенных несовершеннолетними в Новгородской области.      Диаграмма №6                 Результаты опроса, направленного на изучение общественного мнения по динамике преступности несовершеннолетних в Новгородской области. В рамках этого опроса было изучено мнение 100 человек. Опрос выявил следующие результаты. 1)  Ваш пол: ...

Скачать
41078
2
0

... и других членов семьи;  привычка к присвоению всего, что плохо лежит, что можно безнаказанно отнять. 2.4 Особенности преступности несовершеннолетних на материалах Красноармейского региона Криминогенная обстановка в подростковой среде г. Красноармейска в настоящее время по сравнению с 2004 г. значительно улучшилась, но продолжает оставаться сложной. По данным КМДН г. Красноармейска в ...

Скачать
71270
1
0

... личности в начальной стадии, а также нормализация условий среды жизни и воспитания конкретных подростков или их определенных групп. Я рассмотрю раннюю профилактику преступности несовершеннолетних на уровне семьи и образовательного учреждения. Профилактическая деятельность по оздоровлению обстановки в семье должна осуществляться в следующей последовательности: 1.   выявление неблагополучных ...

0 комментариев


Наверх