1.   Морозовы.

С именем Морозовых связуется представление о влиянии и расцвете московской купеческой мощи. Эта семья, разделившаяся на несколько самостоятельных и ставших различными ветвей, всегда сохраняла значительное влияние и в ходе московской промышленности, и в ряде благотворительных и культурных начинаний. Диапазон культурной деятельности был чрезвычайно велик. Он захватывал и «Русские ведомости», и философское московское общество, и Художественный театр, и музей французской живописи, и клиники на Девичьем поле.

Морозовы были одной из немногих московских семей, где уже к началу двадцатого века насчитывалось пять поколений, одинаково активно принимавших участие и в промышленности, и в общественности. Были, конечно, проявления и упадка, но в общем эта семья сохраняла долго свое руководящее влияние.

Основателем морозовской семьи был Савва Васильевич Морозов, начавший свою деятельность вначале XIX века, после московского пожара, когда сгорел ряд прежних московских фабрик. С этого времени под влиянием благоприятного таможенного тарифа начался подъем в хлопчатобумажной промышленности.

У Саввы Васильевича было пять сыновей: Тимофей, Елисей, Захар, Абрам и Иван. Тимофей Саввич был основателем одной из первых морозовских мануфактур – Никольской. Он тратил немало средств на разные культурные начинания, в частности на издательство, которое он осуществил с помощью своего зятя, профессора Ф.Г. Карпова. У Тимофея Саввича было два сына и три дочери – Савва и Сергей Тимофеевичи, Анна, Юлия и Александра Тимофеевны. Сергей Тимофеевич дожил до глубокой старости и умер в эмиграции. Ему принадлежала честь создания в Москве Кустарного музея в Леонтьевском переулке. Он много содействовал развитию кустарного искусства.

У Саввы Тимофеевича было четверо детей: Мария, Елена, Тимофей и Савва Саввичи. Мария Саввишна занималась благотворительностью, была очень добрая, но какая-то странная, видимо не совсем нормальная: любила выступать на благотворительных вечерах в балетных танцах. У Марии Саввишны это дело не ладилось. Над ней добродушно подсмеивались и называли «Мария Саввишна, Вчерашна Давишна».

Савва Тимофеевич был человеком разносторонним и многим интересовался. Он сыграл большую роль в судьбе Художественного театра. Для создания нового театра, цели и задачи которого сильно отличались от всех тогда действовавших, нужны были значительные средства, которых у инициаторов этого дела Станиславского и Немировича-Данченко просто не было. Городская дума на их просьбу не откликнулась. Богатейшие люди Москвы отделались небольшими суммами, что давало им право занимать место в первых рядах партера и щеголять перед всей Москвой своей благотворительностью. Всех этих средств явно было не достаточно для театра, который, с весьма умеренными ценами на билеты. Один С. Морозов сразу же внес 10 тысяч рублей. Всего в первый год существования театра он истратил на него 60 тысяч рублей. Постепенно его пожертвования стали для театра главным источником поступления средств. Причем следует отметить, что С. Морозов старался не выпячивать свою роль в судьбе театра. Он всячески старался сохранить коллективную форму его финансирования, убеждал других предпринимателей вносить свои деньги, хотя их скромные пожертвования существенной роли не играли.

Однако недоброжелатели все-таки не преминули упрекнуть С. Морозова за его увлечение театром, а руководителей театра – за получение денежной помощи от известного фабриканта. Так, признанный король фельетонистов, театральный критик и редактор газеты «Русское слово» В. Дорошевич напечатал статью «Искусство на содержании», осуждавшую и театр и помогающего ему «ситцевого фабриканта». Не обращая внимания на подобные мелочные уколы, Савва Морозов в апреле 1902 г. собственноручно занялся реконструкцией театра. Он лично наблюдал за стройкой, вникал во все детали и даже часто оставался ночевать здесь же, в театре, хотя совсем недалеко находился его роскошный особняк. М. Горький описал весьма характерную сцену, как, «стоя на сцене с рулеткой в руках, в сюртуке, выпачканном известью, Морозов, пиная ногой какую-то раму, досадно говорил столярам: «Разве это работа». Он и сам пилил, забивал, красил и даже разработал особую технику световых сценических эффектов.

 Им были заказаны за границей многие новейшие технические приспособления для сцены и усовершенствованное электрическое оборудование. Всего строительство обошлось Морозову в 300 тысяч рублей. Общие его расходы на Художественный театр в 1898 – 1903 годах приблизились к полумиллиону рублей. Хотя он весной 1904 г. отошел от прямого участия в делах Художественного театра, но свой паевой взнос оставил. С признательностью писал о нем Станиславский в 1910 г., что Морозов не только поддержал театр материально, но и встал в ряды его деятелей, не боясь самой трудной, неблагодарной и черной работы. Вот как о нем вспоминает Станиславский:

«Несмотря на художественный успех театра, материальная сторона его шла неудовлетворительно. Дефицит рос с каждым месяцем. Приходилось собирать пайщиков дела для того, чтобы просить их повторять свои взносы. К сожалению, большинству это оказалось не по средствам…

…Но и на этот раз добрая судьба позаботилась о нас, заблаговременно заготовив нам спасителя.

…Еще в первый год существования театра на один из спектаклей «Федора», случайно заехал Савва Тимофеевич Морозов. Этому замечательному человеку суждено было сыграть в нашем театре важную и прекрасную роль мецената, умеющего не только приносить материальные жертвы, но и служить искусству со всей преданностью, без самолюбия, без ложной амбиции и личной выгоды. С.Т. Морозов просмотрел спектакль и решил, что нашему театру надо помочь. И вот теперь этому представился случай.

Неожиданно для всех он приехал на описываемое заседание и предложил пайщикам продать ему все паи. Соглашение состоялось и с того времени фактическими владельцами дела стали только три лица: С.Т. Морозов, Вл. Ив. Немирович-Данченко и я. Морозов финансировал театр и взял на себя всю хозяйственную часть. Он вникал во все подробности дела и отдавал ему все свободное время… Савва Тимофеевич был трогателен своей бескорыстной преданностью искусству и желанием посильно помогать общему делу…»

Не менее положительную характеристику дает хорошо его знавший В.И. Немирович-Данченко в своих воспоминаниях «Из прошлого»:

«Среди московских купеческих фамилий, - пишет он, - династия Морозовых была самая выдающаяся. Савва Тимофеевич был ее представителем. Большой энергии и большой воли. Не преувеличивал, говоря о себе: если кто станет на моей дороге, перейду и не сморгну. Держал себя чрезвычайно независимо… Знал вкус и цену простоте, которая дороже роскоши… Силу капитализма понимал в широком государственном масштабе».

В свое время в Москве очень много говорили об участии С.Т. Морозова в революционном движении, приведшем в конце концов С.Т. к самоубийству. На революционное движение он давал значительные суммы. Когда же в 1905 г. разразилась первая революция и потом резкая реакция, - что-то произошло в его психике и он застрелился. Это случилось в Ницце.

Семьей Морозовых было создано много благотворительных учреждений, в частности университетские клиники. Самым значительным был институт для лечения раковых опухолей при Московском университете. Про эту клинику Рябушинский говорил. Что она представляла собой целый город. Далее были университетские психиатрические клиники, детская больница имени В.Е. Морозова, городской родильный дом имени С.Т. Морозова, богадельня имени Д.А. Морозова. В.А. Морозовой было устроено ее имени начальное ремесленное училище и С.Т. Морозовым – музей кустарных изделий. Наконец, Морозовыми был сооружен прядильно-ткацкий корпус при Московском техническом училище и организована соответствующая кафедра по текстильному делу.


Информация о работе «Меценатская деятельность в среде российских предпринимателей»
Раздел: Право
Количество знаков с пробелами: 33665
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
25600
0
0

... результативности такой политики необходимо соединить усилия государства и общества, направленные на возрождение меценатства, которое нуждается в моральной поддержке и правовом регулировании. 2.1 Правовая база, регулирующая благотворительную деятельность   Сферу негосударственных форм поддержки культуры, образования и науки регламентирует действующее законодательство: • Закон РФ от 09.10.92 ...

Скачать
30817
0
0

... сыновьями» (брат Василий умер в 1885 году). Среди постоянных забот о развитии руководимого им дела, Павел Михайлович, как и большинство представителей Московского купечества, не забывал о благотворительных обязанностях, сопутствующих созидающему богатству. 26 августа 1891 года он открывает в своем Голутивинском доме обширную общественную столовую. В 1859 году этот дом был пожертвован Александрой ...

Скачать
31738
0
0

... ». Однако осуществлению задуманного помешала его внезапная кончина. С этим связана и своеобразная этика русского бизнеса, и такое уникальное явление, как громадные масштабы благотворительности и меценатства. Купечество играло важную роль в общественной и политической жизни России. Особое развитие частная благотворительность приобрела в период расцвета либерализма, во времена Александра I. ...

Скачать
31292
1
0

... определенного законом минимума и осуществляется путем проведения комплекса долгосрочных социальных программ в приоритетных для нее направлениях. 2. Развитие социальной ответственности в предпринимательской деятельности в России Проблема развития социальной ответственности бизнеса в России на современном этапе особенно актуальна и имеет первостепенное значение. Однако еще не вполне окрепшее ...

0 комментариев


Наверх