1.1 Политическое понимание государства Владимира Мономаха

 

Владимир Мономах – знаковая политическая фигура в истории государства Российского. Он воплощал собой идеи преемственности царской власти Руси от власти византийского императора.

В памяти русского народа время правления этого великого киевского князя запечатлелось как период могущества Руси, ее единства, люди не опасались ни набегов кочевников, ни междоусобных войн. В знаменитом произведении, освещавшем события того времени, замечалось, что даже половцы «своих детей пугали в колыбели. А литва из болота на свет не показывалась. А венгры каменные города укрепляли железными воротами, чтобы на них великий Владимир не ходил войной. А немцы радовались, что они далеко за синим»[1].

К началу XII века, удельные русские князья превратились в самостоятельных правителей. Но на любеческом съезде в 1097 г они принимают решение объединиться в интересах укрепления земли Русской. Такая политика была полностью поддержана Владимиром Мономахом, который, можно сказать, был главным ее идеологом, понимая, что сильное государство-это единое государство.

Политическая программа Мономаха, его взгляд на проблему государственной власти, взаимоотношения государства и церкви, принципов отправления правосудия в стране, изложена в его труде «Поучение». Условно его можно разделить на три части, каждая из которых составляет отдельное произведение. Первая часть- это собственно само «Поучение», вторая часть- «Автобиография» и третья – заключительная часть - «Послание Олегу Черниговскому».

В «Поучении» Мономах обращается с размышлениями и советами ко всем русским князьям, но, прежде всего к своим детям. «Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь, но кому из детей моих она будет люба, пусть примет ее в сердце свое и не станет лениться, а будет трудиться. Поистине, дети мои, разумейте, что человеколюбец бог милостив и премилостив»[2]. Князь показал тем самым, что его дети не простые христианские люди, а русские князья.

Основной проблема, которая раскрывается в «Поучении», является организация и осуществление верховной власти. Все решения должны приниматься великими князьями в согласии с Советом дружины, дабы избежать беззакония в государстве. Что касается судебным функций, то они должны осуществляться исключительно великим князем, проявляя милосердие.

В «Послании Олегу Черниговскому» он пишет, что нет такого спора, которого нельзя было бы разрешить мирным путем, и призывает к этому всех князей. Нельзя в управлении государством руководствоваться местью, и сам он заявляет, что не станет мстить Олегу Черниговскому «за смерть сына Изяслава, погибшего в междоусобном с ним бою, потому что такая месть способна погубить русскую землю»[3].

При написании своего труда Владимир Мономах опирается на принципы «религиозной христианской этики, наполненных словами о Боге»[4]. Но, тем не менее, власть не обожествляется. «Власть- это не дар, возвышающий того, кто ее получает, над другими людьми, возлагая на них обязанность, повиноваться властителю. Она не освобождает ее носителя от соблюдения правил общежития, предписанных христианством всем людям. Властитель должен быть прежде всего человеком. Ему надлежит помогать обездоленным, чтить старых, как отца, и молодых, как братьев, остерегаться лжи, пьянства и других пороков, не свирепствовать словом, не хулить в беседе, избегать суеты и т.д.»[5].

Владимир Мономах создал в своих трудах образ могущественного, процветающего государства, и его «Поучение» всегда будет примером единения Руси.

 

1.2 Образ государства в политико-правовых трудах Даниила Заточника

 

Произведение Даниила Заточника дошло до нас под названиями «Слово» и «Моление». Оно постоянно перерабатывалось, дополнялось, оно жило, творилось в течение ряда веков. Предположительно, это послание некоего Даниила к князю Переславля северного Ярославу Всеволодовичу. Кроме подписи под посланием, об авторе ничего неизвестно: ни точного времени жизни, ни времени написания послания.

Интересно, что Даниил назвал себя Заточником, но мы не знаем, действительно ли он был «заточен» или находился в «заточении» каких-то жизненных обстоятельств.

Трудно определить его положение в обществе. Можно только предположить, что он был служилым дворянином, положение которых было достаточно шатко в XIII-XIV вв. В труде «Моление» он упоминает о потере своего состояния: «Закончилась жизнь моя, как у ханаанских царей, бесчестием; и покрыла меня нищета, как Красное море фараона»[6]. Даниил вынужден «молить» князя о предоставлении ему службы. Возможно, поэтому одна из редакций получила название «Моление». Стараясь расположить князя и вызвать доверие его доверие к своим советам, он красочно описывает свои достоинства: «Я, господине, хоть одеянием и скуден, но разумом обилен; юн возраст имею, а стар смысл во мне. Мыслию бы парил, как орел в воздухе»[7].

Большое внимание Даниил уделяет описанию формы правления в государстве. Подробно рассматривает формирование Совета при князе – Думы, дает советы по подбору думцев, которые не богатством знатны должны быть, а умом. Так в «Слове» он пишет: «Господине мой! Не лиши хлеба нищего мудрого, не вознеси до облак глупого богатого. Ибо нищий мудрый - что золото в грязном сосуде, а богатый разодетый да глупый - что шелковая подушка, соломой набитая»[8].

Даниил ярко описывает образ князя: «Княже мой, господине! Покажи мне лицо свое, ибо голос твой сладок и образ твой прекрасен; мед источают уста твои, и дар твой как плод райский»[9]. И сила князя в его «грозе», подразумевающей под собой наличие многочисленного войска, которым должен восхваляться князь: «Нашь царь богатей тебе не множеством злата, но множеством воя; зане мужи злата добудуть, а златом мужей не добыти»[10]. Такое войско это должно существовать не для захватнических войн, а для защиты своей земли Русской.

Процветание государства, прежде всего, зависит от князя. Нищета толкает людей на разбой. «Лучше смерть, чем долгая жизнь в нищете. Если же буду беден, задумаю воровство или разбой, как женки распутство»[11]. Князь должен заботится и о численности населения, не только сохранить ее, но и приумножить.

В «Послании» автор подвергает критике боярское самоуправство. «Боярское засилье порождает беспорядки в государстве и наносит ущерб авторитету княжеской власти»[12]. «Лучше бы мне ноги свои видеть в лаптях в твоем дворе, нежели в червленых сапогах на боярском дворе, лучше мне в дерюге служить тебе, нежели в багрянице на боярском дворе. Лучше бы мне воду пить в твоем дворе, нежели мед пить на боярском дворе. Лучше мне воробей испечен принимать от твоей руки, нежели баранье плечо от господарей злых»[13].

Даниил Заточник желает видеть свою страну сильной, хорошо защищенной и управляемой мудрым князем, опирающимся на Думу, составленную из разносословных и разновозрастных членов, отличающихся умом и способных решать государственные дела.


Информация о работе «Происхождение государства в отечественной политико-правовой мысли от древности до современности»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 112519
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
645424
1
0

... », «запрещено», «безразлично» и т. п. 1 Особенности других видов норм, в том числе и их структуры, рассматриваются в пар. 4 наст. главы. 1Черданцев Л.Ф. Теория государства и права. Курс лекций. Екатеринбург, 1996. С. 83-84; Общая теория права / Под ред. А.С. Пиголкина. М., 1995. С. 157-158.1Название «диспозиция» как специальное для «карательных» норм уголовного и административного права вполне ...

Скачать
464735
0
0

... зарубежные исследователи, особенно французские и американские, уже давно и активно опе­рируют этим понятием. Сама эта конструкция почти не представ­лена в учебных программах и курсах по теории государства и права, другим дисциплинам. Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возмож­ности для комплексного анализа правовой сферы жизни ...

Скачать
69443
1
0

... время. Поэтому неудивительно, что XIX Всесоюзная партийная конференция КПСС, сыгравшая большую роль в либерализации режима, провозгласила курс на построение лишь социалистического правового государства: "Конференция, - говорилось в ее резолюции, - считает делом принципиальной важности формирование социалистического правового государства как полностью соответствующей социализму формы организации ...

Скачать
942461
0
0

... и свободе как зависимости только от закона. Критика идеологии реакционных и консервативных мыслителей конца XVIII – начала XIX в. не относится к пройденным этапам истории политических и правовых учений. В последние десятилетия возникли и распространились течения неоконсерватизма и “новых правых”, отрицательно относящиеся к демократическим тенденциям современности. В произведениях теоретиков этих ...

0 комментариев


Наверх