4. Вышеизложенный комплекс характеристик позволил прогнозировать геологические ресурсы мумие Горного Алтая.

Для планирования добычи и переработки руд мумие по категории прогнозных ресурсов Р2 были применены традиционный и машинный методы прогноза. Причем полезные площади были выбраны в компьютерных контурах ареалов, из которых картографически исключались склоны северной экспозиции, выше линии увлажнения, площади рыхлых отложений впадин, зеркала озер, болот и т.д. Традиционный метод основан на определении реальной продуктивности опоискованных эталонных участков и умножения ее на площадь всего ареала, машинный – на логнормальной регрессионной модели формализованного эквивалента регистрационной карты провинции. В обоих методах применялся коэффициент достоверности Кдост., определявшийся экспертно. Расхождение оценок двух методов подсчета составило 5%, что вполне в пределах точности подсчета ресурсов, выполняемых на крупномасштабной топооснове по данным геологоразведочных работ.

Достоинством традиционного метода явилось использование реальных цифр масс руд на эталонном участке, что в определенной степени освобождает результаты от субъективных представлений о распределении мумие. Однако введение Кдост. вносит довольно большую долю той же субъективности. Другим относительным недостатком является дифференцированность оценок лишь до уровня размеров ареалов. Существенным условием метода является необходимость проведения специальных полевых работ, что удорожает исследования. Достоинством машинного метода явились бóльшая дифференцированность оценок до уровня площадей склонов и статистичность оценок, сглаживающей неоднородности распределения, как экспертных оценок, так и используемых цифр. Недостатком метода явилась та же доля субъективности экспертных оценок, формальные манипуляции, которые в процедуру оптимизации добавляют дополнительную долю субъективности неопределимости причин завышения или занижения.

Результаты проведенного прогноза в практике должны учитывать степень старательской пораженности. Например, ресурсы Сарлыкского ареала можно считать практически отработанными. Добычные работы могут дать успех лишь в малодоступных районах Оюмского, Белухинского и южной полосе Чарышскотерехтинского ареалов.

5. Практика использования руд алтайского мумие включала в себя: разработку технологии переработки руд, изучение фармакологии, определение биологической активности, разработку проекта ВФС, медико-клинические исследования субстанции мумие, разработку и выпуск мумиепродукции.

Реальность существования вышеприведенных ресурсов, а также добытый задел рудной массы позволил соискателю совместно с химиками, биологами, фармакологами и врачами развить существующий опыт практики использования мумие для производства некоторых лекарственных форм и композитов с мумие.

5.1. ТУ переработки руд мумие фирмы, учрежденной соискателем, приближают предложенный способ извлечения полезной минерально-органической составляющей руд мумие к природным процессам образования аэрозолей этого вещества на дневной поверхности, а именно: Опытно-Промышленный Регламент полузаводской технологии позволяет при щадящих для аминокислот температурах получать субстанцию мумие в виде сыпучего порошка – «Экстракт мумие сухой». ТУ включают в себя определения: растворимости, подлинности, содержание водорастворимой фракции, зольного остатка, кислотного числа, антиоксидантной активности, величины рН и др., а также правила приемки и отбора проб, методы испытаний, упаковки и маркировки, транспортировки и хранения.

5.2. Фармакологическое изучение мумие показало присутствие в нем большого набора свободных аминокислот (от 0,03 до 3,55%) при доминировании глицина и глутаминовой кислоты (6,07-99,75% и 0,02-19,96%, соответственно, от суммы всех аминокислот). Кроме того, рентгено-структурно в субстанции мумие различается много органического вещества, сильвин (КСl), арканит (К24), механические примеси. Общая картина распределения химических элементов и компонентов руд сохраняется и после водного экстрагирования, но многие из них снижают свои концентрации. Наибольшую экстрагивность показали сульфаты (в порядке убывания) N, H, C, K, Mo, P, Mg, Ca, Cu, а V, Si, Na, Ti, Аl проникают в экстракт в тонковзвешенной алюмосиликатной форме через фильтр; Zr , СО2 и др. существуют в гидратной, карбоксилы и др. – в ионной формах. Элементный состав: С-, Н-, N-, S- и др. – разных препаратов близок по количеству, однако К, Мg и Мn содержится более всех других. Содержания токсичных Рb, Сd и потенциально токсичного Sr незначительны. При этом экстракты обогащаются углеводами в 1,8 раза, а некоторые фармакологические показатели: антиоксидантность, сумма аминокислот и карбоксилов, зольность, влажность, флуоресценция, – резко увеличивают степень рассеяния. УФ- и ИК-спектры препаратов мумие устойчивы во времени и сходны, но не могут являться характеристическими, так как могут присутствовать в молекулах и других веществ. Более всего специфичны спектры флуоресценции.

5.3. Биологическая активность «Экстракта мумие сухого», изученная по воздействию на ряд микроорганизмов, обнаружила, что противомикробные свойства мумие значительно уступают антибиотикам. При этом антибактериальная активность экстрактов более всего соотносится с концентрациями аминокислот, а потом уже с S, C, H, N, Al, Мо, Р, Нg, Сu, Sr, отчасти с Мn. По меньшей мере опосредованна роль сульфатов, еще меньше роль флуоресценции и совсем далека от бактерицидности антиоксидантная активность растворов. Сопоставление активности проб из руд разных месторождений провинции не выявило какой-либо специфики.

Изучение in vitro морфологии и направленной миграции клеток показало, что биологические клетки прямо не являются мишенью для препаратов мумие. Также выявлена способность препаратов мумие стимулировать фагоцитарную активность лейкоцитов человека и кролика, причем слабым стимулирующим действием обладают 10% растворы и более сильным – 0,1% растворы. На опытных животных была показана антитоксическая роль и иммунная активность экстракта мумие.

5.4. Временные Фармакопейные Статьи (ВФС) были разработаны в соответствии с требованиями Государственной Фармакопеи и соответствующих ГОСТов, дополнены в части упаковки, маркировки, транспортирования, хранения, и рекомендованы Фармкомитетами (ФК и ФГК) к утверждению Минздравом РФ.

ВФС 42-3082-98 к рудам мумие (Mumijo) включает в себя качественные реакции и количественное определение содержания аминокислот, экстрагивных веществ и внешние признаки руд.

ВФС 42-3084-98 к экстракту мумие сухому (Extractum mumijo siccum) включает в себя определения: подлинности по наличию аминокислот, спектра флуоресценции, рН, потери в массе при высушивании, содержания золы, тяжелых металлов, микробиологической чистоты, количественные определения аминокислот (глицина и глутамина).

Экспертиза Специализированных комиссий ФК и ФГК позволила рекомендовать им препараты мумие как общеукрепляющее средство в период реконвалесценции после инфекционных заболеваний, в послеоперационном периоде. Противопоказанием отмечена индивидуальная непереносимость и повышенная свертываемость крови.

Экспертиза Института питания РАМН позволила Федеральному Центру по БАДам разрешить производство и реализацию семейства медовых композитов «Браг-Жун» как общеукрепляющего средства (регистрационное удостоверение № 00296.Р.643.10.2000).

5.5. Медико-клинические исследования мумиепродукции проведены по жизненным показаниям. В ЛОР-клинике: у всех больных прекращалось гноетечение из ушей, улучшался слух, улучшался клеточный иммунитет, совпадавший с регрессом опухоли, пребывание в стационаре сокращалось на 6-7 дней. В Хосписе: при раке легкого уменьшались боли в грудной клетке, лучше отходила мокрота, усиление иммунитета продлевало жизнь до 5 месяцев даже в 4 стадии болезни; при раке молочной железы в комбинированном лечении и при диффузной форме мастопатии в консервативном лечении наблюдалось улучшение самочувствия, усиление иммунитета, улучшение гематологических показателей.

5.6. Мумиепродукция фирмы получила положительные заключения в альтернативных клиниках при лечении геморроя, трещин прямой кишки, проктитов; в санаториях – при ингаляциях. По свидетельствам альпклуба и некоторых военных организаций отмечаются тонизирующие, общеукрепляющие и восстанавливающие свойства меда с мумие. Косметические салоны добавляют экстракт мумие сухой в очищающие маски при жирной коже.


Заключение

Взгляд на мумие как на нерудное полезное ископаемое позволил соискателю впервые в мумиёведении:

-  выявить закономерности размещения и условия формирования скоплений мумие в Горноалтайской мумиеносной провинции в системе общегеологических понятий;

-  типизировать 35 месторождений, 33 мумиепроявления и более трех десятков точек мумиеносности по ресурсам, ареалам, рудным телам, рудам и т.д.;

-  дать ресурсную оценку провинции с картографической дифференциацией площадей по перспективности.

Впервые создан геотип мумие с разработанными подходами, методами и приемами для геологического изучения скоплений мумие в других провинциях мира.

Впервые созданы легитимные лекарственные формы и мумиепродукты.


Список работ соискателя, опубликованных по теме диссертации:

1. Некоторые особенности горноалтайского мумие // сб. Пробл. геологии рудных районов Зап. Сибири. – Новосибирск, 1986. - С.48-49.

2. Что такое мумие? // Химия и жизнь, №1, 1990.- С.42-45.

3. Опытно-методические работы по разработке методики прогноза и поисков мумие в Горном Алтае. – Новокузнецк, Кузбасский территориальный фонд геологической информации,1991.

4. Статистическое распределение веса находок горноалтайского мумие // сб. Географ. пробл. Алтайского края. – Барнаул, 1991. - С.98-100.

5. Тектоническая позиция горноалтайского мумие // сб. Геодинамика, структура и металлогения складч. сооруж. Юга Сибири. – Новосибирск, 1991. - С.281-282.

6. Исследование биогеохимических особенностей алтайского мумие с помощью кластер-анализа // сб. Биогеохим. ореолы рассеяния элементов в экосистемах Д. Востока. – Владивосток, 1991. - С.152-156.

7. Типизация скоплений мумие (на примере Горного Алтая) // сб. Геол. строение и п.и. зап. части АССО. – Кемерово – Новокузнецк, 1999. - С.251-253.

8. Всё о мумиё (материалы и результаты) – Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1999. - 81 с.

9. Мумие как объект геологии // 1V Междунар. Симп. Биологически активные добавки к пище: ХХI век. – М., 2000. - С. 219-220.

10. Мумие в России // ИА «Партнер». – С.-П., 2002, № 22. – С.5-6.

11. Об изменчивости биогеохимических характеристик алтайского мумие // сб. Перспективы развития мин.-сырьевой базы Алтая. – Барнаул, 1988. - С.66-67 (в соавт. с А.И. Блиновым и др.).

12. О распределении химических компонентов в сырье и экстрактах алтайского мумие. - Изв. АН КазССР, сер. хим., 1990, №3. - С.83-88 (в соавт. с А.И. Блиновым и др.).

13. Геолого-биогеохимические характеристики горноалтайского мумие // сб. Биогеохим. индикация прир. и техног. концентраций тяжелых металлов в окружающей среде. – Владивосток, 1992. - С.66-89.(в соавт. с А.И. Блиновым и др.).

14. Общие закономерности размещения мумиеносных полостей горных пород Алтая по данным обработки средствами автоматизированных систем прогнозной оценки // сб. Карст Алтае - Саянской горн. обл. и сопред. горн. стран. – Барнаул, 1989. – С. 74-75 (в соавт. с Я.М. Грицюком ).

15. Вещественный состав и размещение мумие в Горном Алтае. - Новосибирск: изд. ОИГГиМ, препринт № 6, 1991. - 55 с. (в соавт. с Я.М. Грицюком и А.Н. Дмитриевым).

16. Горноалтайское мумие как возможный поисковый признак углеводородного сырья // сб. Геол. стр. и п.и. зап. части АССО.- Новокузнецк, 1995. - С.330-331.(в соавт. с Я.М. Грицюком).

17. Новое в изучении горноалтайского мумие // там же, С. 328-330 (в соавт. с О.П. Колесниковой и др.).

18. Некоторые характеристики карстового мумие Горного Алтая // сб. Карст Алтае-Саянской горн. обл. и сопредельных горных стран.- Барнаул, 1989. - С.76-78. (в соавт. с О.А. Кононовым).

19. Признаки эндогенности алтайского мумие // Сов. геол.- 1990.- № 11. - С.125-128 (в соавт. с О.А. Кононовым).

20. Некоторые характеристики горно-алтайского мумие // Литол. и пол. иск. – 1990.- № 6 – С.94-104 (в соавт. с О.А. Кононовым).

21. О возможной тектонафтоидной природе горноалтайского мумие // сб. Нов. данные по геол. стр. и усл. формир. м.п.и. в Алтайском крае.- Барнаул, 1991. - С.127-128 (в соавт. с О..А. Кононовым).

22. География и взаимоотношения биологической активности водных экстрактов горноалтайского мумие с химико-фармацевтическими характеристиками // сб. Геогр. пробл. Алтайского края, 1991.- С.100-103 (в соавт. с Г.М. Челышевой и др.).

23. Предпосылки возможного участия мумие в возникновении жизни на Земле // сб. Геол. стр. и п.и. зап. части АССО.- Кемерово – Новокузнецк, 1999. - С.249-250 (в соавт. с Г.М. Челышевой).

24. Мёд «Браг-жун» – БАД из местного сырья // мат-лы IV Междунар. Симп. Биол. активные добавки к пище: ХХI век.- М, 2000.-С.220-221 (в соавт. с Г.М. Челышевой и др.).

25. Опыт использования мумие // мат-лы V Междунар. Симп. Биол. активные добавки к пище и проблемы здоровья семьи. - Красноярск, 2001.- С.235-236 (в соавт. с Г.М.Челышевой ).

26. Предпосылки вероятной роли мумие в возникновении жизни на Земле // сб. Фунд. проблемы естествознания и техники, (Тр. Конгресса-2000, вып. 23,сер. «Пробл. исследования Вселенной»).- С.-П, 2001. - С. 713-714 (в соавт. с Г.М. Челышевой).

27. Пути использования мумие // мат-лы 1-го Всеросс. форума «III тысячелетие. Пути к здоровью нации».- М.,2001.- С.47-48 (в соавт. с Г.М. Челышевой).

28. Мумие и здоровое питание //мат-лы VI Междунар. Симп. Биол.активные добавки к пище и проблемы оптимизации питания».- Сочи, 2002. – с.246 (в соавт. с Г.М. Челышевой).

29. Применение мумиепродуктов в общей и онкологической практике // мат-лы конф. «Современные технологии фитонутрициологии в акушерстве, гинекологии и педиатрии»,- М., 2003. – с.151-153 (в соавт. с М.Я. Ченченковым и др.)

30. Патент № 2042948 Способ идентификации мумиеподобных веществ / в соавт. с В.Г. Кукесом и др. (РФ). – 12 с.:ил.


Информация о работе «Закономерности размещения, условия формирования, типизация и пронз ресурсов мумие в Горном Алтае»
Раздел: Геология
Количество знаков с пробелами: 47718
Количество таблиц: 2
Количество изображений: 4

0 комментариев


Наверх