2. Конфуцианско-даосистский тип культуры

Классическая китайская культура – сплав конфуцианства, даосизма и буддизма.

Конфуцианство – социально-этическое учение о благородном муже и нормах социального поведения. Создателем духовного облика китайца был Кун Фуцзы (551–479 г. до Р.Х.), в латинской транскрипции – Конфуций. Для Китая это время было беспокойным: родовое патриархальное общество разрушалось, и на смену ему приходила власть, опирающаяся на бюрократический аппарат. Крушение устоев старины порождало ощущение хаоса. Конфуций идеализирует древние традиции, призывает следовать гуманности и мудрости благородных мужей прошлого. Учение Конфуция дошло в виде собрания его размышлений в книге «Лунь юй» («Беседы и суждения»). В целом, к каноническим сборникам конфуцианства относятся Пять трактатов (включая знаменитые «Книгу песен» (Ши цзин) и «Книгу перемен» (И цзин) и Четверокнижие, в которое входят «Беседы и суждения» (Лунь Юй).

Предмет его учения – управление государством. Это искусство Конфуций считал равным искусству справедливости. Он ввел три категории долга: по отношению к родственникам, к общине, к государству. Основными нравственными принципами Конфуций считал «золотую середину», «человеколюбие», «взаимность». Для его учения характерно представление о главенстве, доминировании социального, культурного начала в отношениях между людьми. Только как творец ценностей культуры человек обретает бессмертие, воплощает себя в позитивных делах, соответствующих традиционным нормам.

Идеал, созданный конфуцианской традицией, – благородный муж (цзюнь-цзы), обладающий 5 добродетелями:

– гуманность (жэнь),

– благопристойность (ли) – осведомленность в обрядовых, этикетных отношениях, ритуалах,

– справедливость (ли) – способность подчинить свои субъективные потребности требованиям долга и общественным задачам,

– мудрость (чжи),

– верность (син) – преданность своей стране, государю, начальнику, отцу, убеждениям и данному слову.

Жизнь благородного человека проявляется в пяти видах отношений:

– отца и сына

– правителя и подданного

– старшего и младшего брата

– мужчины и женщины

– друга с другом.

В семье должно быть абсолютное послушание старшим, как и в государстве – начальству и властям. Учение Конфуция о «сыновней почтительности» легло в основу обновленного традиционного культа предков, до сегодняшнего дня остающегося важнейшим компонентом китайской цивилизации.

Большое значение в конфуцианстве придается ритуалам, нормам поведения, чем выше чиновник – тем тщательнее он должен им следовать. Всякий, желающий занять положение в обществе, должен был подчинить им всю свою жизнь.

В конфуцианстве отсутствовали профессиональные священнослужители, жертвоприношения совершались главами семей, государственными чиновниками и императором. Наряду с культом Неба особенно почитается государство, возглавляемое императором – цивилизованный Китай, который есть Поднебесная, – противостоящая «варварам». Почитание государства выражено в социально-этических установлениях и административно-политической системе – регуляторе экономических процессов.

Конфуций призывал не стремится к личному благополучию: «Питаться грубой пищей, спать подложив под голову локоть – радость в этом! А богатство и знатность, добытые бесчестным путем, – для меня это словно парящие облака»; находить удовлетворение в самом процессе познания действительности: «Учиться и постоянно повторять изученное – разве это не радостно?».

Конфуцианство определило такие важные черты китайской культуры:

– доминанта этической компоненты,

– ритаулизм, символичность поведения,

– отсутствие психологизма, не характерна драматизация духовной жизни,

– высокая оценка знаний, образованности, учености, что предопределило господство интеллектуалов в системе административного управления традиционного Китая,

– интерес к культуре повседневности, к традиционному, унаследованному, любовь ко всему старинному.

В императорском Китае конфуцианство являлось государственной религией, уважительное отношение к этой идеологической системе сохраняется и в Китайской республике на Тайване. В годы «культурной революции в КНР» (1966–1976) учение Конфуция было признано опасным и несовместимым с коммунистическими идеями маоизма. Однако и после смерти Мао Цзэдуна конфуцианство продолжает играть заметную роль в жизни китайцев. Этому способствует то, что весь социально-этический строй жизни не только китайского, но и других дальневосточных обществ базируется на исторически усвоенных принципах конфуцианства.

После смерти Конфуция правитель царства Лу построил ему храм и повелел, чтобы в честь него совершались жертвоприношения. В народе Конфуций всегда почитался как божество. Существует посвященный ему ритуал с жертвами, религиозными танцами и молитвами.

Даосизм как религиозно-философская основа китайской культуры.

Первым даосским мыслителем (и основателем даосизма) традиционно считается Лао-цзы (Ли Эр, Лао Дань), живший, по преданию, на рубеже VI–V вв. до Р.Х. Он оставил у начальника пограничной заставы Инь Си (Гуань Инь-цзы) изложение своего учения под названием «Дао-Дэцзин» («Какон Пути и Благодати»), прежде чем ушел навсегда из Китая на Запад. Однако Лао-цзы уже в древности казался фигурой полумифической, а его имя («Престарелый Мудрец», «Престарелый Младенец») открыло широкие возможности для мифотворчества. В «Дао-Дэ цзине» речь идет о Дао (букв. «путь») – единое первоначало всего сущего, вечная реальность, непреходящий закон мироздания, единая субстанция и одновременно абсолютная мировая закономерность. Весь мир – проявление, развертывание Дао; каждая вещь, доходя до предела своего созревания, вновь возвращается в глубину первопринципа Дао. Смысл человеческой жизни состоит в познании Дао, следовании ему и слиянии с ним. Однако человек может сходить с этого пути познания Дао, отступать от него, нарушая первозданную простоту естественности, как своего бытия, так и вселенной. Проявляется это и в приверженности к многознанию, и в создании социальных институтов. Поэтому «Дао-Дэцзин» призывает вернуться к изначальной природе, к упрощению и естественности. Никто не должен вмешиваться в изначальный порядок вещей, необходимо, чтобы все текло само собой. Этот принцип выражен в понятии «недеяния» (у вэй). Мир сам по себе не является нашим, и поэтому мы не вправе изменять его порядок. Он наш только в том смысле, что мы в нем живем и его понимаем. Недеяние – это отказ от действий в мире по собственному усмотрению, отказ от «улучшения» мира, это следование естественному течению жизни.

Самым совершенным образом жизни даосы считают отшельничество. Цель даосов-отшельников – достижение бессмертия. Для традиционной китайской культуры не была характерна вера в бессмертие души. Реальной признавалась только единая психофизическая целостность живого существа. Сам дух понимался вполне натуралистически: как утонченная материально-энергетическая субстанция (ци); после смерти тела она рассеивалась в природе. К тому же даосизм унаследовал от шаманизма учение о множественности душ – животных (по) и мыслящих (хунь). Тело выступало единственной нитью, связующей их воедино. Смерть тела приводила к разъединению и гибели душ. Поэтому огромное значение придавалось средствам продления физической жизни, а долголетие (шоу) стало одной из важнейших ценностей китайской культуры. Появилась вера в возможность обретения бессмертия через употребление особых снадобий растительного или минерального происхождения. Существовали представления о наличии в океане особых островов, населенных бессмертными. А знаменитый император – объединитель Китая Цинь Шихуан (III в. до Р.Х.) даже посылал туда морскую экспедицию. Однако истинный даосский бессмертный (сянь, шэньсянь) в процессе движения по пути бессмертия трансформировал свое тело, которое, согласно даосскому учению, приобретало сверхъестественные силы и способности: умение летать по воздуху, становиться невидимым, одновременно находиться в нескольких местах и даже «сжимать время». В процессе даосской медитации трансформировалось и сознание – идея единотелесности, единосущности со всем миром переживалась им.

Путь к бессмертию предполагал занятия сложными методами особой психофизической тренировки (психотехники, оги), совершенствовании духа и тела. Способы получения бессмертия: сложные методы психофизической тренировки, наподобие йоги; занятия медитацией (созерцание Дао и единства мира, единении с миром и Дао самого практикующегося); специфические гимнастические (Дао инь) и дыхательные (син ци) упражнения; сексуальная практика для поддержания энергетического баланса организма и занятия алхимией. Алхимия делилась на внешнюю (достижения долголетия посредством диет, эликсиров бессмертия (золото, киноварь (сульфид ртути) мышьяк, нефрит) и внутренняя, которая была направлена на преобразование человеческой сущности посредством активной регуляции энергетических потоков организма: дыхательная гимнастика (ци гун), медитации, комплексы физических упражнений, зачатие мужчиной в самом себе «бессмертного зародыша». Некоторым даосам были присущи асоциальные формы поведения, пренебрежение служебными обязанностями, экстравагантность во внешнем виде и поступках.

В даосизме наиболее полно выразилось такое важное измерение китайской культуры как витализм – возвышение ценностей естественно-природной жизни. В недрах даосизма получили развитие также астрология и геомантия – фэншуй («ветер и воды») – учение о взаимодействии космоса и духовного мира с земным рельефом. С представлениями о фэншуй связана практика биолокации (определения благоприятных и неблагоприятных естественных зон), оформления интерьера жилища, разработки архитектурных и строительных проектов.

До сих пор для построек китайцы используют исключительно дерево и отчасти кирпич. Излюбленная форма в архитектуре – тин – немного возвышенная, четырехскатная, подпираемая снизу короткими деревянными столбами крыша с загнутыми кверху и значительно выступающими вперед краями, напоминающая кочевую палатку. Здания одноэтажные, исключение – дворцы, рестораны, театры. Бедность и простоту общих форм сооружений китайские зодчие маскируют обилием декоративных элементов, рассеянных повсюду: драконы, фениксы, черепахи, фантастические животные из дерева или терракоты, лепятся по карнизам, краям и гребням крыши, у подножья колонн. Китайский город в целом крайне монотонен, и его здания отличаются друг от друга величиной и количеством украшений. Отступления от господствующего типа сооружений – религиозные здания. Например, храм Неба в Пекине, воздвигнутый в 1421 г., при императоре минской династии Юн-ло. Это скорее алтарь, а не храм. Три террасы круглой формы, окруженные мраморными балюстрадами, лежат одна на другой и служат основанием для каменного жертвенника, на котором огдыхан трижды в год торжественно совершает жертвоприношение своему прародителю. Здесь же приносились императорские жертвы и Земле, пока не был, в 1531 г. воздвигнут поблизости отдельный алтарь. Эти два храма, Неба и Земли – единственные в своем роде в Китае.

Прочие храмы официального культа и религии Конфуция относятся к общему архитектурному типу: состоят из нескольких одноэтажных, покрытых тинами, построек, расположенных одна за другой и разделенных друг от друга внутренними дворами. Внутреннее убранство очень просто: черные доски с надписями, сделанными золотом. Нет ни живописи, ни изваяний, и только низкие столы с расставленными на них старинными бронзовыми вазами несколько оживляют пустоту помещений. Главные – храмы Конфуция, в Пекине, и на родине философа в Цюй-фоу, в провинции Шань-Дун. Буддистские храмы в Китае роскошнее, множество статуй. Даосские храмы похожи на буддистские. Могильные сооружения схожи с первобытными надмогильными курганами. Богатые усыпальницы имеют храмы для совершения поминальных обрядов.

Живопись носит графический характер. Китайские живописцы – рисовальщики и каллиграфы. Существуют обязательные образцы, правила рисования. Живописцы больше внимание уделяют выписыванию деталей, не пишут тени, считая тень чем-то мимолетным, случайным и несущественным. Картины пишутся на бамбуковых пластинках, на шелке и на бумаге водяными красками, с постоянной примесью белил; а также на фарфоре огнеупорными красками. Основные художественные образы: гора, символизирующая обиталище бессмертных, дерево, река (поток), символизирующие восхождение.

К некоторым недостаткам китайской живописи можно отнести отсутствие чувства общей гармонии, пренебрежение анатомией человеческого тела, утрировка поз и экспрессии, граничащие с карикатурой.

Скульптура играет роль пособницы при архитектуре, служит к украшению храмов, дворцов, киосков и частных домов. Китайская пластика характеризуется совершенством технической отделки, но вычурностью форм и пустотой содержания. Например, изделия из бронзы: маленькие фигурки богов, странные и безвкусные до уродливости, в окоченелых, безжизненных позах, ломающиеся и гримасничающие; фантастические чудовища. Китайские ваятели большие искусники работать также с деревом, слоновой костью и твердыми камнями, например, нефритом.

В эпоху Сунн (X–XI вв.), на 4 столетия раньше, чем в Европе, в Китае было изобретено книгопечатание. Совершенство в жанрах оды, песни, пейзажной («поэзии гор и вод») и любовной лирики, поэзии придворного стиля, конфуцианской, даосской, буддистской поэзии. Развиваются прозаические жанры. Известные китайские поэты и писатели Ли Бо, Ду Фу и др. Романы «Путешествие на запад», «Троецарствие», «Тихие заводи».

Уже во 2 тыс. до Р.Х. в Китае возникла иероглифическая письменность. В математике знали десятичные дроби. В Китае были изобретены: лунный календарь, компас, механические часы. мачты, пушки, порох, бумага, шелк.

Открытия в медицине: иглоукалывание, прижигание, массаж, учение о «жизненной энергии» – чи, лечебная гимнастика «ушу».


Информация о работе «Религия и ее взаимосвязь с основными типами культур»
Раздел: Религия и мифология
Количество знаков с пробелами: 46697
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
96985
0
0

... одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную" (Ин. 12: 24 — 25). Замысел христианской культуры Исходным пунктом будет ситуация соприкосновения четырех типов культуры в черте римского лимеса. Эти типы культуры, соприкоснувшись друг с другом, обнаружили, что они непроницаемы друг для друга, и никакое ...

Скачать
125470
2
8

стола»)//Вопросы философии. 1997. №2. Левит С.Я. Культурология как интегративная область знаний//Культурология. XX век. М., 1995. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М., 1983. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура//Общественные науки и современность. 1997. №2. Тема 2. Феномен культуры. Многообразие дефиниций 1.  Генезис и сущность понятия « ...

Скачать
39364
0
0

... Толпа лишь покорно следует за элитой, временно взаимодействуя с последней до надлома цивилизации, характеризуемого утратой веры народов в лидеров, отсутствием общезначимых целей. Причину кризиса современной культуры А. Тойнби видел в техническом характере европейской цивилизации, идущей к деградации и хаосу. Русско-американский культуролог и социолог П.А.Сорокин /1889-1968г.г./ разработал теорию ...

Скачать
44834
0
0

... отмечают открытость и синтетичность (от слова «синтез» — сведение в единое целое) древнерусской культуры. Взаимодействие наследия восточных славян с византийскими и, следовательно, античными традициями создало самобытный духовный мир. Время его формирования и первого расцвета — X — первая половина XIII в. (домонгольский период). Отметим прежде всего влияние крещения Руси на историко-культурный ...

0 комментариев


Наверх