2.1. Политика национальной автономии в КНР

До 1949 года и КПК, и Гоминьдан поддерживали принцип федеративности и национального самоопределения, даже признавали право неханьцев на выход из состава Китая. Однако после образования КНР партия отказалась от этого, чтобы обеспечить территориальную целостность страны. В качестве основы решения национального вопроса была принята районная национальная автономия, исключавшая выход какой-либо нации из состава Китая. При этом под районной национальной автономией подразумевается осуществление районной автономии в местах компактного проживания представителей нацменьшинств под единым руководством государства, учреждаются органы самоуправления.

Первым из автономных регионов в 1947 г. стала Внутренняя Монголия (столица – Хух-Хото). После провозглашения КНР китайское правительство приступило к введению национальной районной автономии во всех местах компактного проживания нацменьшинств. Широкая автономизация началась с 1950 года, но большинство автономий были мелкими – в масштабах волости и внутриуездного района. В 1952 году был принят первый нормативный акт, регламентирующий политику районной национальной автономии – «Основные принципы осуществления районной национальной автономии в КНР». Конституция 1954 года ограничила статус автономий тремя ступенями, компактно проживающие национальные меньшинства (например, уйгуры, тибетцы, чжуаны, хуэй, маньчжуры, монголы) могут создавать три вида автономных образований: автономную область, автономный округ, автономный уезд. Автономные районы ниже уезда были упразднены. Такая система деления существует и сегодня. В целом страна разделена на провинции, национальные автономные районы и города центрального подчинения. Провинции и автономные районы разделены на автономные округа, уезды, автономные уезды и города. Уезды и автономные уезды разделены на волости, национальные волости, а также посёлки и села. Согласно положениям Конституции, государство при необходимости может учреждать особые административные районы. С целью повышения эффективности административной работы, развития экономики и содействия сплоченности нации, правительство может регулировать или изменять административные границы автономных районов. В октябре 1955 г. был образован Синьцзян-Уйгурский автономный район (столица – Урумчи); в марте 1958 г. - Гуанси-Чжуанский автономный район (столица - Наньнин); в октябре 1958 г. - Нинся-Хуэйский автономный район (столица - Иньчуань); в сентябре 1965 г. - Тибетский автономный район (столица - Лхаса). На конец 2003 г. в Китае были созданы 155 административных единиц национальной автономии, в том числе 5 автономных районов, 30 автономных округов и 120 автономных уездов (хошунов). По данным 5-й Всекитайской переписи населения в 2000 г. 44 из 55 нацменьшинств образовали свои национально-территориальные автономии, в них проживает 75% представителей нацменьшинств Китая.

С самого начала районная автономия КНР имела чисто административные рамки –автономии не имели и не имеют статуса государственности, все вопросы решаются и контролируются центром. Районы национальной автономии рассматриваются как неотъемлемая часть унитарного государства. Органы автономных образований осуществляют обычные функции местных органов власти соответствующего уровня и вместе с тем являются органами самоуправления данного автономного образования. Китайская система управления носит жесткий, централизованный и бюрократический характер. В рамках общих установок, диктуемых сверху, власти автономий пользуются определенной свободой выбора способов реализации этих установок, ориентируясь на имеющиеся ресурсы и национально-территориальные традиции. Система в целом очень негибкая и малоэффективная.

Естественно, что http://abirus.ru/o/ps&gs1.htm - top#topособенности организации национальной автономии в КНР в значительной мере обусловлены демографическими и этническими особенностями структуры китайского общества, которые более подробно уже были рассмотрены в первой части этой главы. По утверждениям китайских авторов, перекрестная миграция различных национальностей в КНР привела к тому, что значительное число национальностей теперь не представляют собой самостоятельной единицы, а формируют региональное хозяйство со смешанным населением[24]. Хотя эти утверждения делаются для обоснования неприемлемости для Китая государственной формы автономии, вероятно, в них в определенной степени находят отражение и реально происходящие процессы. С точки зрения национального состава автономные образования могут быть: созданы на основе компактного проживания нескольких национальных меньшинств (например, автономный округ национальностей мяо и дун в юго-восточной части провинции Туйчжоу, Дунлиньский многонациональный автономный уезд в провинции Гуанси и др.), созданы на основе проживания одного национального меньшинства (например, Тибетский автономный район, Нинся-Хуэйский автономный район, Ляышаньский автономный округ национальности и в провинции Сычуань и др.), либо построены на основе компактного проживания одного национального меньшинства с включением в его состав меньших по размеру автономных образований других национальных меньшинств (например, в составе Синьцзян-Уйгурского автономного района образованы автономные округа и автономные уезды казахской национальности и др.)[13,с.33—34]. Ряд национальностей создали несколько национальных образований различного уровня. Так, тибетцы в Китае проживают не только в Тибетской автономной области, но и в провинциях Сычуань, Ганьсу, Цинхай и Юньнань, где они образовали 10 автономных округов и два автономных уезда. Монголы, кроме автономной области Внутренняя Монголия, создали монгольские автономные округа и автономные уезды в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, в провинции Цинхай и других регионах.

С законодательной точки зрения в КНР существует целая система правовых норм, регулирующая все сферы деятельности в национальных автономиях. Правовой статус автономных образований, помимо Конституции 1954г., регулируется Законом КНР о районной национальной автономии 1964г. Кроме этого, позже на основе Конституции КНР 1982 года был принят новый Закон КНР о национальной районной автономии (этот закон был принят второй сессией Всекитайского собрания народных представителей 31 мая 1984 г. и пересмотрен 28 февраля 2001 г.). Положения Закона формулируются в виде общих принципов, они требуют конкретизации для реализации в районах автономии в виде издания сопутствующих установлений и правил, которые содержат конкретные способы исполнения закона[16,с.72]. Закон чётко определяет, что автономные административные единицы в праве принимать самостоятельные решения в сферах политики, экономики, юстиции и культуры. Также важную роль играют Положения о каждом виде автономии, принимаемые самими автономными образованиями и регулирующие их правовой статус. Собрание народных представителей каждого автономного образования принимает положение об автономии и отдельно действующие положения. Эти акты автономных областей утверждаются Постоянным Комитетом Всекитайского Собрания Народных Представителей, а автономных округов и автономных уездов — постоянными комитетами собраний народных представителей провинций и автономных областей и доводятся до сведения ПК ВСНП.

В Законе КНР “О национальной районной автономии” установлено: Собрания народных представителей в районах национальной автономии помимо прав, которыми пользуются обычные местные органы государственной власти, имеют также право с учетом политических, экономических и культурных особенностей национальностей в данной местности вырабатывать положения об автономии и отдельно действующие положения”. В Законе КНР “О законодательстве” предусмотрено: “В положениях об автономии и отдельно действующих положениях разрешается с учетом особенностей местных национальностей изменять положения законов и административных правил”. “Если в положениях об автономии и отдельно действующих положениях в соответствии с законом внесены изменения в положения законов, административные правила и нормативные акты местного характера, то эти изменения действительны в данном районе автономии”. В Законе КНР “О национальной районной автономии” также указано: “Если решения, постановления, приказы и инструкции вышестоящих государственных органов не соответствуют реальным условиям районов национальной автономии, органы самоуправления могут с разрешения вышестоящих государственных органов изменять их или приостанавливать их исполнение.

В 87 из 347 законов и законоположений, разработанных и обнародованных Всекитайским Собранием Народных Представителей, содержатся положения, касающиеся национальных меньшинств. В таких документах, как Закон «О выборах во Всекитайское собрание народных представителей и местные собрания народных представителей КНР», Закон «Об организации местных собраний народных представителей и местных народных правительств КНР», Уголовный кодекс КНР, Уголовно-процессуальный кодекс КНР, Закон КНР о браке, Закон КНР о воинской обязанности, Лесной кодекс, Степной кодекс, установлены статьи, обеспечивающие национальное равенство и защищающие права и интересы национальных меньшинств. В соответствии с этими законодательными актами районная национальная автономия является одним из важных институтов политической системы. На органы самоуправления автономных образований возлагается стратегически важная обязанность сохранять единство страны.

Районы компактного проживания представителей нацменьшинств в Китае в соответствии с Конституцией, Законом о национальной районной автономии и другими законами пользуются полным правом на самоуправление. В то же время, органы самоуправления осуществляют полномочия местных государственных органов, предусмотренные в разделе 5 главы III Конституции КНР. В районах национальной автономии все национальности пользуются правом выбирать и быть избранным, путем избрания депутатов СНП и создания органов самоуправления осуществлять демократические права на управление внутренними делами своей национальности и своего района. Законодательство устанавливает определенные льготы при распределении должностей для лиц тех национальностей, которые осуществляют автономию. Председатели автономных районов, начальники автономных округов, начальники автономных уездов должны принадлежать к соответствующим национальностям. Другие лица, входящие в состав правительств автономных образований, должны по возможности принадлежать к национальности, осуществляющей автономию, и другим национальным меньшинствам. Это правило распространяется и на кадровых работников структурных подразделений органов самоуправления автономных образований. Здесь постоянно возникают проблемы, тем более что в некоторых ареалах компактного проживания национальных меньшинств численность ханьцев и других национальностей больше, чем численность национальных меньшинств, осуществляющих автономию. Национальных кадров всегда не хватало, а наличие кадровых работников ханьского происхождения в органах самоуправления нередко приводит к конфликтам с местным населением. Кроме того, национальные меньшинства избирают из своей среды депутатов ВСНП, тем самым осуществляя свои права на управление государственными делами. Среди депутатов ВСНП всех созывов, начиная с 1-го созыва, доля депутатов из нацменьшинств всегда превышала долю населения нацменьшинств в общей численности населения всей страны. Каждая национальность представлена депутатами ВСНП, а национальности, имеющие население свыше миллиона человек каждая, представлены членами ПК ВСНП[24].

Решение о создании автономных образований, их границах и наименовании принимается вышестоящим органом власти совместно с соответствующими местными органами и после консультаций передается на утверждение Государственного совета. Наименование автономного образования, за исключением особых случаев, устанавливается по местному названию, названию национальности, административному положению (например, Тибетская автономная область, Автономная область Внутренняя Монголия).

В духовной сфере органы самоуправления районов национальной автономии ведают делами образования, науки и культуры, собирают и охраняют национальные памятники, способствуют развитию национальной культуры. В рамках государственной системы военного строительства органы самоуправления могут в случае необходимости и с разрешения Государственного совета формировать отряды общественной безопасности для охраны общественного порядка. Конституция возлагает на государство обязанность оказывать малочисленным национальностям финансовую, материальную и техническую помощь с целью ускорения развития экономического и культурного строительства, а также содействовать подготовке кадровых работников, специалистов и квалифицированных рабочих из представителей местных национальностей.


Информация о работе «Национальный вопрос и национальная политика современного Китая»
Раздел: География
Количество знаков с пробелами: 84438
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
184771
3
0

... НОАК взаимодействует с Министерством государственной безопасности, Министерством общественной безопасности, таможенной и финансовой службами. Министерство государственной безопасности Китайской Народной Республики. В последнее время получило развитие и другое направление - создание на базе имеющихся соединений мобильных сил НОАК, предназначенных для действий в локальных конфликтах по периметру ...

Скачать
163592
0
0

... зла»). Китай начал участвовать во всемирном антитеррористическом движении, хотя ранее предпочитал решать подобные вопросы в одностороннем или двустороннем порядке. международный сепаратизм китай 2 Роль Китая в решении проблемы международного сепаратизма (на примере Тибета, Синьцзян уйгурского автономного района, и Тайваня)   2.1 Проблема сепаратизма в Тибете, правовой аспект Китайская ...

Скачать
88026
5
2

... разумной наднациональности и государственными гарантиями стабильности новых объединений. При этом, важно отметить, что ещё одним важным направлением сотрудничества в Большом Алтае может стать туризм. Так, ряд туристических фирм в России, Монголии, Казахстане и Китае успешно осваивает трансграничные маршруты в Алтайском регионе. Тем не менее, развитие экологического туризма Большого Алтая ...

Скачать
112223
0
0

... , заявлявшие, что они лишь выполняли указания Мао Цзэдуна, были приговорены к смертной казни, замененной впоследствии пожизненным тюремным заключением, остальные обвиняемые получили суровые приговоры. Во второй половине 70-х годов в стране произошли глубокие политические перемены. Главная из них – приход к руководству КПК известных партийных деятелей старшего поколения, в разное время и по разным ...

0 комментариев


Наверх