1.4. Превышение требования (pluris petitio)

Фиксированный характер предписания судье приводил к тому, что, если из указанных фактов не следовало, что ответчик должен истцу именно то, что тот от него требует, судья был обязан вынести оправдательно решение. Так, например, если сумма долга составляет 90, а истец в intention затребовал 100, ответчик будет оправдан, поскольку факт не подтвердился. Истец в этом случае проигрывал процесс как необоснованный (causa cadit). Требование большего, чем следовало по праву (pluris petitio) вело к утрате самого права, поскольку повторное вчинение иска по тому же делу не допускалось. Потребовать большего было невозможно при неопределенной интенции (intention incerta).

Pluris petitio может относиться к объекту (pluris petitio re) - требование вещи на сумму большую, чем должное; к сроку (pluris petitio tempore) - в преждевременном требовании должного; к месту (pluris petitio loco) - если исполнение, обещанное в определенном месте, требуется в другом; к правовому основанию (pluris petitio causa) – усматривается при альтернативных обязательствах, когда кредитор лишает должника права выбора, предусмотренного самой структурой такого обязательства, при требовании вещи определенного вида, когда обещана лишь вещь известного рода.

Если в формуле иска с определенной интенцией указывалось меньше, чем следовало истцу по праву, он мог повторить процесс при другом преторе, требуя остального. Процесс в этом случае считался не повторным, а раздельным.

Если превышение требования представлено только в condemnatio, то судья, который зависит от предписания претора, должен будет присудить ответчика к уплате большего, чем требовал истец. В этом случае претор приходит на помощь ответчику, и истец восстанавливался в прежнее положение с тем, чтобы вчинить иск с правильной кондемнацией.

 

1.5.Формулы с функцией (formulae ficticiae)

Претор мог предписать судье в intentio действовать так, как если бы какой-либо юридически значимый факт, не имевший места в действительности, был налицо, или наоборот, - как если бы действительный факт не имел места. В первом случае усматривается положительная фикция, во втором – отрицательная. Фикция – важнейший инструмент претора по совершенствованию позитивного права. Фикция обычно вставляется в типичную формулу для того, чтобы либо предоставить иск лицу, не управомоченному на него по строгому праву, либо оправдать того, кто по цивильному праву должен быть осужден.

Особый случай фикций составляет перестановка лиц, когда право, следуемое одному лицу, присуждается другому или собственность одного лица возлагается на другого. Такая подмена требовалась в тех случаях, когда эффект от юридического акта возникал на стороне лица, отличного от того, кто его совершил.


1.6. Эксепция (exception) и прескрипция (praescriptio)

Помимо основных частей формулы, без которых она невозможна, существуют также дополнительные элементы, позволяющие учесть в одном процессе встречные требования сторон или обязательства, не предусмотренные типичной формулой иска.

Praescriptio (исковое предписание) предшествует основному тексту формулы. Первоначально она составлялась в интересах ответчика (praescriptio pro reo) и ставила возможность начать процесс в зависимости от выявления определенных фактов. В дальнейшем место praescriptio pro reo занимает exceptio, за которой и закрепляется функция защиты ответчика. Praescriptio сохраняется как средство учесть интересы истца. Praescriptio pro actore применялось для членения предмета требования по иску, необходимого при периодическом характере предоставлений, при требовании части вместо целого, а также при наличии нескольких оснований требования.

Судопроизводство по формулам знало два способа защиты ответчика: посредством простого отрицания иска, – что называлось защитой «ipso iure», и посредством эксцепции, – что называлось «оре exceptionis».

Первую группу образуют эксцепции, в которых выражается вторжение преторских процессуальных учреждений в порядок цивильного права (еxceptio rei in iudicium deductae, еxceptio rei iudicatae, еxceptio iurisiurandi, еxceptio transactionis, еxceptio litis dividuae, еxceptio cognitoria). Вторая группа эксцепций выражала собой вторжение новых принципов в старое (строгое) цивильное право (еxceptio doli, еxceptio quod metus causa, еxceptio non numeratae pecuniae, еxceptio pacti conventi, еxceptio rei venditae et traditae).

Рядом со второй группой надо назвать еще некоторые другие эксцепции (еxceptio iusti dominii, еxceptio legis Cinciae, еxceptio lеgis Plaetoriae).

Часто, если ответчик почему-либо не воспользовался своей эксцепцией, он мог по окончании процесса поправить дело исковым путем. Так, собственник, не сославшийся против Публициева иска на еxceptio iusti dominii, мог предъявить к противнику виндикацию. Исковым путем можно было также предупредить появление эксцепции; например, не дожидаясь, чтобы был предъявлен иск по обязательству, установленному по принуждению, должник предъявляет к своему кредитору actio quod metus causa для уничтожения самого обязательства. Таким образом, ответчик имеет обыкновенно выбор между двумя средствами защиты: эксцепцией и самостоятельным иском.

Как иску (интенции) противополагалась эксцепция, так и этой последней, в свою очередь, истец мог противопоставить свой ответ; часть формулы, которая содержала ссылку истца в ответ на эксцепцию ответчика, называлась репликой (replicatio). Реплика могла вызвать ответчика на новое возражение или дуплику (duplicatio) и т.д. Одна и та же ссылка могла, смотря по положению тяжущихся и по комбинации их взаимных притязаний, выражаться то эксцепцией, то дупликой и т.п.


2.Этапы судопроизводства в формулярном процессе

Преторский процесс не исчерпывался стадиями in iure и apud iudicem. Появлению сторон перед претором предшествовала сложная процедура вызова ответчика в суд, а после вынесения решения перед истцом вставала задача приведения его в исполнение.

 

2.1.Производство до litis contestatio

Первой обязанностью истца являлось сообщить ответчику предмет искового требования (editio actionis), даже если он еще не был уверен в том, какую формулу он получит от претора. Одновременно с этим следовал призыв явиться в суд (in ius vocatio). Если ответчик намеренно не дал себя найти для объявления вызова, он считался отказавшимся от защиты (indefensus).

Вызванное в суд лицо должно было немедленно предстать перед претором или дать поручителя (vindex). В случае неявки ответчика поручитель отвечал в объеме стоимости предмета спора на момент вынесения судебного решения.

Гарантия явки в суд могла быть обеспечена посредством внесудебного клятвенного обещания ответчика (vadimonium), в которой фиксировались сроки первой и повторных явок в суд.

Судебным магистратом, ведавшим фазой in iure, был один из преторов или курульный эдил. Если одной из сторон в процессе был перегрин, следовало обратиться к претору перегринов. Однако lex Iulia оставлял выбор претора в этом отношении на усмотрение сторон.

Жители муниципиев пользовались местным судом, но по делам на крупную сумму должны были явиться в Рим. Провинциалы должны были обращаться к губернатору провинции.

Перед лицом магистрата (in iure) истец вновь совершал editio actionis и излагал факты, на которых он основывал свои требования. Затем он заявлял, какой иск он хотел бы получить (actionis postulatio), добиваясь утверждения в intentio фактов, указанных в editio actionis. Если истец хотел прибегнуть к особым преторским средствам или получить особый иск, не предусмотренный в эдикте, он обосновывал это намерение. Тогда претор выяснял специфику правового основания требований истца (causae cognito).

В любом случае задача претора заключалась в том, чтобы установить предмет спора. В этом ему содействовал и ответчик. Если ответчик признавал претензию истца обоснованной (confessio in iure), процесс мог закончиться уже на этой стадии. За признанием могло последовать встречное требование ответчика – например, уменьшить размер исполнения. Тогда предметом процесса могла быть оценка суммы долга или другие аспекты спора, тогда как его правовое основание считалось выясненным.

С целью установить предмет спора претор прибегал и к допросу ответчика (interrogatio in iure). Допрос мог привести к частичному признанию ответчиком обоснованности требований истца. Тогда претор давал формулу, в которой учитывал такой факт как установленный, изымая его из предмета разбирательства.

Истец мог предложить ответчику клятвенно подтвердить отсутствие долга на его стороне (iusiurandum in iure). В случае иска об определенном денежном долге ответчик, отказавшийся принести присягу считался отказавшимся от защиты. Совершение присяги определяло оправдание. Претор отклонял иск (denegatio actionis) и давал ответчику вечную exceptio iuris iurandi. При таком вызове ответчик оказывался перед альтернативой: либо уплатить долг, либо присягнуть. Поэтому такая присяга называется необходимой (iusiurandum necessarium).

Это средство распространяется также на иск о подтвержденном долге и иск о возвращении приданного. В этих случаях ответчик мог вернуть истцу вызов, предложив присягнуть в существовании долга. Истец, отказавшийся принести клятву, проигрывал процесс.

Добровольная присяга (iusiurandum voluntarium) – это любая присяга при любом виде иска, принесенная в ответ на вызов другой стороны. Клятва, данная без такого предложения, во внимание не принималась. В случае добровольной присяги отказ поклясться не имел столь прямого влияния на судьбу процесса и лишь добавлялся к доказательствам.

На этой же стадии решался принципиальный вопрос о допустимости иска вообще. Предложенное к рассмотрению притязание могло быть оставлено без защиты, если искомого процессуального средства просто не существовало. Претор мог, напротив, отказать истцу в иске, который был объявлен в эдикте (denegatio actionis), обосновав отказ. Наконец, претор мог допустить повторное вчинение иска лицом, проигравшим первый процесс по неопытности или другой уважительной причине (in integrum restitutio).

Denegatio actionis не могла быть окончательной, поскольку при другом преторе ответчик мог повторить попытку.

Наконец, стороны должны были согласовать выбор судьи. Помимо особых случаев, когда дело должно было слушаться в коллегиальном суде «ста мужей» (centumviri) или рекуператоров (recuperatores), они могли выбрать любое частное лицо (iudex unus). Если стороны не приходили к согласию, судья назначался по жребию из числа судей, объявленных в специальном списке (album iudicium). Имя судьи заносилось в формулу, которая по форме была обращением претора к определенному лицу с предписанием, каким образом решить данное дело.

 


Информация о работе «Формулярный процесс»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 36467
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
72928
0
0

... возник в Риме процесс, который (конечно, развиваясь и совершенствуясь) действовал затем не только в период республики, но и в течение всего следующего периода, процесс, при котором совершилось перерождение римского права из узконационального в общемировое. Вся классическая юридическая литература, отрывки которой дошли до нас в Юстиниановской компиляции, предполагает именно этот формулярный процесс ...

Скачать
34526
0
0

... об его исполнении лежит теперь не на истце, а на суде. Именно в экстраординарном процессе исполнительное производство принимает тот вид, который оно имеет в современном процессе. Вводится письменность, процесс становится платным. Формулярный процесс – традиционный гражданский процесс не только в конце республики, но и в течение всего периода принципата. Однако с установлением империи наряду с этим ...

Скачать
50617
0
0

... прцесса будет дана в следующей главе нашей рабо ты, так как представляет интерес именно с точки зрения процессуальных особенностей. Итак, мы дали общую характеристику основных форм процесса в Римском частном праве и сделали вывод, что существовало четыре основных формы гражданского процесса, сменявших друг друга с течением времени и находящихся в тесной содержательной связи между собой.   ...

Скачать
40793
0
0

... не при­меняется. Значение res iudicata — судебного решения, всту­пившего в законную силу (см. выше, п. 7), остается непоко­лебимым. 2.Понятие вещи в римском праве. Классификация вещей. Понятие вещи  В классический период в римском праве выработалось по­нятие вещей в широком значении. Этим широким понятием охва­тывались не только вещи в обычном смысле материальных пред­метов внешнего мира, но ...

0 комментариев


Наверх