2. Стороны, предмет и другие существенные условия договора факторинга

 

2.1 Стороны и предмет договора факторинга

Договор финансирования под уступку денежного требования возник из торгового посредничества и финансовых услуг, а потому структура договорных связей в этом случае построена по схеме договора комиссии. При заключении анализируемого договора возникает две группы правовых отношений:

– основные (внутренние) и производные (внешние).

Внутренние обязательства возникают между сторонами договора: финансовым агентом (фактором) и клиентом [10, с. 393].

Определим круг лиц, которые могут являться сторонами договора факторинга, и рассмотрим последствия заключения такого договора с лицом, которое не признается финансовым агентом.

Финансовый агент – это специальный субъект договора, коммерческая организация, профессионально оказывающая факторинговые услуги (банки или небанковские кредитные организации).

Стороной, передающей денежные средства, может быть:

– банк;

– небанковская кредитно-финансовая организация [13, с. 182].

Не могут выступать в качестве финансовых агентов некоммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а также юридические лица, не относящиеся к двум вышеперечисленным категориям субъектов хозяйствования, поскольку ст. 772 ГК Республики Беларусь прямо определила круг лиц, которые могут выступать финансовыми агентами по договору факторинга – «в качестве фактора может выступать банк или небанковская кредитно-финансовая организация».

С одной стороны, законодатель закрепил необходимость участия в договорах факторинга организаций, обладающих специальной правоспособностью (наличие лицензии). С другой, финансирование под уступку денежного требования как деятельность, подлежащая лицензированию, в действующем законодательстве (Декрет Президента Республики Беларусь №17 от 14.07.2003 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности», Указ Президента Республики Беларусь №450 от 01.09.2010 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности») не названа. Не лицензировалась она и в прошлом. В связи с этим в судебной практике договор факторинга признается недействительным, если у агента не окажется лицензии на осуществление банковской деятельности (банковских операций).

Пример: Торгово-факторинговая компания–финансовый агент обратилась в суд с иском к муниципальному предприятию–должнику о взыскании с него задолженности. Иск был предъявлен на основании договора факторинга, заключенного между агентом и АО–клиентом. Должник в свою очередь предъявил встречный иск о признании договора факторинга недействительным на основании ст. 174 ГК «Недействительность сделки юридического лица, выходящей за пределы его правоспособности». Суд удовлетворил иск должника и признал договор недействительным. Выводы были таковы: в качестве финансового агента могут выступать только банки и иные финансово-кредитные учреждения, имеющие на это лицензию. Поскольку существующий порядок не предусматривает право заниматься такой деятельностью без лицензии, суд признал, что торгово-факторинговая компания не вправе была заключать договор факторинга.

Клиент и должник. Клиентом может быть любое юридическое лицо, в том числе и некоммерческая организация, а также индивидуальный предприниматель. Вообще, клиентом по договору может быть, в принципе, любое лицо, но в подавляющем числе случаев в такой роли выступают коммерческие организации [8, с. 30].

Внешние правоотношения складываются между финансовым агентом и третьим лицом, которое является должником клиента по заключенному между ними договору (покупателем товаров, заказчиком работ или услуг). Эти отношения не входят в предмет договора о факторинге, но непосредственно связаны с ним.

Третий участник отношений, хотя и не являющийся стороной договора факторинга, – это должник. Им может стать любое юридическое лицо или предприниматель, у которого возникла из договорных отношений денежная задолженность перед клиентом за выполнение работ, оказание услуг, передачу товара [22, с. 476].

Предметом договора является денежное требование, уступаемое в целях получения финансирования. Требование, передаваемое в качестве предмета договора, должно быть именно денежным. В случае уступки иного имущественного требования (скажем, передать вещь или сделать какую-либо работу) следует руководствоваться общими нормами о цессии [6, с. 41]. В законе выделяются две разновидности предмета договора о факторинге:

а) денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее требование);

б) денежное требование, которое возникнет в будущем (будущее требование).

Будущее требование может быть основано на уже заключенном договоре, срок исполнения платежного обязательства по которому еще не наступил (поставка товаров в кредит).

Кроме того, будущее требование может базироваться на договоре, который только предстоит заключить клиенту и третьему лицу (например, на продажу товаров). Существующее требование обычно является более ценным и его экономическая ликвидность выше.

Предмет договора о факторинге должен обладать свойством определенности или потенциальной определимости. Существующее требование должно быть отражено в договоре с той степенью конкретности, которая позволяла бы выделить его (идентифицировать) из ряда других требований клиента уже в момент заключения договора.

Будущее требование должно приобрести определенность не позднее чем в момент его возникновения. Однако момент перехода требования не всегда совпадает с моментом заключения договора о факторинге. В силу закона уступка считается состоявшейся, когда возникло само право на получение с должника денежных средств, являющихся предметом договора [27, с. 32].

Клиент не отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником требования, являющегося предметом уступки, в случае предъявления его финансовым агентом к исполнению, если иное не предусмотрено договором между клиентом и финансовым агентом. Следовательно, факторинг, осуществляемый по этим правилам, является «безоборотным». Надо отметить, что договором может быть предусмотрена и ситуация, при которой клиент будет отвечать перед фактором за реальное исполнение уступленного требования («оборотный» факторинг).

В отличие от цессии, посредством которой другому лицу может быть передано любое право (требование) кредитора, предметом уступки, под которую предоставляется финансирование, может быть только денежное требование, т.е. требование о передаче денег в оплату поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг.

Так, строительная фирма не может передать банку в обмен на предоставленный кредит требование к торговой организации о поставке строительных материалов, необходимых для строительства, либо требование к подрядной организации о выполнении определенного объема строительных работ.

Кроме того, необходимо помнить: денежное требование, являющееся предметом договора факторинга, должно быть определено в договоре таким образом, чтобы его можно было отличить от аналогичных требований, которые не являются предметом уступки [22, с. 477].

Так, требования могут быть идентифицированы в договоре факторинга ссылкой на определенный контракт или вид товаров (работ, услуг). Если из договора установить конкретные уступленные требования невозможно, может быть сделан вывод о том, что стороны не определили предмет договора и последний не может считаться заключенным.

Однако на этот счет существует и другая точка зрения, в соответствии с которой уступка распространяется на все требования клиента, возникающие из его предпринимательской деятельности.

Если уступка денежного требования обусловлена определенным событием, она вступает в силу после наступления этого события. При этом каких-либо новых шагов по оформлению цессии не требуется [10, с. 394].

Таким образом, требование, которое клиент уступает агенту, должно быть действительным. Рассмотрим, что это означает.

Первое. Клиент может уступать требование, но не имеет права заключать договор факторинга в отношении не принадлежащего ему требования.

Пример 1: АО являлось дочерним предприятием завода. Оно заключало по поручению и от имени своей материнской компании договоры купли-продажи продукции, выпускаемой заводом. Через некоторое время АО обратилось в банк с просьбой о финансировании под уступку денежного требования. При этом оно представило доказательства, свидетельствующие об обоснованности требования: договор купли-продажи, документы о получении товара покупателем и о том, что последний поставку не оплатил. Дополнительно было приложено и письмо завода, подтверждавшее право АО на получение денежных средств от должника. Когда представитель агента изучил представленные документы, он указал, что продавцом по договору купли-продажи является завод и данное право требования с должника принадлежит ему, а не АО. В заключении договора факторинга АО было отказано.

Пример 2: АО обратилось к финансовому агенту с просьбой заключить договор факторинга и предоставило оригинал договора поставки с потребителем и прочие необходимые документы, свидетельствовавшие о задолженности последнего. После заключения договора агент направил уведомление должнику о том, что теперь он является его новым кредитором. В ответ должник сообщил, что, согласно имеющейся у него информации, на АО недавно прошла реорганизация в форме выделения, в результате которой создано несколько юридических лиц, одному из которых и переданы все права и обязанности, вытекающие из данного договора поставки. Когда финансовый агент потребовал от клиента документы о реорганизации, то оказалось, что информация, полученная от должника, соответствует действительности, и что АО не имело права заключать договор в отношении данного долга.

Второе. Требование будет признано недействительным, если в момент его уступки клиенту известны обстоятельства, вследствие которых должник имеет право его не исполнять. Например, если истек срок исполнения обязательства или если поставленный товар оказался некачественным и покупатель обоснованно отказался его оплачивать.

Пример. Между финансовым агентом и клиентом был заключен договор факторинга. Агенту представили документы, свидетельствующие о том, что поставка произведена и что товар (сырье) принят покупателем от перевозчика, но еще не оплачен. При заключении факторингового договора служащий организации–агента не обратил внимания на то, что в договоре поставки предусматривалось несколько этапов приемки товара: по количеству в момент передачи перевозчиком и по качеству после получения данных экспертизы, проводимой в лаборатории покупателя. Как оказалось впоследствии, клиент к моменту заключения договора уже знал о том, что поставленный им товар не может быть использован в производстве и что покупатель требует замены сырья. Однако о данном обстоятельстве клиент не посчитал нужным уведомить финансового агента. Он полагал, что покупатель просто ищет возможности не оплачивать сырье, переставшее быть необходимым. С этими доводами не согласился суд. Он посчитал денежное требование агента к должнику недействительным и определил размер ответственности, которую клиент должен нести перед финансовым агентом [12, с. 284].

В заключение следует сказать, что согласие должника на уступку клиентом денежного требования финансовому агенту по договору факторинга не требуется. Однако многих вводит в заблуждение положение, в соответствии с которым «для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором». На основании этой нормы многие руководители полагают, что, включив в хозяйственный договор условие о запрете уступки права требования или о необходимости получения на это их согласия, они смогут воспрепятствовать переходу права требования к новому кредитору. Это не всегда так. В отличие от прочих сделок, направленных на уступку денежного требования, по договору факторинга права кредитора могут перейти к финансовому агенту даже тогда, когда хозяйственным договором это прямо запрещено.

На это прямо указывается в ст. 157 БК Республики Беларусь, в соответствии с которой уступка денежного требования фактору является действительной, даже если между кредитором и должником существует соглашение о ее запрете (ограничении). Однако устанавливается, что это положение не освобождает кредитора, который нарушил соглашение о запрете (ограничении) уступки денежного требования, от обязательств или ответственности перед должником в связи с такой уступкой.

В соответствии со ст. 156 Банковского кодекса Республики Беларусь должник обязан исполнить денежное требование фактору при условии, что он получил от кредитора либо от фактора письменное уведомление о его уступке, в котором указаны подлежащее исполнению денежное требование, в том числе уплачиваемая фактору сумма денежного обязательства, а также банк или небанковская кредитно-финансовая организация, выступающие в качестве фактора.

Таким образом, сторонами договора факторинга являются:

финансовый агент (специальный субъект договора, коммерческая организация, профессионально оказывающая факторинговые услуги (банки или небанковские кредитные организации).

– клиент (любое юридическое лицо, в том числе и некоммерческая организация, а также индивидуальный предприниматель).

Предметом уступки денежного требования по договору факторинга может быть как денежное требование, срок платежа по которому уже наступил (существующее денежное требование), так и денежное требование, срок платежа по которому наступит в будущем (будущее денежное требование).


Информация о работе «Договор финансирования под уступку денежного требования (факторинг)»
Раздел: Государство и право
Количество знаков с пробелами: 97203
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
49236
0
0

... не менее не освобождает клиента от обязательств или ответственности перед должником за нарушение существующего между ними соглашения. Ответственность участников факторинга. Если договором финансирования под уступку денежного требования не предусмотрено иное, клиент несет перед финансовым агентом ответственность за действительность денежного требования, являющегося предметом уступки[19][19]. В ...

Скачать
42772
0
0

... по международным факторным операциям, то в российском законодательстве эти два договора могут рассматриваться как равнозначные.[4] Отношения, возникающие в связи с договором финансирования под уступку денежного требования, регулируются правилами гл. 43 ГК РФ. Отдельные нормы, касающиеся статуса субъектов данных взаимоотношений, содержатся в Законе о банках. Договор финансирования под уступку ...

Скачать
16560
0
0

... форма с государственной регистрацией уступки требования. Последующая уступка денежного требования финансовым агентом не допускается, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Содержание договора финансирования под уступку денежного требования составляют права и обязанности финансового агента и клиента. Среди обязанностей «фактора» в первую очередь необходимо упомянуть следующее: -     ...

Скачать
12196
0
0

... суд РФ (см. Постановление Президиума ВАС РФ от 30 июня 1998 г. No. 955/98). III. Заключение В связи с вышеизложенным с необходимостью следует вывод, что возмездная уступка прав (требований) по денежным обязательствам между коммерческими организациями, в оплату которой цессионарий обязуется перечислить денежные средства, должна осуществляться в соответствии с нормами главы 42 ГК РФ. Субъектами, ...

0 комментариев


Наверх