5. Сибирская язва

Сибирская язва - острое инфекционное антропозоонозное заболевание, вызываемое Bacillus anthracis и протекающее преимущественно в виде кожной формы, реже наблюдаются ингаляционная и гастроинтестинальная формы.

Ежегодно в мире регистрируется от 2000 до 20000 случаев сибирской язвы. Особую актуальность эта инфекция приобрела после применения спор Bacillus anthracis в качестве бактериологического оружия в США осенью 2001 г.

Bacillus anthracis принадлежит к семейству Bacilaceae и представляет собой грамположительную палочку, неподвижную, образующую споры и капсулу, хорошо растущую на простых питательных средах; вегетативные формы быстро погибают в анаэробных условиях, при нагревании, действии дезинфицирующих веществ. Споры обладают высокой устойчивостью к действию факторов внешней среды. Основной резервуар для возбудителя - почва. Источник инфекции - крупный рогатый скот, овцы, козы, свиньи, верблюды. Входными воротами являются повреждения кожи, дыхательные пути, желудочно-кишечный тракт, чем и определяется развитие одной из трёх выше указанных форм, каждая из которых может перейти в септическую.

Основным моментом патогенеза является размножение возбудителя, сопровождающееся продукцией токсинов [6]. B.anthracis продуцирует, как минимум, 3 фактора патогенности, которые определяют его высокую вирулентность: отёчный фактор (EF), летальный фактор (LF) и протективный антиген (PA), образующий полипептидную капсулу. Инкубационный период при сибирской язве зависит от пути передачи инфекции, инфицирующей дозы возбудителя и колеблется от 1 до 6-7 дней (чаще 2-3 дня). Однако иногда при ингаляционном пути поступления возбудителя в организм инкубационный период может удлиняться до 8 недель.

Различают кожную, ингаляционную (лёгочную) и гастроинтестинальную (кишечную) формы сибирской язвы. Около 95% всех спорадических случаев заболеваний сибирской язвой приходится на кожную форму и лишь 5% - на ингаляционную. Гастроинтестинальная (кишечная) форма сибирской язвы встречается в развивающихся странах. В настоящее время она регистрируется крайне редко: около 1% случаев.

Различают следующие клинические разновидности кожной формы: сибиреязвенный карбункул, эдематозная, буллезная и эризипелоидная. Чаще других встречается сибиреязвенный карбункул. Около 80% случаев кожной формы сибирской язвы протекает в виде самоограничивающейся локализованной инфекции, которая через несколько недель даже при отсутствии лечения заканчивается выздоровлением. Типичный симптом - снижение или полное отсутствие чувствительности в области язвы. Чаще всего язва имеет округлую форму размером от 1 до 3 см в диаметре и характерный чёрный цвет. Остальные кожные формы встречаются редко.

Ингаляционная форма: в продромальный период, продолжающийся 1-3 дня, наблюдается клиническая картина умеренно выраженного гриппоподобного синдрома. Во вторую клиническую фазу болезни выявляются признаки пневмонии и экссудативного плеврита. При дальнейшем прогрессировании болезни формируется картина острого респираторного дистресс-синдрома (РДС) и септического шока, приводящих в течение короткого периода (от нескольких часов до 2 сут.) к летальному исходу.

Гастроинтестинальная форма сибирской язвы характеризуется признаками острого воспаления верхних и/или нижних отделов желудочно-кишечного тракта. Выделяют два типичных варианта гастроинтестинальной формы - кишечный и орофарингеальный. Клиническая картина кишечного варианта гастроинтестинальной формы сибирской язвы представлена неспецифическими симптомами воспаления тонкой кишки и в большей степени толстой - тошнотой, рвотой, анорексией и лихорадкой. Постепенно к ним присоединяются боли в животе различной локализации, рвота с примесью крови, кровянистая диарея. При орофарингеальном варианте гастроинтестинальной формы сибирской язвы отёк и некроз тканей развиваются в области шеи.

Природные штаммы B.anthracis, в том числе и штаммы, выделенные в США осенью 2001 г., чувствительны ко многим антибиотикам, включая пенициллин, амоксициллин, доксициклин, тетрациклин, кларитромицин, клиндамицин, рифампицин, ванкомицин, хлорамфеникол и ципрофлоксацин. Мерами, направленными на профилактику, является вакцинация и экстренная химиопрофилактика. В настоящее время для вакцинации людей против сибирской язвы используются живая аттенуированная и инактивированная адсорбированная сибиреязвенные вакцины. В последние годы начались исследования по созданию новых генно-инженерных вакцин на основе рекомбинантного летального токсина B.anthracis. Превентивная антибактериальная терапия (экстренная химиопрофилактика) имеет целью предотвращение развития ингаляционной формы сибирской язвы, являющейся наиболее частой формой болезни в условиях использования B.anthracis в качестве биологического оружия. Согласно рекомендациям CDC, для превентивной терапии используют те же препараты, что и при лечении ингаляционной формы сибирской язвы в условиях массового поступления поражённых. Одновременное использование антибиотиков и вакцины для экстренной профилактики сибирской язвы считается наиболее предпочтительным и доказало свою эффективность в экспериментах на животных.

Применение спор сибирской язвы в качестве биологического оружия обусловлено лёгкостью получения, возможностью скрытного применения, высокой эффективностью. Наиболее вероятный способ применения - распыление аэрозоля, содержащего споры, что приведёт к преобладанию лёгочной формы заболевания, сопровождающейся высокой летальностью. Экспертами ВОЗ вычислено, что через 3 дня после применения 50 кг спор возбудителя сибирской язвы на протяжении двухкилометровой зоны по направлению ветра в сторону города с населением 500 000 человек будут наблюдаться поражение 125 000 (25%) жителей и 95 000 летальных исходов. В связи с участившимися случаями террористических актов, наличием возбудителя сибирской язвы на вооружении как минимум 5 стран, возможностью селекции штаммов, устойчивых к антибактериальным препаратам, особую актуальность приобретают вопросы профилактики и лечения сибирской язвы.



Информация о работе «Социальные болезни и их опасность для общества»
Раздел: Медицина, здоровье
Количество знаков с пробелами: 56454
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
50739
3
2

... При анализе анкеты "Ты еще можешь бросить" 9 из 23 подростков ответили на вопрос "Ты куришь?" утвердительно. ответ человек да 7 нет 16 В ходе проведения "Программы позитивной профилактики социальных болезней у подростков "Нет" – наркотикам" школьники второй ступени показали свою заинтересованность в решении проблемы борьбы с алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией и табакокурением среди ...

Скачать
92529
1
1

... , пыток и убийств”. Э.Фромм. Для того чтобы понять и правильно определить характер мер направленных на «излечение» общества от проявлений экстремизма нужно разобраться в причинах и факторах образующих благоприятную среду для этого феномена современного мира. Как и многое другое в России любое явление, берущее свои истоки на западе, приобретает особую ...

Скачать
55768
0
0

... вид девиантного поведения. Алкоголик – не только больной человек, но и девиант, он способен нормально выполнять социальные роли.( Cоциология: Учебник / Под ред.проф. Ю.Т. Волкова - М.: Гардарики, 2000.474.с:ил.) Собираясь где-нибудь на вечеринках или дискотеках, современная молодежь не может представить себя в трезвом состоянии. Они употребляют алкоголь для веселья и чувствуют эйфорию. Но это ...

Скачать
13982
0
0

... экономики и политики. В целом вряд ли вызовет возражение утверждение, что социальная безопасность человека, среды его обитания - важнейшая характеристика качества жизни и важнейшая составляющая национального богатства. Примеры социальных опасностей: 1. Алкоголизм. До 50% смертельных исходов от несчастных случаев и травм связаны с приемом алкоголя. На границе между удовольствием и болезнью ...

0 комментариев


Наверх