1.1. Объект

Объектом заведомо ложного сообщения о терроризме является общественная безопасность.

В юридической литературе имеются различные толкования понятий «безопасности» и «общественной безопасности». Так, В.С.Комиссаров определяет безопасность как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от негативных последствий явлений социального, природного или технического характера, а также поддержание уровня этой защищенности. Г.В.Овчинникова под общественной безопасностью, как объектом преступлений, понимает систему «общественных отношений по поводу создания и поддержания безопасных условий жизнедеятельности общества, функционирования и развития его институтов». По мнению В.С.Егорова, общественная безопасность в узком смысле слова это «совокупность общественных отношений, обеспечивающих охрану и защиту основных наиболее важных общественных интересов - неприкосновенности личности, общественного спокойствия, нормальный режим функционирования государственных органов».

Общим для множества определений понятия «общественной безопасности» является то, что сущностной ее составляющей выделяется система общественных отношений по поводу создания и поддержания состояния защищенности жизнедеятельности общества и его интересов[2] . Причем, как справедливо отмечает Г.В.Овчинникова, особенность этого объекта заключается в том, что «безопасные условия существования общества слагаются из безопасности, неприкосновенности каждого члена общества, его имущества, нормальной безопасной деятельности государственных и общественных институтов».

Несмотря на то, что сообщение о терроризме ложное и за ним не стоит реальная опасность наступления ущерба общественной безопасности, характерная для истинного терроризма, тем не менее, такому объекту как общественная безопасность причиняется ущерб: возникновение паники, страха, дезорганизации в работе транспорта, учреждений – все это создает тот же психологический дискомфорт, ощущение незащищенности, которые являются составными общественной безопасности при самом терроризме. Кроме того, причиняется и материальный ущерб в связи с необходимостью проверки факта опасности (проверка заминированности объекта, эвакуация людей и прочее)[3] .

Таким образом, общественную безопасность можно определить как систему общественных отношений по поводу создания и поддержания состояния защищенности нормальной жизнедеятельности личности, общества и его институтов.

1.2. Объективная сторона

Объективная сторона характеризуется действием – заведомо ложным сообщением о готовящихся взрыве, поджоге или иных действиях, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественного опасных последствий.

В законе не указано, кому должно быть адресовано сообщение.

Ложное сообщение – это сообщение, не соответствующее действительности.

Отсюда следует, что в качестве адресата ложного сообщения могут выступать учреждения и должностные лица, обязанные определенным образом реагировать на такое сообщение (например, правоохранительные или иные органы власти, а также должностные лица этих органов).

Адресатом могут выступать и отдельные граждане (например, жильцы дома, в фундамент которого будто бы заложены мины; пассажиры самолета).

В русском языке под сообщением понимается: 1) уведомление кого-нибудь о чем-нибудь, доведение до чьего-либо сведения; 2) то, что сообщается.

С моей точки зрения, в уголовно-правовом толковании под сообщением следует понимать доведение сведений (информирование), т.е. сам процесс, деятельность, поскольку уголовно-наказуемым является само деяние (деятельность лица).

Причем преступление может быть совершено только в активной форме – в форме действия. Это обусловлено тем, что сама природа сообщения предполагает совершение лицом активных действий, направленных на то, чтобы информация, содержащаяся в сознании субъекта, стала известна иным лицам.

Действие как элемент объективной стороны преступления состоит в выполнении операций по доведению заведомо ложного сообщения о готовящемся терроризме до адресата. Форма сообщения и способ его передачи могут быть различными, в уголовном законе они не определены и на квалификацию содеянного они не влияют, но зависят они от формы выражения содержания сообщения – информации[4] . Сообщение может быть сделано в устной или письменной форме, непосредственно (лицом к лицу с адресатом) или опосредовано (с использованием различных средств связи, третьих лиц).

Минимальный объем сообщения должен соответствовать признакам, указанным в диспозиции данной статьи. Фактически же, как показывает практика, он может быть и шире, с указанием конкретного «террориста», организации, мотивов и целей, которые они при этом преследуют, и т.д[5] .

Преступление образует заведомо ложное сообщение о действиях какого-либо лица (лиц) по подготовке взрыва, пожара или иных общеопасных действиях. Ложное сообщение лишь о намерении совершить указанные действия состава данного преступления не образует.

Сообщение должно содержать сведения о терроризме. Поэтому сообщение о том, что в машине установлено взрывное устройство для убийства владельца, с целью завладения его недвижимостью, или предупреждение о том, что дачу сожгут, так как ее хозяин не возвратил долг, не могут считаться сообщением о терроризме, поскольку предполагаемые действия терроризмом не являются. Необходимый признак, характеризующий объективную сторону преступления – ложность сообщения. Этот признак является объективно-субъективным, поскольку, во-первых, сообщение не соответствует действительности, во-вторых, информатор заведомо знает об этом (скорее, не просто знает, а само сообщение, как правило, является плодом его вымысла)[6] .

В сообщении о терроризме значимой является информация о времени, месте происшествия, его обстоятельствах и последствиях, предполагаемой или уже известной причине.

Объектами угроз в поступающих сообщениях о терроризме обычно становятся: учебные заведения – 57,4% (в т.ч. школы, лицеи и гимназии – 46,0; средние профессиональные учебные заведения – 9,6%; вузы – 1,8%); далее следуют жилые дома и общежития – 11,5%; места отдыха и развлечений (театры, дома культуры, дискотеки, казино и т.п.) – 7,1%; предприятия торговли – 5,4%; вокзалы, станции метро – 4,4%; промышленные предприятия – 4,4%; административные учреждения органов власти и управления (милиция, городская администрация и т.п.) – 3,5% транспорт (автомобили, самолеты, подвижной состав железных дорог) 1,9%; прочие объекты – 4,4%[7] .

Так, из всех сообщений, поступающих в дневное время, объектами угроз чаще всего называются учебные заведения, здания органов власти, жилые дома, предприятия промышленности и торговли. В вечернее время объектами угроз, как правило, являются жилые дома, места отдыха и развлечений, вокзалы, учебные заведения, в ночное время, в большинстве случаев, - жилые дома.

При угрозе терроризма способ совершения преступления представляет собой систему взаимосвязанных действий преступника по доведению информации о готовящемся террористическом акте. Способы сообщения могут быть открытыми (когда преступник открыто распространяет сообщение или обращается с заявлением в правоохранительные органы) и анонимными.

Заведомо ложные сообщения о терроризме могут совершаться с предварительной подготовкой или без таковой. В том случае, если преступление не является результатом спонтанного действия, преступник осуществляет разработку преступного плана, который может включать: выбор объекта, и формирование представления о нем; подготовку текста сообщения, времени и способа сообщения угрозы; выбор субъекта, которому будет адресовано сообщение; выбор места совершения преступления; подбор соучастников преступления; изыскание способов сокрытия преступления; подготовку к совершению преступления непосредственно на месте[8] .

Преступник осуществляет действия, направленные на ознакомление с местом предполагаемого совершения преступления, определяет возможность тайного и безопасного, с его точки зрения, способа заведомо ложного сообщения о терроризме, оценивает трудности и препятствия, которые могут возникнуть, исходя из объективных и субъективных факторов. К объективным факторам, составляющим обстановку места преступления, можно отнести: наличие охраны, патрулей и постов милиции, систем видеонаблюдения, звукозаписывающей аппаратуры у стороны, принимающей сообщение пр. К субъективным факторам относятся: профессиональные навыки лица, умение и возможность привлечения соучастников и др.

Определяя время совершения заведомо ложного сообщения о терроризме, преступник руководствуется следующими моментами: исключение вероятности восприятия совершаемых им действий посторонними людьми; не оставление на месте преступления следов и др.

Для распространения письменных сообщений преступники могут использовать почтовые каналы, расклеивать и разбрасывать записки с угрозами террористического акта, раскладывать их в почтовые ящики. Однако, чаще всего, передача заведомо ложного сообщения о терроризме осуществляется по телефону, так как, по мнению преступников, это позволяет оставить наименьшее количество следов и сохранить анонимность. Кроме того, сообщение по телефону не требует значительной подготовки, больших затрат времени и средств.

К способам сокрытия данного вида преступлений относятся: составление письменного текста из букв и слов, вырезанных из печатных изданий; написание текста печатными буквами; написание текста левой рукой; написание текста с изменением почерка, конфигурации букв; отправление сообщений по почте из разных мест; передача сообщений по телефону – автомату или на телефон, не оборудованный определением номера; незаконное подключение к телефонным линиям; изменение голоса при разговоре; использование чужих мобильных телефонов и др.

Данное преступление может быть совершено также путем отправления электронного сообщения. Такой случай недавно произошел в РФ.

В Барнауле арестован молодой человек, подозреваемый в отправлении письма, содержащего информацию о якобы готовящемся покушении на кандидата в президенты Дмитрия Медведева. Подозреваемого нашли через Интернет-кафе, откуда он, как полагает следствие, отправил свое электронное сообщение.

Накануне визита Медведева в Барнаул 13 февраля на электронную почту главного редактора алтайского информационного агентства «Банкфакс» Валерия Савинкова пришло анонимное письмо. Автор послания утверждал, что владеет информацией относительно готовящегося теракта в отношении Медведева. По его словам, первого вице-премьера собирались взорвать в одном из зданий, которое он планировал посетить. По данным отправителя письма подготовкой покушения занималась некая террористическая группа «Воины священного джихада Северной Азии», якобы сформированная на территории Сибири полтора года назад. Журналист тут же переправил письмо с ФСБ.

Между тем, анонимное письмо не осталось без внимания. В ночь на 15 февраля в Интернет-кафе «Плазма» был проведен обыск, в ходе которого оперативники изъявили все компьютеры и жесткие диски, в через три дня в Барнауле задержали 19-летнего автора сообщения. Каким образом следователям удалось установить личность отправителя, в следственном комитете при прокуратуре РФ не уточняют.

Выяснить личность автора письма было не сложно. Любой компьютер имеет свой персональный IP номер, по которому можно установить, где он находится. В Интернет-кафе такой код может быть общим для нескольких компьютеров, именно поэтому милиционеры забрали в «Плазме» все оборудование.

Дальше найти автора было совсем просто. Вся информация, если ее не удаляли с помощью специальной программы, сохраняется на жестких дисках. Оперативники, видимо, определили время, когда было отправлено письмо, выяснили с какого компьютера, допросили сотрудников кафе и посмотрели записи камер наружного наблюдения. В отношении задержанного следственный комитет при прокуратуре РФ возбудили уголовное дело по ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма).

Заведомо ложное сообщение о терроризме имеет формальный состав, т.е. с объективной стороны включает в себя только один признак – совершение общественно опасного деяния. Для квалификации оконченного преступления требуется лишь наличие деяния, указанного в законе, вне зависимости от тех последствий, которые могут быть вызваны этим деянием. Оконченным исследуемое мною преступление признается с момента доведения ложной информации до адресата. Если по какой-либо причине, не зависящий от воли виновного, ложное сообщение не дошло до адресата (например, письмо не дошло, был прерван телефонный звонок и т.д.), то это преступление будет признано неоконченным. Действия лица, пресеченные на стадии отправки сообщения, образуют покушение на данное преступление.


Информация о работе «Заведомо ложное сообщение о терроризме»
Раздел: Право, юриспруденция
Количество знаков с пробелами: 37907
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
80149
0
0

... , объекта террористического акта и иных установленных на данном этапе фактических данных. Таким образом, специфика выдвижения следственных версий на первоначальном этапе расследования заведомо ложного сообщения об акте терроризма определяется сложившейся следственной ситуацией. § 2. Тактико-криминалистические рекомендации по ведению переговоров с "телефонными террористами" После получения ...

Скачать
61320
0
0

... в связи с исключением из системы наказаний ссылки и высылки. Ложный донос всегда признавался опасным преступлением. Об этом свидетельствует анализ памятников отечественного права. 2.         Уголовно-правовая квалификация заведомо ложного доноса   Любое лицо, если ему стало известно что-либо о совершенном или подготовляемом преступлении, может сообщить об этом в правоохранительные органы. ...

Скачать
41730
0
0

... ложный донос обвиняемый (подозреваемый), если это явилось способом его защиты от предъявленного обвинения, за исключением случаев искусственного создания доказательств обвинения.   3. Уголовная ответственность за заведомо ложный донос Изучение юридической литературы и судебно-следственной практики свидетельствует о различных подходах к квалификации действий обвиняемого, который в пределах ...

Скачать
213502
4
0

... Учение о наказании в связи с тюрьмоведением. М.: Добросвет-2000; Городец, 2000. 77.      Эфиров С.А. Терроризм: психологические корни и правовые оценки. // Государство и право. 1995. № 9. 78.      Яковец Ю. Взаимодействие цивилизаций Востока и Запада: осевая проблема XXI века. // Безопасность Евразии. 2001. №1. С.24. Практические материалы: 79.      Аналитические материалы правоохранительных ...

0 комментариев


Наверх