Чеботарева Н.Д.

Наряду с биологическим развитием живые существа на нашей планете эволюционировали и в психическом плане. Взаимосвязь этих двух процессов можно объяснить общими историческими причинами и прежде всего борьбой за существование в результате естественного отбора. По мнению российского психолога В. Большакова (В. Большаков. Психотренинг: социодинамика, упражнения, игры. - СПб, 1996), ускорение темпов эволюции, сопровождающееся возрастанием сложности биоорганизации живых существ, обуславливает вступление эволюции человека в новую стадию - стадию совершенствования поведения. Именно этот путь позволил человеку выстоять в конкурентной борьбе с другими существами. "Более сложную поведенческую организацию обеспечивает индивидуально-социальный образ жизни, который приводил к усложнению мозговых структур, что, в свою очередь, предоставляло возможность дальнейшего усложнения поведения" (с. 187).

Очевидно, что развитие культуры, в том числе и поведенческих аспектов, на современном этапе напрямую связано с преобразованием информационного пространства и, в первую очередь, с возникновением телекоммуникации с помощью компьютерных сетей. Научное исследование психологических особенностей этого вида общения находится на начальном этапе и представлено, в основном, работами зарубежных ученых.

Почему люди выбирают интерактивный способ общения? Выделяют следующие причины:

1) недостаточное насыщение общением в реальных контактах;

2) возможность реализации качеств личности, проигрывания ролей, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в реальной жизни;

3) неудовлетворенность реальной социальной идентичностью и желание избавиться от нее.

Казалось бы, в первом случае при появлении возможности удовлетворения потребности в межличностных контактах в реальной жизни, пользователь должен потерять интерес к интерактивному общению. Однако это происходит далеко не всегда. По-видимому, это можно объяснить спецификой сетевой самопрезентации. Самопрезентация в Сети некоторым образом связана с реальной идентичностью пользователя (например, утверждается, что самопрезентация в Сети представляет собой осуществление желаний: См. А.Е. Жичкина и Е.П. Белинская "Стратегия саморепрезентации и Интернет и их связь с реальной идентичностью").

Здесь нам кажется уместным вспомнить концептуальную систему Уильяма Джеймса и построенную на ней теорию Роберто Ассаджоли. Согласно этой системе психодинамические структуры (те черты, или качества личности, которые проявляют себя в виде реакции на стимулы), развивающиеся в процессе онтогенеза через регулярное повторение и подкрепление, постепенно закрепляются в виде паттернов, субличностей. Данные структуры являются частями личности и располагаются вокруг "Я", нашего "духовного центра притяжения". Строго говоря, "субличность - это психодинамическая структура, которая, став однажды достаточно сложной, стремится к независимому существованию. Она обладает собственными характеристиками, требует независимого существования и старается удовлетворить собственные потребности и желания через личность" (Маргарет Руффлер. Игры внутри нас. - М., 1998. С. 22-23). "Субличности исполняют функцию инструментов самовыражения личности. Вместе с тем это линзы, через которые видна личность, посредством которых она приобретает реальный опыт" (там же, с. 24). Таким образом, процесс личностного развития и духовного самосовершенствования каждого человека невозможен без осознания составных частей своей личности и приобретения навыков управления ими.

Мы предлагаем рассматривать виртуальную самопрезентацию как актуализацию одной или нескольких субличности. В сетевой коммуникации каждый человек может породить бесконечно большое число "ников" (псевдонимов), которые выступают как идентификаторы той или иной субличности. Таким образом, множественность и изменчивость идентичности в виртуальной коммуникации, на наш взгляд, отражает не столько множественность, идентичности в современном обществе в целом, сколько развертывание структуры собственной личности и исследование породивших их потребностей. Интересно, что существует зависимость количества виртуальных "ников" от гендерных, возрастных и некоторых других характеристик пользователя. Попыткой такого исследования является работа Алены Мышенковой "Гендерные и возрастные аспекты использования Интернет". Было бы интересно проследить зависимость количества и свойств виртуальных "субличностей" от наличия невротических тенденции, однако мы пока не нашли публикаций, посвященных этой проблеме.

По-видимому, порождение и развитие субличности может иметь как патогенный, так и саногенный, вернее, прогрессивный для личности характер. "Известно, что стремление к подобному экспериментированию с идентичностью, желание пробовать себя во все новых и новых ролях, испытывать новый опыт - особенность открытой идентичности, то есть, такого состояния идентичности, для которого характерен поиск альтернатив дальнейшего развития. Таким образом, множественность виртуальных идентичностей может быть связана с открытостью реальной идентичности" (А.Е Жичкина, Е.П. Белинская "Стратегия саморепрезентации и Интернет и их связь с реальной идентичностью").

Между реальной и виртуальной идентичностью существует возможность взаимного влияния. Например, в рамках сказанного, девиантное поведение, наличие которого отмечают многие исследователи сети, может как подпитывать невроз, так и служить способом осознания и отреагирования "низменных" вытесненных потребностей.

Виртуальное общение обладает рядом особенностей, коренным образом отличающих его от реального общения. Эти особенности выделены в работе Минакова "Некоторые свойства и особенности Интернета как нового слоя реальности":

1.Анонимность, зачастую побуждающая обыгрывание личностной самопрезентации и предоставляющая более или менее эффективный способ управления впечатлением о себе. Возможность "убежать из собственного тела" является одним из главных факторов, мотивирующих участие в виртуальной коммуникации. (Becker, 1997). Кроме того, анонимность способствует психологической раскрепощенности, ненормативности, в проявлении большей свободы высказываний и поступков, в проигрывании нереализуемых в деятельности вне сети, неограниченных социальными нормами ролей и сценариев.

2. Своеобразие протекания процессов межличностного восприятия в условиях ограничения невербальной информации. На смену детерминантам, обуславливающим возникновение первоначального влечения к человеку в ситуации реального общения, - "близости функциональной дистанции" (т.е. территориальная доступность) и физической привлекательности, - приходит принцип, который определяет не начальное, а дальнейшее развитие межличностных отношений: виду сходство установок, убеждений и ценностей. Если они резонируют, то велика вероятность возникновения не только взаимного расположения, но и эмоциональной близости.


Информация о работе «Интернет-форум как виртуальный аналог психодинамической группы»
Раздел: Психология, педагогика
Количество знаков с пробелами: 25525
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
556640
5
0

... исторический характер, наличие компьютерного банка данных. Третья: за последнее время в западных странах значительно увеличилось число монографий и статей, журналов, диссертаций по проблемам теории и практики женского вопроса. Растет число специализированных национальных научно-исследовательских центров, укрепляется международное сотрудничество ученых и практиков. Четвертая: создана информационная ...

Скачать
611708
8
6

... в отечественной теории и практике психологических измерений. Хотя концепт осмысленности измерения развивается с трансформацией идей Стивенса и разработкой проблем статистики и логики, его положения относительно шкалирования, по проблемам измерений в психологии и связанной с ними осмысленностью измерений требуют, на наш взгляд, критического анализа привычной практики использования психологического ...

0 комментариев


Наверх