23 февраля 1995. В Душанбе убито две медсестры Российских ВС.

Исламское Движение Узбекистана. Вооружённое движение придерживающихся исламизма граждан Узбекистана и соседних государств. ИДУ ставит своей задачей создание на территории центральной Азии исламского халифата, который должен включать населённые мусульманами государства этого региона. Ядром будущего халифата, по мнению руководителей движения, должна стать Ферганская долина, в которой исламисты имеют наиболее сильные позиции. Вооружённая деятельность ИДУ направлена в первую очередь против светского режима Узбекистана, а также против соседней Киргизии. В последнее время ИДУ всё более активно включается в международную террористическую деятельность, в связи, с чем идеологи движения включили в программу антизападнические и антиизраильские лозунги.

Политический лидер ИДУ - Тахир Юлдош. Лидер вооружённых формирований - Джума Намангани. Известен также как "Намангани" и "Таджибай". Его имя по советскому паспорту - Джумабай Ахмаджанович Ходжиев. Родился в Наманганской области Узбекистана ориентировочно в 1969 году. В составе Советской Армии успел послужить в Афганистане. По возвращении домой увлёкся религией, был в числе организаторов движения "Товба" (Покаяние), занимавшейся изучением и пропагандой ислама. В эти годы неофиты стремятся к повсеместному распространению ислама и формированию по исламским образцам всех сторон жизни. Ислам пытается вмешиваться в политику. Недолгий период общения с исламистами руководителей государства быстро закончился, и вскоре наиболее радикальные исламистские организации были распущены. После этого Намангани перебрался в Таджикистан, где участвует в гражданской войне на стороне ОТО, позже он перебрался в Афганистан. Мирное урегулирование позволило Намангани вернуться к своим друзьям в Таджикистан, на территории которого создавать базы для узбекских боевиков.

Место постоянной дислокации военизированных отрядов: Таджикистан и Афганистан.

В Таджикистане боевики пользуются поддержкой лидеров "Объединённой Таджикской Оппозиции" (ОТО), партнёрские отношения с которыми основываются на общности взглядов на политическую ситуацию в регионе - оба движения стремятся к установлению исламского порядка и уничтожению светской власти. Кроме того, вооружённые формирования узбекских исламистов принимали участие в военных действиях на стороне ОТО во время гражданской войны в Таджикистане.

Другой важный союзник ИДУ в регионе - режим талибов в Афганистане. Талибы рассматривают, ИДУ как своего естественного союзника в борьбе со светскими режимами в регионе. Талибы заинтересованы в ИДУ прежде всего в меру того, что ИДУ способна подорвать политическую стабильность в Таджикистане и Узбекистане, которые оказывают политическую поддержку северной антиталибской коалиции, состоящей преимущественно из афганских узбеков и таджиков.

Государства, подвергающиеся военной агрессии ИДУ.

К ряду таких государств стоит напрямую отнести Киргизию и Узбекистан, косвенным образом - Россию, Таджикистан, Афганистан.

Узбекистан является стратегической целью деятельноси ИДУ. На территории этого среднеазиатского государства исламисты намереваются создать государство исламского типа, с последующим созданием халифата. Боевиками ИДУ проведён ряд терактов в Ташкенте в 1999 году, а также организованы две партизанские кампании: осенью 1999 и осенью 2000 года.

Находящаяся рядом Киргизия подвергается нападениям в силу своего географического положения - террористы пытаются проникать через территорию Киргизии в Узбекистан. Киргизия также дважды подверглась агрессии со стороны ИДУ: осенью 1999, когда в высокогорье были захвачены в качестве заложников 4 японских альпиниста, и в 2000 г.

Такие страны, как Таджикистан и Афганистан могут рассматриваться в ряду подвергающихся агрессии со стороны ИДУ в меру того, что вооружённые формирования ИДУ, расквартированные в этих государствах, являются сторонниками местных исламистов - талибов в Афганистане и ОТО в Таджикистане. В любой момент формирования ИДУ могут быть использованы против законных правительств этих стран (как это уже было в Таджикистане во время гражданской войны 1992 г.).

Россия относится к этой категории государств в силу того, что ИДУ сотрудничает с чеченскими сепаратистами. Общеизвестно, что несколько десятков узбекских боевиков находились и находятся в составе незаконных вооружённых формирований в Чечне. Уроженцем Узбекистана является Сайтаков Д.Ф., обвиняемый в соучастии во взрывах жилых домов в Москве в 1999 году. По сообщениям прессы летом 2000 года в Мазари-Шарифе состоялась встреча, на которой присутствовали Усама бен Ладен, Джума Намангани, а также представители "Талибана" и Аслана Масхадова. На этой встрече был подписан протокол, обещающий помощь чеченским сепаратистам оружием, медикаментами, боевиками.

Кроме вышеперечисленных государств к сфере зоны операций следует также отнести Пакистан, Турцию и Иран, территории которых могут использоваться ИДУ в качестве тыла. На территории этих исламских государств уже были замечены представители ИДУ. Так, лидер организации Тахир Юлдош имеет доступ к Иранскому радио. В этих государствах возможно создание тренировочных лагерей, финансовых и информационных структур организации, а также региональных штаб-квартир.

Организация располагает от 2000 до 5500 вооружённых боевиков.

Внешняя помощь поступает со стороны исламистских фондов стран Ближнего Востока, со стороны Пакистана, движения "Талибан", а также от структур Усамы бен Ладена.

Хронология:

1999, февраль - взрыв пяти автомобильных бомб в центре Ташкента

1999, осень - вторжение партизанских отрядов общей численностью до 500 человек со стороны Таджикистана в Киргизию

1999, август - захват четырёх японских геологов (освобождены 26.10.1999)

2000, сентябрь - вторжение партизанских отрядов численностью до 700 человек в Киргизию и Узбекистан

2004, март – серия терактов в Ташкенте и его пригородах.

Чеченский терроризм. Появляется в период дезинтеграции СССР. В 1991-1994 ЧТ носил уголовный характер: банды, состоящие из чеченцев полностью или включающие жителей Чечни, предприняли несколько захватов заложников на Северном Кавказе. Нападениям подвергались пассажирские автобусы и самолёты. Операции не сопровождались выдвижением политических требований, бандиты требовали валюту, оружие, наркотики.

В 1994-1996 при сохранении уголовного терроризма типа 1991-1994, появляются новые явления: массовые похищения людей с целью выкупа (похищение нескольких десятков строителей в Грозном и т.п.), террор в виде крупномасштабных воинских операций (Будённовск, лето 1995, Кизляр - Первомайское, декабрь 1995). ЧТ приобретает международных характер (захват Российского судна "Аврасия" в Трабзоне).

В 1996, с выводом Российской Армии из Чечни возможности для проведения крупных операций сокращаются. Наиболее распространённой формой терроризма становятся похищения российских и иностранных журналистов, а также находящихся с гуманитарной миссией в Чечне иностранцев. Предпринимаются провокационные убийства (убийство двух врачей Красного Креста XII.1996 и т.п.).

На территории соседних с Чечнёй Дагестана и Ингушетии периодически совершаются вылазки, в ходе которых захватываются заложники: милиционеры и гражданские лица (25.XI.1997 в Дагестане захвачено 8 милиционеров, 1997.XII, Ингушетия, захват милиционеров). ЧТ приобретает всё более отчётливо выраженный политический характер: на территорию России забрасываются мелкие группы диверсантов, производящих взрывы. В 1996-1997 чеченцами было проведено несколько диверсий на Северном Кавказе: 26.6.1996 взрыв автобуса в Минеральных Водах. 28.4.1997 проведены взрывы в Пятигорске (предположительно - террористками Дадашевой и Теймосхановой), в апреле же - в Армавире. В 1996 проведено 2 взрыва в московских троллейбусах, летом 1997 в поезде Москва-Петербург, организовали ли эти акции чеченцы, достоверно не установлено. Наиболее активны в организации террористических акций против Российских граждан Руслан Хархороев и Салман Радуев. Москва как объект террора, привлекает чеченцев не менее, чем Кавказ. Периодически террористами предпринимаются попытки провести в столицу оружие, взрывчатку, для чего используются женщины и дети, забросить диверсионные группы.


 Глава 3. Проблемы совершенствования борьбы с терроризмом в Республике Казахстан.

 


Информация о работе «Проблемы совершенствования борьбы с терроризмом в современных условиях»
Раздел: Юриспруденция
Количество знаков с пробелами: 135141
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
108667
0
1

... , что требует дальнейшего совершенствования нормативно-правовой базы с учетом зарубежного опыта законодательного регулирования противодействия терроризму. 1.2 Отграничение терроризма от смежных уголовно-правовых категорий Рассматривая проблему терроризма как уголовного преступления нельзя не остановиться на вопросах разграничения терроризма и смежных с ним преступлений. Наиболее важным ...

Скачать
20757
0
1

... целей террористической деятельности. Между тем в законодательстве ряда развитых стран и в международных документах (например, в Европейской конвенции по борьбе с терроризмом от 27.01.77 г.) терроризм квалифицируется как уголовное преступление, независимо от его причин, целей, мотивов. Нельзя не отметить, что прежде различие между политическим терроризмом и уголовной преступностью было достаточно ...

Скачать
110730
0
0

... , локализацию или нейтрализацию воздействия негативных факторов, порождающих проявления терроризма, а также устранение террористических замыслов и намерений отдельных лиц.1 2. Региональное сотрудничество государств по борьбе с терроризмом   2.1 ШОС: борьба с терроризмом (основные тенденции)   Резкий качественный и количественный рост терроризма но всему миру дал серьезный импульс не только ...

Скачать
147864
0
0

... , например, терроризмом (ст. 205), угоном судна воздушного или водного транспорта либо железно-дорожного состава (ст. 211) и др. Предлагаемое изменение законодательства усилит эффективность уголовно-правовой борьбы с терроризмом. Библиографический список 1.Конституция Российской Федерации. Пpинята 12 декабря 1993 г. всенародным голосованием. // Российская газета. - 1993.- 25 декабря. 2. ...

0 комментариев


Наверх