6 чел. — расширенная семья

7 чел. и больше — составная семья.

Источник: писцовые книги. XV-XVI вв. Андрияшин: крестьянский двор в средневековой Руси в конце XV — начале XVI в. состоял из 6 человек (родители, 2 сына и 2 дочери)- тенденция к преобладанию молодых семей. В 70-е гг. XIX в. Ленинградский ученый обобщил данные писцовых книг XVI-XVII вв. и пришел к выводу, что в России преобладали молодые семьи. Книги поместных приказов XVII в., где сдержится данные обо всем мужском населении двора с 10-15 лет.

Тема 7: Проблемы иммиграции из России

Эмиграция из России была связана с ростом малоземелья. Но так же присутствовал комплекс национальных и экономических проблем. Основной массив мигрантов шел в Сибирь, на Северный Кавказ и т.д. Переселялись в основном славяне. С западных территорий Российской империи идет эмиграция на запад. В конце Х1Х — начале ХХ вв. миграция в Америку превысила показатели XIX в. 3027 тыс. русских подданных. Внутренняя миграция шла на восток, с запада — в Америку, Аргентину. В Европу иммиграция проходила слабо. В 1906-1913 гг. из Польши за океан эмигрировало 743 тыс. чел. Из Литвы — около 50 тыс. Но мигрировали не только из России. Например, из Австро-Венгерской империи, имевшей схожую с российской ситуацию, из Галиции эмигрировало 590 тыс. человек.

Национальный состав мигрантов

Доли мигрантов:

евреи — 44 % поляки — 27,1 % литовцы - 9,6 % финны — 8,2% поволжские немцы — 5,6 % украинцы — 5,1 %

Т.о., иммиграция имела ярко выраженный этнический характер. Но, не смотря на миграцию, удельный вес отдельных этнических групп несколько увеличился. В Россию вьезжали в основном немцы из Центральной и Западной Европы, оседая, в основном, в западных губерниях, в крупных городах. В Закавказье мигрировали персы, иранские азербайджанцы, турецкие армяне. Учесть всех мигрантов невозможно. Особенно на восточной границе.

Тема 8. Население России рубежа ХIХ — ХХ вв.

Расселение населения. Возрастно-половой, национальный и конфессиональный состав.

На рубеж ХIХ — ХХ вв. приходится пик Российской империи. Одна шестая часть суши, 19 млн. 709 тыс. 224 версты2 (с учетом Финляндии) или 22 млн. 430 тыс. 4 км2. Большая часть территории составляла Сибирь — 11 млн. верст2. Средняя Азия и Казахстан — 3 млн. Российская империя уступала

только Великобритании с колониями (29 млн. км2); была в два раза больше США, Франции с колониями. Россия состояла из 89 губерний и областей. 50 губерний находилось в Европейской части России. В 1897 г. произошла первая всероссийская перепись населения. Его численность составила 125 млн. 635 тыс. чел. В 1917 г. население России составляло 171 млн. 803 тыс. чел. 80 % населения проживало в европейской части России. Больше всего жителей было в центральных районах страны. Центрально-черноземный район — 17 млн., центрально-промышленный— 11, Среднее и Нижнее Поволжье — 10 млн. Северо-Западный и Озерный районы — 6,5 млн. Европейский Север — 1 млн. 700 тыс. чел. Урал и Приуралье — около 10 млн. Украина (Право и левобережная, Слободская, Новороссия) – 23,5 млн. чел. Бессарабия — 2 млн. чел. Литовские губернии — 3 млн. Прибалтика — 2 млн. 400 тыс. Бывшее царство Польское — 9,4 млн. Закавказье было заселено достаточно плотно. Северный Кавказ — 1 млн. 300 тыс. чел. 9 областей Средней Азии и Казахстана — около 8 млн. чел. Плотность населения была меньше, чем в Западной Европе. Наибольшая плотность населения была в центральных губерниях, приблизительно такая же, как и в Голландии. Все остальные губернии были менее заселены. Перепись населения 1897 г. производилась также по полу и возрасту. Преобладало незначительно женское население, составлявшее 51 %. В Европейской России свыше 51 %. В Сибири, на Кавказе, в Средней Азии— больше мужчин. Заметно больше мужчин в южных земледельческих губерниях, в северных и промышленных регионах — женщин. Наблюдалась сезонная миграция с севера на юг и с юга на север. В промышленных губерниях (особенно Ярославской), 660 тыс. женщин приходилось на 460 тыс. мужчин. В столичных губерниях чуть больше было мужчин.

Возрастной состав.

От 20 до 60 лет — 57 % населения. ¼ населения составляли дети до 9 лет — 24 %. Более 60 % населения являлось работоспособным, 67,5 % - до 60 лет. До 70 лет — около,11 %. Свыше 70 лет — 2,6 %. Свыше 100 лет — 15 657 чел. Чуть больше женщин. Средний возраст мужчин и женщин — 25 лет. Меньше всего средний возраст на Кавказе. Наиболее высокий — в Сибири и Средней Азии.

Национальный состав.

Первое место по количеству занимали русские — 48% = 55 млн. 667 тыс. Второе место — украинцы около 22% = 22 млн. 381 тыс. Третье место — белорусы = 5 млн. 886 тыс. Финские племена — 6 %. Еврейское население — 4% (в основном Польше, Литва}. Братские славянские народы составляли около 92 млн. чел. Нужно учитывать, что перепись 1897 г. не учитывала нацию, а учитывала язык (основной) человека. Православных было 67%. Старообрядцев — 1,75 % (больше в Сибири — 4,7 %). Католики — 75 % населения Польши. Лютеран — около 3 %. Иудеи — свыше 4 % (преимущественно в Польше - 14 % населения). Мусульмане — 12 % (на Кавказе — 24 %, в Средней Азии — 90 %). Грамотных среди населения было 21,1%. Среди мужчин в 2,3 раза больше, чем среди женщин. Грамотность различалась по губерниям. Более старшее население было менее грамотным. От 60 лет и старше около 15 % грамотных. По сословиям грамотность распределялась следующим образом. Среди дворян, чиновников и т.д. в возрасте от 10 лет грамотных было 85 %. Среди духовенства — 87 %. Среди мещан — 52 %. В сельской среде грамотных было всего 25%. Из них 87 % мужчин и 13 % женщин. В Средней Азии и на Северном Кавказе грамотных (по русскому языку) было 0,6 %, т.к. там был в ходу в основном арабский язык.

Тема 9. Демографическое поведение населения России в конце X1X — начале ХХ вв.

Изменения в брачном поведении.

Намечается тенденция к откладыванию браков на более поздний срок, что сразу сказалось на рождаемости. Высокая смертность и система культурных норм и ценностей мешали положительному приросту населения. Начавшееся во второй половине Х1Х в. постепенное снижение смертности и изменение норм и ценностей приводят к отказу от высокой рождаемости. В селе эти процессы шли медленнее. Но стиралась грань между селом и городом в связи с участием крестьян в отхожих промыслах. Увеличивалось также число городов. Но все же изменения происходили в зависимости от регионов. В брачном поведении (связанном с заключением или прекращением браков) намечается тенденция к более поздним бракам и более редким повторным вступлениям в брак. Период плодовитости у женщин в среднем в возрасте от 15 до 50 лет. Поздний брак и множество вообще не вступавших в брак привели к тому, что рождаемость снизилась. В России не замужем в возрасте от 20 до 29 лет было 17 % девушек, старше 30-45 лет — 7 %. В России присутствовало как бы два типа демографического поведения— восточный и западный. Граница их разделения проходила приблизительно в Прибалтике. Например, в Прибалтике ранние браки (до 20 лет) весьма редки. Относительно большое число католиков в окраинных губерниях делала эти губернии относящимися к западному демографическому типу. Но поздний брак был характерен также для северных губерний (Олонецкая, Архангельская губернии). Возможно из-за постоянной необходимости в рабочих руках. В середине ХIХ в. большинство браков заключалось до 20 лет. В 70-е гг. ХIХ в. 57 % невест и 38 % женихов были не старше 20 лет. Проникновение товарно-денежных отношений в деревню изменило демографическую ситуацию. В 1910 г. в ранний брак вступило 55 % женщин и 31 % мужчин. Росло количество вдов. Они реже вступают в повторный брак. Это было связано с развитием отхожих промыслов. Переход к новому типу рождаемости.

Для православных женщин всегда был характер ранний брак и высокая плодовитость. Отхожие промыслы превратили брак в фикцию. Длительное отлучки снижали количество детей. К началу ХХ в. 3 % женщин вообще ни разу не рожали. Снижалась реальная рождаемость. Рождение более трех детей становится нежелательным. Появляется интерес к возможность ограничения рождаемости. На рубеже веков российское правительство пыталось повысить рождаемость и снизить смертность. В результате естественный прирост населения вырос на 10%. На окраинах российской империи в Средней Азии сохранился традиционный тип воспроизводства. В 1926 г. 15 % женщин русской национальности в возрасте до 20 лет состояло в браке. А в Средней Азии из каждой тысячи узбечек в возрасте до 16 лет в браке состояло 223, в возрасте 14 лет— 72. Таджички в возрасте 16 лет — из 1000 — 414, в возрасте 15 лет — 270, 14 — 97.

Город и деревня в процессе модернизации второй половины XIX в. - начала ХХ в.

Наиболее логичным было бы брать за основу исследования те города, которые их современники считали городами. Городское население — весьма широкое понятие, включающееся в себя население посадов, местечек, монастырей и т.д. Городских поселений в середине XVIII в. в России было в 4 раза больше, чем городов. После 60-х гг. XIX в. понятие городского поселения сужается—теперь это города, посады, местечки (с мещанским населением, приписанным к мещанскому обществу). Количество городов имеет достаточно высокую тенденцию к росту. В l857 г. было 669 городов, в 1897 г. — около 700. В дальнейшем их число - возрастает незначительно. Город делятся по группам. Новая классификация деления делила все города по количеству проживающего населения: города-села — меньше 5 тыс. чел., малые 5-20 тыс. чел., средние — 20-100 тыс. чел., большие — свыше 100 тыс. чел. Некоторые исследователи выделяют в отдельную категорию сельские населенные пункты с населением свыше 10 тыс. чел., не считавшиеся официально городами. Несмотря на быструю урбанизацию города-села составляли по данным 1910 г. 30 % (211 городов-сел), 45 % (321) — малых городов. Средних — 175, крупных — 23. Во второй половине XIX — начале ХХ вв. процесс превращения городов из мелких в средние и т.д. продолжался. К 1917 г. в России насчитывалось 22 крупных города и 2 столицы (Москва и Петербург). В 1910 г. распределение населения по городам выглядит следующим образом: города-села — 4 % горожан, в малых городах — 19 %, в средних — 37 %, в крупных — 40 %. Урбанизация в этот период происходила не за счет увеличения числа городов, а за счет увеличения численности городского населения. В 1870 г. в среднем городе проживало свыше 11 тыс. чел, а 1910 г. — 25 тыс. Таким образом, именно средние города становятся характерными для России. Между горожанами увеличивается социальная дифференциация, снижается роль традиций, изменяются социально-экономические отношения. Контроль за личностью в городе ослабляется, поведение её становится более индивидуальным. Падает социальное значение семейных, родственных, соседских связей. Усложняются межличностные отношения.

Сельские поселения.

Сельские поселения делились на две большие группы: сплошные и крупные; мелкие, одиночные. В XVIII — начале ХХ вв. повсеместно (исключая Курляндию и т.д.) преобладают сплошные и крупные сельские поселения. Они так же подразделялись в зависимости своих размеров: слободы; села; сельца; деревни; хутора и т.д. По количеству жителей сельские поселения делились на мелкие — 50 чел., средние — 50-500, крупные — свыше 500. В России число сплошных поселений постоянно возрастало, а в Западной Европе — сокращалось. В 1857 г. в Росси насчитывалось 245 тыс. сплошных поселений, и 87 тыс. — мелких. В 1910 г. — 405 и 180 соответственно. До освобождения крестьян людность сельских поселений возрастала, а после освобождения - численность мелких поселений постепенно возрастает. Средняя людность начинает чуть-чуть сокращаться. Расстояние между сельскими поселениями в Европейской части России составляло в 1857 г. — 3,8-4 км., а в 1917 г. — 2,5. В Сибири этот показатель равнялся 31 км. Необходимо отметить существование очень крупных сельских поселений — с населением свыше 2 тыс. чел. В середине XIX в. таких поселений было около 3-х тыс. В 1910 г. — 5 тыс. Начинает постепенно размываться граница между селами и городами. Происходит дифференциация сельских поселений на мелкие (связанные с с/х нуждами) и крупные (связанные с торговлей и ремеслами). В крупных сельских поселениях активно развиваются рыночные отношения, они теснее связаны с городами и более сильно испытывают их влияние. Все это создавало основу для трансформации их в городские поселения. Но были также и крупные поселения, не перешедшие в разряд городов, это была связано с тем, что решение о переводе сельского поселения в разряд города осуществлялось через помещика — бывшего владельца этого поселения, а он уже решал, что ему более выгодно. Число городов в пореформенный период растет медленно. Во второй половине ХIХ в. происходят очевидные изменения.

Особенности демографического развития неправославных народов России.

У неправославных народов России была хуже налажена статистическая система, поэтому данные даются по четырем основным конфессиям: католики (5 %); протестанты (3,5 %), евреи (более 4 %), мусульмане (приблизительно 4 %). Католическое и протестантское население в большинстве своем было сосредоточено в Прибалтике западных губерниях, вошедших в состав России в ХVIII в. Они развивались под европейским влиянием и представляли собой промежуточную модель между европейским и западноевропейским демографическим типом. В ХVIII в. в Эстонии около 94 % населения проживало в сельской местности. Первый брак был характерен для мужчин в возрасте 26 лет, женщин—23. 84 % женщин в возрасте до 24 лет состояли в браке. К 35 годам — 95 %. Общий коэффициент брачности составлял 9,5 промилле. Рождаемость — 40 промилле. Смертность — 31 промилле. Средняя плодовитость 8-9 рождений. Примерно такими же были показатели у литовцев и латышей. В ХIХ в. происходит снижение всех показателей, которые продолжается вплоть да начала ХХ в. Народы Прибалтики и западноевропейских стран достигли существенного прогресса в снижении смертности и регулировании рождаемости. Находясь на рубеже ХIХ — ХХ в. на стадии демографического перехода от традиционного типа воспроизводства к рациональному. Конец 40-х — 50-е гг. ХIХ в. по некоторым народам свидетельствует о снижении количества рождений на 1 брак, составлявших у православных—4,7, у протестантов — 4,2 у мусульман — 4,5 рождений. Средняя цифра по России составляла 4,5 рождения. Наиболее высокий естественный прирост был у мусульман европейской части России, связанный со сравнительно низкой детской смертностью. Наименьший прирост — у евреев — (из-за высокой детской смертности). К концу ХIХ в. у евреев средняя продолжительность жизни составляла 37 лет и была меньше, чем в Прибалтике (41-43 года для мужчин). Хотя большинство евреев жило в черте оседлости, они первыми начали переходить к рациональному воспроизводству. Мусульмане европейской части России мало отличались от православного населения в демографическом плане. Но к концу ХIХ в. они занимали уже промежуточное положение между православными и прибалтами. Мрачность у мусульман была выше, а рождаемость ниже, чем у православных. Мусульмане Средней Азии уступали православным по всем демографическим показателям. Средняя продолжительность была наибольшей у латышей — 43 года. А наименьшей у русских — 27,5 лет. Это обуславливалось демографическим переходом. На рубеже ХIХ-ХХ вв. Прибалтика демографически была самым передовым регионом России. Также ими осуществлялась серьезная забота о детях, снижавшая детскую смертность.

Крестьянские и городские семьи конца ХIХ - начала ХХ вв. Переход от традиционного к современному типу воспроизводства населения.

В конце ХIХ в. крестьянская семья представляла собой традиционный тип семейной организации с патриархом во главе и характеризовалась авторитарной структурой, безоговорочной системой иерархического подчинения. Скрепленный традициями быт семьи эволюционировал медленно. Но устои и традиции значительно ослабли из-за приближения новых индустриальных центров и развития отхожих промыслов. Нормы семейного права не давали крестьянам никакой альтернативы в выборе типа семьи, семейной организации. Но с быстрым развитием отходничества это изменилось. Рушатся внутренние связи семей, но они так и не разрушились од советского периода. Характерные черты традиционного типа — высокие рождаемость, смертность, брачность. Постепенно смертность сокращается и возрастает естественный прирост. В городе все эти процессы протекали быстрее, хотя в городах (особенно мелких), сохранялась сложная семья, связанная с сельским хозяйством, или сложным ремеслом. Для города характерен более поздний брак, регулирование рождаемости и достаточно большое число лиц, вообще не состоящих в браке. Для города характерно сокращение ранних браков, но все же наблюдается некоторое снижение брачного возраста у мужчин. Различия в брачном возрасте зависели от сословия. Так для дворян возраст вступления в брак для мужчин составлял 26-30 лет, для женщин 21-23 года. У купечества — 26-35 лет; 17-20. Мещанство — 21-25; 19-20. Все демографические процессы проходят в городе ярче, чем в селах и существенно отличаются от показателей Западной Европы (в сторону уменьшения). В результате снижения всех демографических показателей увеличивается средняя продолжительность жизни и естественных прирост населения. Средняя продолжительность предстоящей жизни для младенца составляла для мужчин 25, а для женщин — 27 лет. На начало ХХ в. — 32 и 34 года соответственно. Естественный прирост с конца ХIХ в. явно вырос и составил к 1913 г. 1,7%. Оба эти фактора изменили воспроизводство, сделав его более рациональным. Российская женщина стала меньше рожать, но естественный прирост за счет снижения смертности стал выше. В России переход к новому типу воспроизводства был замедлен. Примерно 9 женщин из 10 были вынуждены рожать 8-9 детей, что сводило на нет все усилия по их воспитанию и участие женщин в экономической и общественной жизни. Во второй трети Х1Х в. начинается ломка стереотипов демографического поведения. В Европейской России оно завершилось только в 60-е гг. ХХ в., оформившие окончательный переход к рациональному типу воспроизводства.


Информация о работе «Историческая демография»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 77652
Количество таблиц: 3
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
49461
1
0

... Система знаний о народонаселении. М., 1991. 30.      Сови А. Общая теория народонаселения. – Т. 1. М., 1977. 31.      Социальная политика: Учебник. М., 2002. Глава 2.11. Проблемы демографии и политика народонаселения. 32.      Социально-демографическая политика в развитых странах Запада. – М., 1992. 33.      Стабилизация численности населения России. (Возможности и направления демографической ...

Скачать
19156
0
0

... на основе общей теории народонаселения. В систему демографических наук входят: теоретическая демография или теория и методология науки – разрабатывает общую теорию народонаселения, объединяет основные теоретические положения, гипотезы, исследовательские подходы; демографический анализ – изучение взаимосвязей между демографическими явлениями и происходящими социальными, экономическими, ...

Скачать
38925
0
0

... как предпосылка собственно истории, и проблему названных источником этнических, политических и административных границ и образований - и это становилось предметом исторической географии. Время, пространство, событие, исторический источник как бы распались и каждую из этих категорий позитивистская методология стремилась интерпретировать с некоей естественнонаучной, механистической точки зрения. В ...

Скачать
29469
0
0

... к другим закономерностям в рамках принятой точки зрения. Представление данного (микро)уровня модели преследует амбициозную идею задания списка необходимых и достаточных базовых понятий для последующего конструирования механизмов, процессов и закономерностей (макро)исторической динамики. Основными компонентами социальной синхронии и базовых факторов динамики будем считать: индивиды и группы, ...

0 комментариев


Наверх