Герои русской истории. По романам В.Пикуля "Баязет" и "Битва железных канцлеров"

5822
знака
0
таблиц
0
изображений

ГЕРОИ РУССКОЙ ИСТОРИИ

(ПО РОМАНАМ В. ПИКУЛЯ «БАЯЗЕТ» И «БИТВА ЖЕЛЕЗНЫХ КАНЦЛЕРОВ»)

Произведения Валентина Пикуля, посвященные как известным, так и малоизвестным страницам русской истории, читаются удивительно легко. Они захватывают остротой сюжетных линий, яркостью образов и каким-то особым чувством истории. Пикуля иногда сравнивают с популярным французским романистом Александром Дюма. Сходство, конечно, есть: оба, будучи авторами политико-исторических романов-хроник, выделяют в событиях приключенческое начало. Но у Пикуля не приключение ради приключения и не интрига ради интриги. Он смотрит на прошлое с позиций настоящего, пытаясь уловить связь времен, найти то главное в характере русского человека, что делает его героем. «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории!»—это высказывание живописца В. М. Васнецова писатель не случайно выбрал в качестве эпиграфа к одному из своих произведений.

Свою творческую деятельность Пикуль начал с изучения «белых пятен» нашего прошлого. Так, материалом для первого исторического романа «Баязет» (1961) послужил один из важнейших, но неизученных эпизодов русско-турецкой войны 1877—1878 годов — так называемое «баязетское сидение». Небольшая крепость на территории Армении, вместившая в себя полторы тысячи солдат и офицеров, почти целый месяц выдерживала осаду отборных вражеских сил и осталась непокоренной.

Раскинутый на перепутье пограничных транзитов России, Персии и Турции, Баязет закрывал курдской коннице путь на Кавказ. По всем расчетам турок цитадель должна была пасть и, распахнув ворота, дать выход «мусульманскому гневу»: не терпелось устремиться па север, вытоптать плодородные земли армян и грузин. «Поскорее бы влететь в тесные ущелья Чечни и поднять над скалами зеленое знамя пророка!» А дело было только «за малым» — за Баязетом.

Ложка воды и небольшой сухарь составляли дневную норму защитников крепости. Без пищи, без надежды на помощь извне, день за днем, час за часом — под пулями и саблями, в поту и крови, умирая от жажды, люди жили только одним желанием — выстоять! «И выстояли — как выстрадали».

Славное «баязетское сидение» — не единственный случай в нашей истории. Летом 1941 года подобное видели раскаленные камни Брестской крепости. Желание связать воедино «лучшие традиции славного русского воинства» и побудило В. Пикуля к созданию первого исторического романа. За «Баязетом» же пошли «На задворках великой империи», «Пером и шпагой», «Моозунд», «Слово и дело», «У последней черты», «Фаворит», сборник исторических миниатюр «Из старой шкатулки» и другие произведения—вплоть до оборванного смертью повествования о Сталинградской битве. Все они как бы выстраиваются в один ряд, воспроизводящий хронику русской жизни от XVII века до середины XX столетия.

Писателю была важна «точность исторической фактуры», которая заключалась не только в точности фактов, но в умении увидеть в будничном каждодневном труде моряка, воина, дипломата, сановника, ученого отражение явлений эпохального значения.

Пикуль часто сопровождает художественное изображение авторскими комментариями, отступлениями, необходимыми, на его взгляд, разъяснениями и дополнениями, которые усиливают интеллектуальный и эмоциональный заряд текста.

Так, «Битва железных канцлеров» (1977) определяется писателем как роман «сугубо» политический: «Без прикрас. Без вымысла. Без лирики. Роман из истории отечественной дипломатии». Как человека, прошедшего войну, Пикуля интересовали не только истоки героизма русских людей, но и причины германского милитаризма, развязавшего две мировые войны. Как избежать третьей? Писатель вспомнил русского деятеля, который еще в 1874 году предложил европейским державам мирный проект, выработанный им лично. Это был светлейший князь Александр Михайлович Горчаков, знаменитый дипломат, «железный канцлер», тот последний из оставшихся в живых лицеист, о котором с сочувствием писал Пушкин:

Кому ж из нас под старость День Лицея

 Торжествовать придется одному?

Аристократ по происхождению, философ по складу ума, патриот по убеждениям, Горчаков начал жизнь дружбой с Пушкиным, а закончил ее дружбой с Тютчевым. К его словам прислушивались кабинеты Берлина и Вены, Парижа и Лондона. Он, конечно, мог ошибиться, но никогда не поступился бы интересами России. В дипломатическом мире это понимали все.

Валентин Пикуль — писатель-исследователь. В основе его творчества лежало тщательное изучение специальной научной литературы, архивов, огромного документального материала. Но главное — он художник и потому осмыслял прошлое страны прежде всего через судьбы конкретных людей, через характеры. Можно сказать, что Пикуль написал историю России в лицах.

Поручик Карабанов («Баязет»), граф Волынский («Слово и дело»), фельдмаршал Салтыков («Пером и шпагой»), князь Потемкин, Екатерина Великая, Суворов («Фаворит») — это реальные лица и в то же время художественно осмысленные многомерные характеры.

И еще одна важная черта. Романы Пикуля включают в себя, помимо героического, сатирическое начало. Оно очевидно, когда ведется речь о великосветских интригах, авантюрах, уловках и хитростях лукавых царедворцев. Но в целом взгляд писателя на историю лишен отрицательной обличительности. И даже рисуя заведомо неприятные, неудобные фигуры, автор отдаст должное тому положительному, что было в их натуре или деятельности.

Так, в романе «Битва железных канцлеров» русскому дипломату Горчакову в качестве достойного антипода противостоит немецкий рейхсканцлер Отто Бисмарк. Это, конечно, грубый солдафон, но он же и трезвый политик, осуществивший объединение Германии и предостерегавший своих соотечественников от безумного намерения «упрятать Россию за Урал».

Исторические хроники Валентина Пикуля — широкие многоплановые повествования. И мимо них нельзя пройти человеку, стремящемуся познать прошлое своей страны и гордящемуся этим прошлым.


Информация о работе «Герои русской истории. По романам В.Пикуля "Баязет" и "Битва железных канцлеров"»
Раздел: Литература и русский язык
Количество знаков с пробелами: 5822
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
44656
0
0

... устремлений, и обязательно – с точки зрения объективной оценки их роли в жизни государства. Такова Елизавета Петровна в «Слове и деле», такова в «Фаворите» Екатерина II, показанная В. Пикулем во всем своеобразии ее неординарной натуры, со всеми сложностями ее характера. Олицетворявшие собой крепостническую систему, всеми силами защищавшие власть феодалов, угнетавших простой народ, обе императрицы ...

0 комментариев


Наверх