3.2 Сады Тифлиса

 

Сад Муштаид был основан в 20-х годах XVIII столетия главой персидского духовенства – Муштаидом, переселившимися на Кавказ и получившим от русского правительства участок земли на месте сада Муштаид. Через десятилетие Муштаид был отдан в аренду частным предпринимателям, использовавшим его под различного рода увеселения. В таком положении сад находился до 1887 года, когда при решении вопроса о выборе места под Кавказскую Шелководственную станцию, саду было отдано предпочтение перед другими участками и последний, таким образом, перешел в ведение Министерства Государственных имуществ. Сад обладал прекрасной растительностью, был опрятным и не страдал обилием пыли, которая обычно наполняла в летнее время прочие сады Тифлиса, находившиеся в центре города. Эти преимущества, а также выгодное в плане красоты соседство с рекой, сделали Муштаид любимым местом прогулок тифлисской публики. В саду в летнее время в определенные вечера играла музыка, при саде был открыт буфет (ресторан).

В юго-западной же части города в ущелье Сололакского хребта располагался весьма красивый сад - Ботанический. Место, занимаемое садом, принадлежало некогда грузинскому царскому дому. До 1896 г. Под садом находилось всего около 6 десятин, из которых под садовыми насаждениями, цветниками и питомниками состояло только 2 десятины, остальная же площадь сада находилась под различными постройками. С 1896 по 1903 г. Для расширения сада были приобретены, последовательно, смежные участки у различных частных владельцев, увеличившие площадь до 57 десятин. С увеличением территория представилась возможность к более правильной и широкой организации составления в саду всевозможных коллекций растительного царства. В саду имелись оранжереи, заключавшие около 1000 видов растений, преимущественно жарких и умеренно-теплых стран, музей (около 3000 предметов), гербарий (около 1000 видов). Кроме того, при саде имелась школа садовых рабочих. В верхней части сада находился небольшой водопад, а на высокой скале – развалины дворца грузинских царей. Вход в большую часть сада был бесплатным и разрешен для всех. Для входа же в акклиматизационное отделение (оранжереи, цветники и проч.) необходимо было разрешение Управления Уполномоченного министра Государственных имуществ. В сад можно было проехать через азиатскую часть города, вернуться же можно было пешком по северному склону хребта мимо армянских церквей св. Богородицы и Монгнинского собора. На всём пути вплоть до входных ворот сада открывались чудные виды на город и окрестности.

Однако же, как отмечал путешественник и исследователь Марков, в саду бывало довольно значительное количество пьющего и поющего народа. Ботанический сад, как и другие, был местом публичного гулянья, где большей частью кутили тифлисские "кинто" - уличные разносчики, торговцы. В саду можно было услышать грузинскую музыку, однако оркестр из различных национальных инструментов и музыка без мелодии и гармонии нравилась, скорее, лишь самим грузинам.

Третий, наиболее известный сад – Александровский располагался почти в самом центре города, состоял из двух отдельных садов: нижнего – более обширного и верхнего – меньших размеров. Средняя и верхняя части сада имели различное назначение в более раннее время: верхняя часть сада служила кладбищем, а средняя находилась в частном пользовании. Сад был обустроен в 1859 г. при наместнике князе Барятинском, которым были скуплены эти участки, вошедшие в состав Александровского сада. Публика очень полюбила построенный Барятинским сад, и там всегда можно было встретить массу гулявших; но в конце 80-х гг. часть деревьев на верхней площадке, примыкавшей к Головинскому проспекту, вырубили для Военно-исторического музея; сад же стал излюбленным местом прислуги, солдат и т.п. Сам сад был густо засажен деревьями разнообразных пород и украшен во многих местах клумбами цветов. При входе в главные ворота ютилась небольшая часовня изящной архитектуры во имя св. Благоверного князя Александра Невского, воздвигнутая в память спасения царской семьи на станции Борки в 1888 г. Весь сад был обнесен красивой железной решеткой и содержался в образцовом порядке и производил, по отзывам, крайне приятное впечатление.

Также в обоих концах Тифлиса с предместьями Вера – с северной стороны, Орточалы – с южной, городские жители содержали сады и имели много духанов для продажи напитков и съестных припасов. В Орточалах садов было гораздо больше, были и те, которые снабжали город фруктами и овощами, в некоторых выделывалось вино, но не очень высокого качества.

3.3 Музеи Тифлиса

 

В Александровском саду находился упомянутый выше Военно-исторический музей. Он был заложен в конце 80-х гг. XIX в. в увековечение подвигов русской армии при завоевании Кавказа. Здание музея выходило фасадом на Головинский проспект; это было тяжелое по своей архитектуре сооружение, освещавшееся через стеклянную крышу; фасад здания был украшен десятью большими досками с изображением на них золотыми буквами важнейших событий Кавказской войны, и двумя другими с выписками из ноты грузинского посольства 1800 г. и манифеста императора Александра I 1801 г. Перед фасадом музея был разбит красивый палисадник с решеткой, поддерживаемой вместо столбов турецкими медными пушками с сидящим на них сверху двуглавыми золотыми орлами. В музее были собраны различные трофеи войны, картины Рубо, Айвазовского и других художников, изображавшие выдающиеся моменты борьбы России на Кавказе, портреты героев войны и т.д. Вход в музей был бесплатным.

До 90-х гг. в Тифлисе из музеев существовал лишь Кавказский естественно-исторический музей. Музей находился на углу Голвинского проспекта и Николаевской улицы, был открыт в 1867 г. Инициатива его основания принадлежала члену Кавказского Отделения императорского Русского географического общества В.А. Сологубу, поднявшему этот вопрос на заседании общества в 1852 г. Тогда же из среды членов общества была избрана Дирекция для организации будущего музея. 21 мая того же года были ассигнованы деньги для приобретения естественно-исторических коллекций. Ощущая крайний недостаток в материальных средствах, Дирекция обратилась к общественному участию. Но с 1857 г. интерес к музею стал падать, причиной этому послужили отчасти военные действия на западном Кавказе; в 1861 г. Дирекция была упразднена. В 1864 г. по окончанию военных действий внимание вновь было обращено к учреждению. Результатом было приглашение для руководства музеем Г.И. Радде (известного натуралиста и путешественника по Азии), которому музей всецело был обязан своим превосходным устройством и полнотой содержания. 2 января 1867 г. музей был официально открыт наместником Великим князем Михаилом Николаевичем.

Музей, по мнению посетителей, мог бы составить украшение любой европейской столицы того времени. Он помещался в удобном и красивом здании на видном месте. Маленький дворик был украшен мраморным бюстом Берже – ученому-археологу, неутомимому исследователю Кавказа. В садике находились громоздкие памятники древней истории Кавказа, каменные истуканы, плиты и т. п. Находились здесь и туземцы гор и лесов, громадные орлы, кондоры, грифы и др. Сам музей представлял собой два яруса светлых обширных зал, со вкусом декорированных в грузинском стиле; потолки были расписаны пестрыми узорами персидских ковров, на полу и на стенах находились настоящие ковры. Парадная лестница была расписана превосходными фресками. Даже просто пройтись по этим залам было большим удовольствием для туриста. И, конечно, здесь находилась масса естественноисторического материала, наполнявшего шкафы и витрины.

Музей заключал в себе следующие отделы: геологический, ботанический, этнографический и археологический. Особенным богатством отличался зоологический отдел, преимущественно его орнитологическая часть. Подробный обзор выставленных предметов имелся в путеводителе, составленном директором, но этот путеводитель зачастую вводил в заблуждение осматривавшего музей (путеводитель продавался у входа за 30 коп.). Представители науки, однако, не совсем одобрительно отзывались о научной стороне музея, а публика не могла многому в нем научиться в виду принятой в музее системы обозначения всех названий на латыни без соответствующего перевода на русский язык.

Музей был открыт по вторникам, пятницам и средам с 10 утра до 15 часов, плата за вход составляла 20 коп.

Третий музей, который стоило посетить в Тифлисе, находился в конце Михайловской улицы, в описанном выше саду Муштаид. Это Шелководственный музей и станция, учрежденные в 1887 году, для ознакомления с шелководческой промышленностью в крае и поднятия её уровня. В 1889 г. была открыта чревоводня, а затем лаборатория, музей, библиотека и проч. В музее было собрано все относящееся к разведению шелка, имевшее тот или иной интерес. Кроме шелководства, станция занималась пчеловодством и рыболовством. При ней были учреждены практические и теоретические курсы для учителей народных школ.

Главное здание станции находилось почти при самом входе в сад и представляло собой красивый двухэтажный корпус в русском стиле. В этом здании сосредотачивались все помещения административного характера, многочисленные лаборатории, библиотека с читальней, аудитория и сам музей станции. Все коллекции музея заключали в себе более 18 тысяч предметов, распределенных по отделам естественной истории и патологии червя; по выкормке, гренажу и замариванию коконов; по размотке и обработке шелка; по тутоводству и пчеловодству. Помимо этого в музее также были собраны богатые коллекции шелка, тканей и различных изделий из шелка; многочисленные модели пособий для наиболее рационального ведения операций. Указания и способы работы на станках любезно демонстрировались мастерами в часы обычных работ. Для распространения знаний по шелководству и пчеловодству на станции весь год проводилось бесплатное практическое обучение; летом читались курсы. Существовало, однако мнение, что это казенное дело казалось рассчитанным на его внешнюю представительность, а широкие затраты представлялись не соответствующим той пользе, которую оно в состоянии было принести.

Станция с охватывавшей ее богатейшей растительностью Муштаида заслуживали подробного осмотра любого туриста. Обозрение было доступно каждый день, за исключением праздничных с 9 до 15 часов.


Информация о работе «Тифлис как туристический центр (кон. XIX–нач. XX вв.)»
Раздел: Физкультура и спорт
Количество знаков с пробелами: 58539
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
376022
15
0

... историю данной местности, кроме того, данный вид туризма формирует у туристов потребность в бережном отношении к окружающей среде и т.д. 5.          Мировоззренческая. Туризм как вид деятельности формирует у человека, осуществляющего эту деятельность, определенное мировоззрение, отношение к окружающей среде (экологический вид туризма), стиль жизни (экстремальный вид туризма) и т.д. Необходимо ...

Скачать
222649
2
0

... задача нового строительства должна была сочетаться с задачей освоения новой техники. Весьма серьезным был вопрос о технической модернизации, технической реконструкции народного хозяйства, об отказе от форсированных методов индустриализации, об ориентации на сбалансированное экономическое развитие. В соответствии с этими и другими требованиями эволюция системы управления советской ...

Скачать
86263
0
0

... ресурсов острова компенсируется упорством местных жителей, их трудолюбием и оптимизмом. Всего за 150 лет Сингапур превратился в процветающий коммерческий и индустриальный центр всей Юго-Восточной Азии, а также удивительно привлекательным местом для международного туризма. Ежегодно сюда приезжают более 6 млн туристов, что более чем в 2 раза превышает собственное население Сингапура. Сингапур - это ...

Скачать
55845
0
0

... – особенно на территории действующих храмов – проведения экскурсий лицами, не имеющими вообще никакой подготовки. Однако эти и другие проблемы можно решить. Феодосия обладает огромным потенциалом для развития туризма. Наличие в городе и его окрестностях огромного количества разнообразных памятников во многом облегчает работу по превращению туризма в ведущую отрасль экономики города. 2.4 ...

0 комментариев


Наверх