1.5 Строение Тифлиса

Река Кура делила город на две части. На её правой стороне находились следующие участки: предместье Вера с виноградными садами, Мтацминда с церковью св. Давида, Гарстубани, Сололаки (лучшая, аристократическая часть города), Харпухи и Орточала (тоже с садами). На левой же стороне лежали бывшая колония Тифлис (давно вошедшая в городскую черту) с садом Муштаид, старые и новые Куки, Чугуреты, Авлабар с Метехским замком (бывшим некогда царской резиденцией, превращенный в гражданскую тюрьму) и предместье Навтлуг, занятое военным госпиталем и другими казенными учреждениями. Кроме этого, Тифлис было принято разбивать на две части – старый и новый города, азиатский и европейский.

Разделение Тифлиса на две части было очевидным по характеру улиц, построек и населению. Как следовало из путеводителей, старая (азиатская) часть города отличалась скученностью построек, неправильными кривыми узкими улицами и переулками. Напротив, Сололаки, вся часть города от Эриванской площади до р. Веры, по правую сторону р. Куры и от Метехского замка до Муштаида по левую сторону, за немногими исключениями имела правильные прямые улицы. Постройки в этой части города имели европейский характер.


Глава 2. Азиатская часть г. Тифлиса

 

Турист переносился в старый туземный Тифлис, сбившийся у подножия древней исторической крепости под защитой такого же старого Метехского замка, оберегавшего переправу Куры с другого берега. Здесь находился "настоящий исторический город древнего Востока, город своеобразных азиатских обычаев, своеобразной азиатской внешности, несравненно более интересной туристу и художнику, чем весь простор и удобство новейшего Тифлиса" начала XX в.

Находившийся с южной стороны Куры старый город Тифлис, с видневшимися на холме развалинами древней крепости властителей Грузии манил к себе практически всех путешественников."Человек попадал в азиатский город грузинских царей, бесконечный лабиринт темных и узких улиц и переулков, как в совсем в другой город, сдвинутый на крутых берегах Куры, с его грязными и темными переходами, с его шумом и гамом, с его удивительной живописностью и красотой восточной жизни. Крыши и навесы выдвигались вперед, верхние этажи выдавались над нижними и образовывали полутемны галереи, спасая прохожих от удушающей жары и палящего южного солнца. Тут смесь людей, животных, экипажей и одежд", - описывал один из путешественников старую часть Тифлиса.

Чтобы иметь представление о старом городе, прибывшему в город советовалось остановиться на трех его характерных особенностях, удерживавших за собой местный колорит, не смотря на напор новых европейских порядков и устройства описываемого времени. Это так называемый Армянский базар, караван-сарай и бани.

 

2.1 Армянский базар

 

Армянский базар – это улица, состоявшая из двух параллельных рядов лавок (большая часть лавок в один ярус) с разными товарам, свежими и сушеными фруктами и припасами; здесь же шел ряд мастерских-сокрняков, мастеров "туземной" одежды и обуви, оружейников, седельников, серебряных дел мастеров. Все было открыто: на востоке ремесленники не скрывали своего искусства. Беспрерывное движение и пешком, и верхом, и в экипажах дополняло картину Армянского базара.

При первоначальном устройстве этого базара как будто заботились о соблюдении прямой линии, более, нежели при проведении улиц; но всё-таки в дальнейшем своем развитии базар не мог обойтись без привычной кривизны. Замечательна была устойчивость Армянского базара от влияния стихий и времени: кое-где лавки бросались в глаза своей крайней ветхостью; лишь верхняя часть базар была вынуждена принять реставрацию в европейском вкусе. Базар состоял из лавок с товарами, фруктами и припасами; мастерских и булочных, питейных и кофеен, цирюлен, харчевен. В расположении рядов, как отмечалось исследователями Кавказа, соблюдался некоторый порядок. Все нижние этажи, лавки, открытые в сторону улицы, на которых на глазах у посетителя шла работа, вся пестрота восточной жизни была перед глазами. Хозяева лавок тут же производили все товары, на каждом шагу встречались группы словоохотливых азиатов. Здесь, по свидетельству туриста Сидорова В.М., можно было увидеть лица персов с черными глазами, с бородами, окрашенными в красный цвет хной, турок в красных фесках, черкесов и в их одеяниях, татар в их ермолках и пестрых халатах, нахмуренные лица лезгин, с их воинственными и стройными фигурами, ловких армян, заполнивших Тифлис, красавцев грузин с их тонкими талиями пламенными глазами, - живой калейдоскоп, от которого невозможно было оторвать глаз. Здесь, мылись, брились, одевались и раздевались, как у себя в спальне на этом родном для всех гостеприимном базаре. На каждом шагу встречались персидские кухни, в которых, в основном, все было чисто, вкусно и дешево. В них готовили кебаб, хаши, жарили шашлык, варили плов, сацеви, хихиртму, ежеминутно готовили свежие лаваши, потребляемые толпой в больших количествах. Духаны были наполнены различных размеров бурдюками дешевого вина для пестрой базарной толпы. На армянском базаре можно было увидеть мушей, замечательно описанных практически каждым из туристов, - носильщиков, обладавших огромной силой, таскавших на спинах огромные предметы, как, например, комоды, наполненные домашним скарбом, получая за это мизерное вознаграждение. Муши, по заверению современников, славились своей честностью, и европейский турист мог без опасения доверить им свой багаж.

Армянский базар служил вместе с тем многолюднейшей из тифлисских улиц, по которой с утра и до поздней ночи происходило беспрерывное движение и пешком, и верхом, и в экипажах; где иногда по получасу не могли разъехаться арбы с круторогими буйволами и немилосердно колотящими их восточными возницами, и где сразу появлялся полицейский в кителе и с палкой, которая колотила не буйвола, а возницу, который принимал удары совершенно покорно.

К вечеру, по наблюдениям, вся эта оглушительная возня стихала, но не совсем: более деликатные зажигали в своих лавках фонари, другие освещали их просто сальными свечами, вставляя их в кучу лобии или изюма, продолжая криком зазывать к себе покупателей. Для полной характеристики базара, следует отметить, что независимо от всей суматохи, свойственной любому торговому пункту того времени, на нем зачастую разыгрывались борьба, импровизированные кулачные бои и другие игрища, устраиваемые мальчишками прямо на тротуарах. Но и взрослые ни мало не заботились о публике, выставляя на середину тротуара жаровни, преграждая путь ящиками, тюками и т.д. Но неудобства этим не ограничивались, они существовали даже в воздухе: холщовые навесы для ограждения товаров с оборванными грязными краями спускались настолько низко, что задевали головы прохожих, затрудняя проход по тротуару.

Армянский базар служил как бы переходной ступенью о европейской части города в чисто азиатскую: татарский майдан и шайтан-базар. Располагавшиеся ещё далее, почти на самом берегу Куры. Это были уже типичные азиатские рынки, и обстоятельное знакомство с ними, несомненно, представляло большой интерес для всякого туриста.

Татарский майдан (тесная площадка, сжатая со всех сторон постройками в 1, 2 и более этажей), эта торговая площадь была как бы блистательным финалом, заканчивавшим житейскую комедию, разыгрывавшуюся на базаре, с теми же типическими особенностями. Майдан – сосредоточие уже не мелочной, а обширной торговли хлебом, солью, живностью.

Небольшая площадь майдана была замощена булыжником и охвачена убогими и грязными домами с разнообразными лавками внизу. Днем тут бывало обычно не особенно много народу, но тем не мене, жизнь так и била ключом. Следуя путеводителю и глядя на майдан с обрывистого Сололакского хребта, можно было видеть головы людей и лошадей, буйволов, быков, ослов, иногда даже верблюда. Также всегда можно было встретить представителей разнообразного населения Тифлиса. Но обычно туристу было трудно долго находиться среди шума и гвалта.

В лавках близ майдана продавали преимущественно живую рыбу, муку, свечи, фазанов, диких коз. Спустившись ниже и левее, посетитель оказывался в так называемом "обжорном ряду", где помещалось много местных ресторанов; почти в любое время дня и даже ночи в открытом очаге каждого такого заведения пылал огонь, на котором готовились различные кушанья. Свернув налево в глухой переулок, посетитель мог пройти в темные ряды или крытые галереи, в которых располагались лавки армян, торговавших московскими товарами, а также коврами, войлоком и другими произведениями Персии и Закавказья.



Информация о работе «Тифлис как туристический центр (кон. XIX–нач. XX вв.)»
Раздел: Физкультура и спорт
Количество знаков с пробелами: 58539
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
376022
15
0

... историю данной местности, кроме того, данный вид туризма формирует у туристов потребность в бережном отношении к окружающей среде и т.д. 5.          Мировоззренческая. Туризм как вид деятельности формирует у человека, осуществляющего эту деятельность, определенное мировоззрение, отношение к окружающей среде (экологический вид туризма), стиль жизни (экстремальный вид туризма) и т.д. Необходимо ...

Скачать
222649
2
0

... задача нового строительства должна была сочетаться с задачей освоения новой техники. Весьма серьезным был вопрос о технической модернизации, технической реконструкции народного хозяйства, об отказе от форсированных методов индустриализации, об ориентации на сбалансированное экономическое развитие. В соответствии с этими и другими требованиями эволюция системы управления советской ...

Скачать
86263
0
0

... ресурсов острова компенсируется упорством местных жителей, их трудолюбием и оптимизмом. Всего за 150 лет Сингапур превратился в процветающий коммерческий и индустриальный центр всей Юго-Восточной Азии, а также удивительно привлекательным местом для международного туризма. Ежегодно сюда приезжают более 6 млн туристов, что более чем в 2 раза превышает собственное население Сингапура. Сингапур - это ...

Скачать
55845
0
0

... – особенно на территории действующих храмов – проведения экскурсий лицами, не имеющими вообще никакой подготовки. Однако эти и другие проблемы можно решить. Феодосия обладает огромным потенциалом для развития туризма. Наличие в городе и его окрестностях огромного количества разнообразных памятников во многом облегчает работу по превращению туризма в ведущую отрасль экономики города. 2.4 ...

0 комментариев


Наверх