1. Вступление

Одной из характерных черт современного русскоязычного общества является наличие социальных подсистем, отличающихся большим своеобразием и обладающих рядом специфических черт, в том числе и своим арго.

К числу таких подсистем относятся социальные общности двух типов:

1. Изолированные подсистемы, члены которых физически (юридически) оторваны от остального общества, при этом выход за пределы подсистемы в данный момент или невозможен, или ограничен законами и правилами. Наиболее типичным представителем таких подсистем является лагерь для заключенных (зона), который может служить примером изолированной подсистемы в наиболее чистом виде. Менее замкнуты армия, военные училища (включая суворовские и нахимовские), детские дома и интернаты, детские спецучилища, пионерские лагеря.

2. Открытые подсистемы, члены которых не отгорожены от общества физически или юридически, однако условия их жизни и деятельности приводят к их относительной самоизоляции. Наиболее яркий пример подобной подсистемы - преступный мир (на свободе, в не в лагере), к этой же категории относятся студенты, учащиеся техникумов и ПТУ, школьники, некоторые профессиональные группы и группы, объединенные общностью интересов.

Каждая из этих общностей имеет свое собственное арго, которое, следовательно, можно определить как язык социальной подсистемы [1]. Вне данной подсистемы арго, как живое средство общения, не функционирует.

2. Функционирование арго и границы его употребления

Как уже было сказано, армия является изолированной подсистемой, однако это определение не вполне точно. В действительности армия состоит из двух социальных групп, отличающихся друг от друга по целому ряду признаков: с одной стороны, это - генералы, офицеры, прапорщики, а также солдаты и сержанты сверхсрочной службы (т. е. служащие по найму), с другой - военнослужащие срочной службы. Члены первой из этих групп (далее - офицеры) по своему социальному статусу мало чем отличаются от прочих советских граждан; некоторые ограничения, налагаемые на них, компенсируются льготами (длительный отпуск, относительно высокая зарплата и др.). Поэтому, говоря об армейской изолированной подсистеме, мы в дальнейшем будем вести речь лишь о военнослужащих срочной службы (далее - солдаты).

Призыв на действительную военную службу, которому подлежат юноши от 18 до 27 лет, производится два раза в год: в мае-июне и ноябре-декабре. От призыва освобождаются лица, признанные негодными к службе по состоянию здоровья, имеющие двух детей, закончившие военные кафедры в вузах, сельские учителя и некоторые другие категории. Большинство призывников имеют возраст 18-19 лет.

Служба в армии длится два года (для лиц с высшим образованием - один год). Жизнь солдата протекает в замкнутых условиях казармы и прилегающей территории. За пределы части солдат может выйти лишь в трех случаях:

1) если ему предоставляется десятидневный отпуск, который дается лишь части солдат и обычно лишь раз за два года службы;

2) если он отпущен в увольнение (на срок не более суток);

3) если он направлен на работы за пределы части.

Помимо этого, контакты с прочим обществом, т.н. гражданкой, осуществляются по следующим каналам:

1) переписка;

2) чтение газет и журналов, выписываемых в части;

3) чтение книг, обычно из библиотеки части;

4) просмотр телевизионных программ и прослушивание радиопередач.

Во всех этих случаях солдаты, как правило, не используют солдатского арго. Сфера его употребления ограничена общением солдат друг с другом, причем не важно где, в пределах ли части или за ее пределами (например, если два солдата вместе идут в увольнение, они все равно будут разговаривать на арго). Иначе говоря, солдатское арго является непременным аттрибутом именно изолированной подсистемы. Во всех речевых актах, осуществляемых в случаях прорыва этой изоляции, арго уступает место обычной разговорной речи, а вкрапливаемые в нее арготические слова выполняют совершенно иную функцию.

Однако и в общении солдат друг с другом арго используется не всегда. Большое значение при этом имеет тема разговора. Например, если разговор идет о жизни солдат до армии или о их планах на будущее (после дембеля, т.е. увольнения в запас), число употребляемых арготизмов сводится до минимума. Единственной сферой, где полноправно господствует солдатское арго, являются речевые акты, непосредственно связанные с повседневным солдатским бытом.

Столь, казалось бы, узкая сфера применения солдатского арго в действительности оказывается достаточно широкой. Это объясняется следующими факторами:

1) значительной формализованностью общения, ритуальным характером большого числа речевых актов, особенно между военнослужащими разных периодов службы;

2) невысоким образовательным и культурным уровнем значительной части солдат;

3) тяжелыми условиями жизни, особенно солдат первого года службы.

Все эти факторы ведут к тому, что большая часть речевых актов связана именно с повседневным солдатским бытом. Это находит отражение, в первую очередь, в арготической лексике.


Информация о работе «Солдатский быт и солдатское арго»
Раздел: Языкознание, филология
Количество знаков с пробелами: 17015
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
8089
0
0

... . Попытки ее употребления в данных ситуациях могут вызвать лишь смех. Наконец, иногда форму Вы могут использовать офицеры, обращаясь к солдатам в официальной ситуации. Система форм обращения и, в частности, кличек в солдатском быту, видимо, аналогична подобной системе в среде носителей просторечия [6], особенно молодежи (работающей или неработающей, учащихся ПТУ, техникумов, студентов некоторых ...

Скачать
27166
1
0

описание современного русского солдатского арго преследует конкретную цель - представить новый лексический материал и дать по мере возможностей некоторые этимологические пометы. 2. СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА АРМИИ Согласно ст. 62 гл. 7 разд. 2 Конституции СССР, "воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР - почетная обязанность советских граждан". Cолдаты, сержанты и старшины действительной службы в ...

Скачать
29429
0
0

... просторечие как феномен культуры // Преподавание русского языка как иностранного: Традиции и перспективы. - СПб., 1999. 8. См., например, Кестер-Тома З. Русское просторечие как объект лексикографии // Русистика, 1996, № 1-2 и др. 9. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1973. - С. 573. 10. Скляревская Г.Н., Шмелева И.Н. Разговорно-просторечная и областная лексика в словарях и в современном ...

Скачать
40810
0
0

... Е.И.(1997), Изменения в жанре интервью. - В: Русский язык 1997, 81-103. Грачёв М.А.(1992), Язык из мрака. Блатная музыка и феня. Нижний Новгород. Дуличенко А.Д.(1994), Русский язык конца XX века. Мюнхен. Дьячок М.Т.(1992), Солдатский быт и солдатское арго. - В: Русистика 1. Берлин, 35-42. Елистратов В.С.(1994), Словарь московского арго. Москва. Ермакова О.П.(1984), Номинация в просторечии. В: ...

0 комментариев


Наверх