5. Работа

"Шведской моделью" принято называть способ, с помощью которого Швеции в течение всего послевоенного периода удавалось находить компромисс с принципами капиталистического и социалистического развития общества. В итоге в стране и была создана модель государства всеобщего благоденствия. Своим существованием эта модель во многом обязана соблюдению строгого нейтралитета в условиях противостояния Востока и Запада.

С присущим им и столь ясно выраженным чувством умеренности, шведам было не трудно ввести в норму своего повседневного общежития принципы терпимости, компромисса и сотрудничества. Примеров тому великое множество, начиная от вполне мирного сосуществования предпринимателей и профсоюзов до той легкости, с которой управленческие структуры компаний делегируют свои полномочия рабочим. Зарубежные социологи и психологи не устают удивляться тому, как шведам удается примирить индивидуализм и коллективизм, извлекая при выполнении своей работы максимальную выгоду для себя и не жертвуя при этом своей приверженностью к служению общему благу.

В других странах долго с недоверием и завистью присматривались к шведскому социальному эксперименту, в течение десятилетий кое-кто со злорадством на изготовку ожидал, когда же эта модель все-таки даст трещину. В 1992 году мир, наконец, с удовлетворением вздохнул: на шведском рынке недвижимости произошел обвал, банки оказались на грани банкротства, а курс кроны по отношению к доллару снизился на 30 процентов. Кривая безработицы резко поползла вверх, а ее уровень за короткое время превысил 10 процентов. Шведская модель начала терять свою привлекательность. Огромный сверкающий северный айсберг, который многие считали путеводным маяком, начал постепенно таять. Судя по всему, ему уготована участь небольшой переполненной любителями сырой рыбы льдины, болтающейся в безопасных, но все-таки теплых водах Европейского Союза.

Шведы заботливо лелеют в себе приверженность основам протестантской трудовой этики. Исключения в следовании этим принципам можно наблюдать только на профсоюзным собраниях или во время ежегодного пятинедельного отпуска. Другими периодами в жизни шведов, когда они не работают, являются: у мужчин семимесячная служба в армии, а у прекрасной половины шведского населения – 15-месячный отпуск по уходу за новорожденным. Не приходится непосредственно заниматься работой и во время занятий на каких-нибудь курсах по повышению квалификации или по переподготовке.

В настоящее время половину работающего населения Швеции составляют женщины. Среди развитых в промышленном отношении стран Швеция занимает первое место по численности работающих женщин, что приближает ее к развивающимся странам, где работают все женщины. Вместе с коллегами-мужчинами шведки активно участвуют в мероприятиях, проводимых в рабочее время и посвященных проблемам улучшения позиций Швеции на мировых рынках.

Шведы очень любят устраивать разные совещания и семинары где-нибудь на испанской Ривьере или на паромах, курсирующих между Швецией и Финляндией. Эти мероприятия включают в себя осмотр достопримечательностей и обильные застолья со столь же обильной выпивкой. За все это море удовольствий платит компания, которая таким образом вознаграждает своих сотрудников за их прилежный труд.

Работа для каждого шведа — осознанная необходимость. Рабочее время и досуг четко разграничиваются, именно поэтому шведы не заводят друзей на работе, именно поэтому заниматься на работе личными делами считается неприемлемым. В учреждениях поддерживаются демократических традиций, проявлений иерархии стараются избегать. Каждому дают чувствовать себя равноправным членом трудового коллектива. Это же подчеркивает узаконенное между шведами обращение на "ты". Каждый трудящийся имеет ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью чуть более 5 недель. Основную часть отпуска шведы используют летом, одну неделю оставляют для катания на лыжах зимой. Шведы путешествуют за границу мало, предпочитают поездки по стране и отдых на собственных курортах. Популярными являются хорошо оборудованные кемпинги и туристические лагеря в лесах, горах и на озерах.

В Швеции развивается некий особый тип культуры, который можно было бы назвать "инкубаторной". Отличительными чертами такой культуры являются самореализация и атмосфера равенства.

В качестве примера можно привести организацию трудовых отношений в компаниях "Вольво" и "Сааб". Две эти шведские фирмы – производители знаменитых автомобилей – стали пионерами в так называемой "доковой сборке" машин. Конвейерная сборка заменяется другим методом, при котором рабочие группируются в бригады полного цикла, собирающие автомобили от начала до конца. Смысл этого способа сборки заключается в том, что рабочие Mosyr приобрести опыт смежных профессий, расширить свои практические возможности и навыки. Кроме того, работая в бригаде, они в большей степени соотносят себя с результатом своего труда, а от этого повышается ответственность, производительность труда и качество работы. Предполагалось, что при этом растет и ощущение удовлетворенности своей работой, и чувство удовольствия от самого процесса создания конечного продукта.

Поработав так несколько лет и выяснив, что бригады работают с разной скоростью, а весь производственный процесс по разным причинам постоянно сбивается с ритма, рабочие в конце концов запросили пощады, и руководители компаний сочли за благо вернуться к прежним поточным сборочным линиям.

Не так давно на заводах "Вольво" опять попытались ввести еще один новый метод организации труда – так называемый "опорный метод", составленный из лучших элементов прежних подходов. Помимо перспектив повышения удовлетворенности работой, он предполагал и сокращение вдвое всех составляющих производства: числа рабочих, инвестиций, производственных площадей, времени, комплектующих и запасных частей. В итоге этот метод оказался ничем иным, как попыткой заново изобрести мотоцикл.

За границей бизнесмены, участвующие в различного рода важных совещаниях, обычно исходят из повестки дня, определяющей круг вопросов, подлежащих рассмотрению, и из итоговых протоколов заседаний, фиксирующих принятые решения. Неформальный подход к таким совещаниям, практикуемый в Швеции, им не по душе. Бизнесменам из Швеции, наоборот, кажется странным, почему их иностранные коллеги настаивают на формальном принятии решения после того, как принципиальное соглашение уже достигнуто.

Если американцы непременно хотят, чтобы деловая встреча завершалась подписанием контракта, а итальянцы предпочитают обсуждать детали договора за обедом, чтобы заключить его за десертом, то шведы подходят к этому иначе. Их чувство умеренности, ощущение достаточности – lagom, заставляет их считать достаточным достижение того момента в переговорах, когда довольно четко очерчиваются контуры оптимального решения. После этого всякое обсуждение прекращается, разговоры принимают характер болтовни о всякой всячине или мелких деталях, а сам договор представляется простой формальностью. К сожалению, только шведы обладают способностью определить в ходе переговоров такую точку достаточности, "момент истины".

Шведы часто относятся к намерениям столь же щепетильно, как к договоренностям, почти как к контракту, который нельзя нарушить без согласования сторон. В бизнесе или частных контактах дело чести — придерживаться ранее сказанных слов. Не принимаются ссылки на забывчивость, спешку или плохое настроение. Значение слова настолько высоко, что даже высказанное в гневе оскорбление будет воспринято не как проходящая эмоция, а как определенное мнение.

Другое качество шведов: склонность к компромиссам, уступчивость, undfallenhet – ведет к тому, что люди, обладающие властными полномочиями, словно не очень хотят свою власть употребить. Во избежание конфликтов и ради достижения консенсуса руководители предпочитают передать часть проблем для решения в различных комитетах. Такое происходит не только в бизнесе, но и в политике. Когда выясняется, что их возмущение расистскими и диктаторскими режимами в отдаленных странах никакого воздействия на тиранов не оказывает, шведские политики отправляются на телевидение и торжественно заявляют, что настало время для жестких и решительных действий. Жесткие и решительные действия обычно сводятся к голосованию за осуждение таких режимов в ООН.



Информация о работе «Шведский национальный характер»
Раздел: Краеведение и этнография
Количество знаков с пробелами: 49650
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
28681
0
0

... в поведении русского народа, но и в русском языке, особенно в русских пословицах и поговорках. В настоящей работе автор исследует русские пословицы и поговорки в целях раскрытия отраженного в них русского национального характера. 1.2 О русских поговорках и пословицах Русская культура играет важную роль в мировой культуре. А русская пословица и поговорка – носитель русской и культуры. Что ...

Скачать
241555
0
5

... поддержке дотациям на выплату МРОТ, стимулировать малое предпринимательство. Региональные аспекты национально-экономических отношений; Главное создание правовой базы обеспечивающим равные права народов и разрешение межнациональных проблем на принципе демократии. Вопрос № 52. Цели, содержание и методы внешнеэкономической политики   Внешнеэкономическая политика состоит из 2-х основных теорий ...

Скачать
60286
2
0

... рукопожатиями крепко и часто. Можно задавать больше вопросов личного характера, чем принято в других странах Европы. 2.3 Особенности делового поведения и общения в США, Канаде, Австралии Особенности поведения деловых американцев обусловлены чертами собственно национального характера, системой образования, лидерством США в мире. С раннего детства в них воспитывают независимость, ...

Скачать
79965
0
0

... явились результатом не столько внутренней самоорганизации на основе национальной идентичности, сколько реализации ортодоксальной неоконсервативной и неолиберальной идеологической доктрины, рожденной на иной национальной и цивилизационной почве. Стремление к весьма привлекательному членству в ЕС может обернуться значительными потерями, если во главу угла государственной политики поставить простое ...

0 комментариев


Наверх