Признаки радиолокационного распознавания противорадиолокационных ракет и их носителей


1. Противорадиолокационная ракета – поражающий элемент высокоточного оружия, как новый тип цели для поражения войсковым ЗРК «Бук-М1»

1.1 Современное состояние масштабов и характера противоборства средств огневого подавления и ПВО

Способы действия авиации по преодолению системы ПВО непрерывно совершенствуются и насыщаются новыми элементами по мере поступления на вооружение новых средств борьбы с летательными аппаратами. Многие из них прошли проверку в локальных войнах, отвергались боевой практикой или получили право на дальнейшее существование. Следует отметить, что в 80–90 годы термин «подавление» системы ПВО постепенно вытеснил использовавшийся ранее более широкий термин «преодоление». Под «подавлением» системы ПВО понимается действия войск по уничтожению, нейтрализации или временному нарушению работы средств ПВО противника путем нанесения огневых ударов, применение РЭС подавления или сочетания огневого и радиоэлектронного воздействия.

По опыту борьбы авиации с современной ПВО в настоящее время определились три основных способа: уклонения, нейтрализация и подавления. Уклонение объединяет тактические приемы преодоления ПВО без применения систем оружия и постановки помех. Главными из них являются: использование малых и предельно малых высот, обход зон поражения ЗРК, выполнение противозенитного, противоракетного и противоистребительного маневров.

Нейтрализация – воспрещение боевой работы ЗРК без использования огневого воздействия по ним. Это, прежде всего, постановка активных и пассивных помех, затрудняющая обнаружение, выработку точных данных РЛС наведения ЗУР.

Способы преодоления ПВО, не связанные с применением оружия, не всегда были эффективными для беспрепятственного выхода ударных групп к назначенным целям. Требовались более эффективные способы преодоления ПВО – ее подавление, т.е. применение средств поражения класса «воздух-земля», специально предназначенных для уничтожения РЭС ПВО.

Теоретические разработки проблемы подавления системы ПВО базируются на техническом оснащении боевой авиации. Основными направлениями повышения боевой эффективности авиационных средств огневого подавления объектов ПВО в настоящее время являются:

– повышение эффективности тактической авиации за счет использования нового бортового оружия и поражающих элементов ВТО;

– увеличение дальности применения бортового вооружения и поражающих элементов ВТО;

– повышение эффективности тактической авиации по поражению основных средств ПВО за счет уменьшения времени их вскрытия и увеличении достоверности их распознавания;

– уменьшение наряда самолетов на поражение одной типовой цели за счет более широкого применения поражающих элементов ВТО класса «земля-земля» и увеличении точности их наведения;

– уменьшение эффективной отражающей поверхности пилотируемой авиации.

Планируемые количественные и качественные показатели роста боевой эффективности авиационных средств огневого подавления вероятного противника на ближайшее десятилетие приведены в приложении на рисунке1 и таблице 1.

Важным этапом в развитии СВН стало создание управляемого бортового оружия. Его развитие, совершенствование систем наведения, комплексирование воздушных поражающих элементов с внешними системами разведки и управления привели к созданию оружия качественно новыми свойствами – высокоточного оружия. Предлагаемая классификация ВТО в приложении на рисунке 2.

Таким образом, ВТО – это система вооружения, в которой сохраняется информационный контакт системы наведения поражающего элемента с целью от момента ее обнаружения до поражения с вероятностью не ниже 0,5.

Разработка и принятие на вооружение вероятным противником ВТО привели к изменению взглядов на ведение противовоздушного боя и операции. Появились новые формы оперативного и боевого применения средств воздушного нападения: воздушно – наземная операция, глубокое поражение вторых эшелонов, массированный удар поражающими элементами ВТО, увеличение интенсивности огневого воздействия СВН противника по войскам и объектам ПВО и др.

Анализируя стратегию и тактику действия СВН против ПВО в последних вооруженных конфликтах необходимо отметить, что противник в полной мере реализует принципы массированного применения авиации и поражающих элементов ВТО на главных направлениях. Так, операция «Буря в пустыне» 17 января 1991 года началась именно с нанесения массированного удара крылатыми ракетами морского базирования «Томахок» двумя залпами по 50 ракет по объектам ПВО Ирака. Между массированными авиационными ударами периодически осуществлялись пуски КРМБ по 2–10 и более ракет в залпе.

Реализуя принципы массированного применения и непрерывности воздействия по войскам и объектам на всей глубине оперативного построения за трое суток авиация многонациональных сил выполнила 7 массированных ударов, совершив более 4500 боевых самолетовылетов. Продолжительность каждого массированного ракетно-авиационного удара достигала от 2 до 7 часов. Максимальная глубина боевой задачи ударных группировок достигала до 250 км и более. Оперативное построение сил включало следующие эшелоны: подавление системы ПВО и два ударных. Общее количество СВН в ударе достигало до 600 самолетов. Эшелонированное тактическое построение смешанных групп имело следующий состав: 4 истребителя F-15, 4 самолета F-4G» Уайлд Уизл», 8–12 тактических истребителей F-16. Удаление между самолетами в группе составляло:

-  дистанция – 0,2 – 0,4 км;

-  интервалы – 0,2 км.

Распределение усилий тактической авиации по высотам осуществлялось в зависимости от выполняемых ею задач.

Для проведения демонстративных действий с целью отвлечения на себя части сил и средств ПВО Ирака, вынуждая его включать РЛС, тем самым создавая условия для вскрытия радиоэлектронной обстановки, МНС использовали специальные группы из 2–4 самолетов и беспилотные ложные цели типа AN/ADM-141 TALD.

По взглядам военных экспертов НАТО, наиболее распространенным способом в тактике преодоления системы ПВО противника является по-прежнему полет на предельно малой и малой высотах с огибанием рельефа местности до рубежей обнаружения НЛЦ средствами ПВО с околозвуковой скоростью полета, обеспечивающей наилучшую маневренность.

При подавлении Иракской ПВО основную роль в уничтожении радиотехнических средств и систем ПВО сыграли американские ПРР AGM-88A, B HARM и ПРР Великобритании ALARM. В ряде работ отмечается, что при подавлении средств ПВО Ирака было задействовано свыше 100 ПРР ALARM.

Пуски ПРР осуществлялись на дальностях от 8 до 100 км, на высотах полета от 800 до 6000 м при горизонтальном полете с последующим кабрированием. Носители ПРР, как правило, находились в головной группе боевого порядка или в группах, предназначенных для подавления средств ПВО.

В соответствии с боевыми уставами ВВС США экипаж ударного самолета, обнаруживший функционирующее средство ПВО противника должен был его уничтожить своим вооружением даже ценой невыполнения основной задачи на вылет.

При обеспечении действий тактической авиации первому эшелону налета может предшествовать удар ДПЛА и БЛА. Основными задачами которого являются подавление и уничтожение ранее разведанных РЭС, вскрытие группировки и дезинформация ПВО противника. С этой целью с их помощью производится разведка РЭС, создание ложных целей, пассивных и активных помех, доставка в районы узлов связи и позиций ЗРК забрасываемых передатчиков помех, а также уничтожение РЭС с использованием ПРР или путем самонаведения на них. В последнем случае ДПЛА применяются по заранее намеченному району предполагаемой дислокации как стационарных, так и мобильных РЛС. Необходимый наряд ДПЛА определяется из расчета 1–2 ДПЛА на одну РЛС-цель и не более 4–8 ДПЛА на один пункт управления ПВО.

Реализация противником вышеизложенных принципов ведения противовоздушного боя и операции с новыми формами оперативного и боевого применения СВН приведет к массовому выводу из строя вооружения войсковой ПВО. Прогнозирование ожидаемых масштабов и характера действия основных поражающих элементов ВТО, согласно позволяет предположить, что в первых массированных ракетно-авиационных ударах в полосе обороны армии первого эшелона группировки войск фронта можно ожидать 60–80 стратегических крылатых ракет, 12-16 оперативно-тактических баллистических ракет, до 50 дистанционно – пилотируемых и беспилотных летательных аппаратов, и до 280 противорадиолокационных ракет различного типа.

Проведенные исследования и расчеты по прогнозированию потерь дивизий первого и второго эшелона армии показывают, что уже после первого вылета тактической и армейской авиацией противника дивизия первого эшелона может потерять до 40% своего боевого состава еще до атаки переднего края ее обороны сухопутными частями, а для дивизии второго эшелона армии возможные потери могут составить 20–25% от ее боевого состава. Основной ущерб группировке наносится именно поражающими элементами ВТО и после 2–3 ударов войска армии практически теряют свою боеспособность.

Проведенные исследования и расчеты по прогнозированию потерь вооружения и военной техники войсковой ПВО армейского звена системы ПВО фронта показывают, что в результате массированного удара с применением современных поражающих элементов ВТО их потери могут достигать таких значений которые могут привести к срыву оборонительной операции. Эффективность армейских средств войсковой ПВО по борьбе с крылатыми и баллистическими ракетами, управляемыми ракетами различного назначения при отражении первого массированного удара составляет 4–6% уничтоженных в ударе целей.

Анализ результатов моделирования позволил определить:

– общее количество потерь ВВТ в ходе операции в процентах к исходному количеству;

– количество потерь ВВТ за первые сутки операции;

– структуру повреждений ВВТ;

– распределение поврежденных образцов ВВТ по суткам операции.

Обобщенные данные по потерям ВВТ системы ПВО армии приведены в приложении таблице 2.

Общее количество вышедшего из строя ВВТ ЗРбр «БУК» за операцию составляет:

– для армии первого эшелона – 83,3%;

– для армии второго эшелона – 79,1%;

– в первый день операции для армии первого эшелона – 58,3%;

– в первый день операции для армии второго эшелона – 33,3%.

Распределение потерь основных образцов ВВТ Зрбр «БУК» по степеням повреждений и по дням операции представлены приложении в таблице 3.

Анализ результатов моделирования позволяет сделать вывод, что «…приемлемая ситуация, когда в одном вылете тактическая авиация понесет 3–5% потерь при потерях войск ПВО 20–25%» будет нарушена».

Таким образом, подавление системы ПВО является важнейшим составным элементом операций, проводимых ВВС, успешное выполнение которых позволит решить задачи войны в целом.

Анализ результатов применения средств войсковой ПВО по борьбе с аналогами новых типов воздушных целей при боевых стрельбах на государственном полигоне свидетельствуют, что имеющиеся на вооружении ЗРК и ЗРС имеют ограниченные возможности по обнаружению и поражению воздушных элементов ВТО. Причина несоответствия их возможностей требованиям борьбы с большим количеством малоразмерных разнотипных поражающих элементов ВТО заключается, прежде всего, в том, что оперативно-тактические и технические требования к современным ЗРК разрабатывались за 10 -15 лет до принятия их на вооружение. И в то время существовала концепция, что борьбу с управляемым оружием можно вести только путем поражения его носителей до рубежей пуска управляемых ракет и авиационных бомб. Так, например, войсковой ЗРК 9К37М1» БУК-М1» разрабатывался с 1974 года и поступил на вооружение только в 1985 году как армейское средство ПВО «…для борьбы с скоростными, маневрирующими аэродинамическими целями и крылатыми ракетами в условиях массированного налета и интенсивного радиопротиводействия противника, а также с вертолетами огневой поддержки, в том числе зависающими на предельно малых высотах». Все расчеты при разработке велись для целей с ЭОП более 0,3 м2, а практические испытания при принятии на вооружение проводились для АЦ – по мишеням ЛА-17 и М-21 с ЭОП равной 1 м2, для КР типа АЛКМ – по мишеням РМ–217У, РМ–217МВ, МВ – 1 и для ВОП – по мишени с ЭОП и уязвимостью вертолета типа МИ-4.

Появление ВТО, использование его как высокоэффективного средства поражения войск на поле боя, при выдвижении и в районах расположения требует принятия ответных мер, заключающихся в соответствующем развитии средств ПВО. Учитывая, что значительное количество новых типов поражающих элементов ВТО и воздушных целей предназначено для борьбы со средствами ПВО, выполнение боевой задачи ЗРК «БУК-М1» достигается в основном уничтожением в первую очередь самолетов – носителей этих средств. Поражение самих ракет в полете возможно только с места и в степени готовности №1, а в большинстве случаях – только в режиме автономной работы СОУ в ответственных секторах.

Поражающий элемент ВТО – ПРР, является наиболее опасной и сложной целью, так как параметры траектории полета характеризуются большими диапазонами дальности пуска, высоты, углов подлета к РЛС – цели. Высокая скорость, небольшие геометрические размеры, низкая уязвимость и маленькое значение ЭОП ракет позволяют их отнести к классу опасных целей и подлежащих к первоочередному уничтожению. Своеобразный вид траектории полета ПРР приводит к тому, что цель может быть обнаружена СОЦ 9С18М1 тогда, когда углы пикирования не превышают предельно возможные углы обнаружения для РЛС в режимах «Противосамолетная оборона» – 40 град и «Противоракетная оборона» – 55 град на дальностях не превышающих 40–45 км. Проведенные исследования и расчеты с использованием ПРР типа «Шрайк» показывают, что обнаружение ПРР в полете РЛС сантиметрового диапазона из-за незначительной ЭОП на экранах РЛС практически невозможно. Отделение ПРР от самолета – носителя обычно наблюдается на экранах индикаторов при сопровождении носителя и работе приемной системы в режиме «Ручного усиления». При этом дальность обнаружения момента отделения ПРР от носителя не превышает 25–30 км.

Проведенные полигонные испытания войскового ЗРК «БУК-М1», доработанного с целью повышения ТТХ свидетельствуют, что вертикальное сечение зоны поражения комплексом ПРР типа «Харм» ограничена:

-  по высоте от 0,1 до 15 км;

-  по дальности от 3 до 15–20 км;

-  по курсовому параметру до 13–15 км.

Вероятность поражения ПРР в пределах указанной зоны составляет 0,5–0,6. Вертикальное сечение зоны поражения ЗРК «БУК-М1–2» ПРР типа «Харм» приведено на рисунке 3.

Приведенные параметры зоны поражения справедливы для стрельбы ЗРК в беспомеховой обстановке, а в помеховой обстановке максимальная дальность стрельбы сокращается до 5,7–11 км.

Основой защиты СОУ от ПРР в настоящее время является максимальное использование пассивных режимов обнаружения и сопровождения воздушных целей – телевизионно-оптического визира. Результаты практических исследований показывают, что использование ТОВ с 12-ти кратным увеличением при условии дальности метеорологической видимости равной 20 км, обеспечивается обнаружение и сопровождение ПРР типа «Харм» в зависимости от высоты полета и курсового параметра на дальностях до 4,3 – 7,2 км.

Наиболее рациональной является стрельба СОУ с минимальным временем излучения СВЧ энергии, т.е. максимальное использование режима защиты СОУ от воздействия ПРР при автономной работе двух СОУ и при выдаче ЦУ с КП.

Анализ возможностей систем ВТО вероятного противника показывает, что время его реакции по средствам ПВО составляет 2–5 мин. Исходя из этого, для повышения живучести необходимо стремиться к тому, чтобы расчеты СОУ были подготовлены сразу же после пуска ЗУР, пролета самолета-разведчика сменить СП. Максимальное время оставления СП не должно превышать 2–3 мин. В этом случае целесообразно периодически производить смену СП путем использования маневра СОУ с включенной аппаратурой. За время 3–5 мин СОУ способна с включенной аппаратурой, но без излучения переместиться со скоростью не более 8–10 км/ч на достаточно безопасное расстояние.

Вышеперечисленные способы борьбы с ПРР ЗРК «БУК-М1» не позволяют эффективно бороться с ними. Следовательно, возникает необходимость в поиске путей и способов повышения эффективности борьбы с поражающими элементами ВТО для ЗРК «БУК-М1» или проблему борьбы для этого ЗРК необходимо рассматривать как проблему его защиты, исключения или максимального ослабления его воздействия.

Повышение эффективности борьбы с ПРР различных типов ЗРК «БУК-М1» возможно за счет совершенствования вооружения, совершенствование способов боевого применения существующего вооружения и повышения уровня обученности боевых расчетов. Проведенные исследования и расчеты показывают, что вклад этих направлений в повышении эффективности борьбы с поражающими элементами ВТО до уровня противосамолетной распределяются следующим образом:

1.Модернизация состоящих на вооружении боевых средств ЗРК – до 50%;

2.Совершенствование способов боевого применения ЗРК – до 20%;

3.Совершенствование способов боевой работы расчетов СОУ – до 20%;

4.Повышение уровня обученности и слаженности всех расчетов боевых средств ЗРК – до 10%.

Учитывая, что защиту РЭС от ПРР можно обеспечить поражением самих ракет и их носителей, подавлением радиопомехами систем наведения ПРР, изменением режимов работы защищаемых средств возникает закономерная необходимость подробного изучения их боевых возможностей и способов применения.


Информация о работе «Признаки радиолокационного распознавания противорадиолокационных ракет и их носителей»
Раздел: Военная кафедра
Количество знаков с пробелами: 54088
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

0 комментариев


Наверх