2.1. Окказионализмы В.Хлебникова.

Как было сказано ранее, Хлебников не просто создавал окказиональные слова, он создавал свой язык со своими законами. Эксперименты со словами различны. В нашей работе мы не смогли полностью исследовать все произведения В.Хлебникова. В сборниках “Велимир Хлебников. Лирика”, “Велимир Хлебников”, “Поэзия серебряного века” … нам удалось обнаружить 139 новообразований Велимира Хлебникова. Только в стихотворении “Заклятие смехом” встречаем 16 окказиональных слов. Попробуем разграничить его новообразования.

Потенциализмов у Хлебникова не так много. (В отличие, например, от Игоря Северянина, который чаще использовал именно эту продуктивную модель словотворчества). Нами обнаружено 20 таких новообразований, что составляет примерно 14%. Это в основном прилагательные, созданные путем сложения двух основ: огнивом-сечивом; зыбку-улыбку; куревом-маревом; желтострунный и стройно-плечистых, смелоликих. Зачастую он использует корни с совершенно разным лексическим значением, например из двух таких разных слов как вечер и грива (которые не совместимы по смыслу) Хлебников образует новое слово вечерогривы. А вот как звучит это слово в контексте:

Что было – в водах тонет.

И вечерогривы кони,

И утровласа дева,

И нами всхожи севы.

Как видим, Хлебников использует еще одно окказиональное слово, построенное по такой же модели. Такие слова помогают нарисовать более яркую картину окружающего мира, например, “ На берега озер черниловодных”, “печальнооких жен”, “в степях глубокожирных”.

Чаще в творчестве Хлебникова встречаются собственно окказионализмы, созданные по индивидуально-авторским моделям или с нарушением каких-либо условий по узуальным моделям. Нами обнаружено 119 таких слов, что составляет примерно 86%.

Например, он предлагал создавать парадигмы слов, зная значение отдельных звуков. “Найти, не разрывая корней, волшебный камень превращения всех славянских слов одно в другое…”(Рус лит сер в, 337). Если слово “Днепр” – поток с порогами, “Днестр” – быстрый поток, тогда “Мнепр”(вводится местоимение мне) – поток личного сознания, преодолевающий препятствия, а “Мнестр” – быстрый поток мыслей, “Гнестр” – быстрая гибель, “Снестр” – сон и т.д.

Хлебников создал целую “периодическую систему слова”. Беря слово с неразвитыми, неведомыми формами, сопоставляя его со словом развитым, он доказывал необходимость появления новых слов. Если развитый “пляс” имеет производное слово “плясунья”, - то развитие авиации, “лёта”, должно дать – “летунья”.

Хлебников свободно обращается со звуками, заменяя в словах один зук на другой. Например, вместо слова дня используется его аналог - зня (меняется всего один звук в начале слова); может измениться звук и в корне, как в словах коняшня (вместо конюшня) и бабр (видимо бобр). Встречаются слова, в которых пропущен или добавлен какой-либо звук: “В нахмуренные лббы и ноздри”, “…дитя отирает глазики! Мотри! Мотри! Дитя!” (возможно Хлебников имитирует детскую речь).

Хлебников мог образовать множество слов от одного корня. В его стихотворении “Заклятие смехом” мы встречаем 16 окказиональных слов, созданных на основе корня “смех”:

Заклятие смехом.

 О, рассмейтесь, смехачи!

О, Засмейтесь, смехачи!

Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,

О, засмейтесь усмеяльно!

О, рассмешищ надсмеяльных – смех усмейных смехачей!

О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!

Смейево, смейево,

Усмей, осмей, смешики, смешики,

Смеюнчики, смеюнчики.

О, рассмейтесь, смехачи!

О, засмейтесь смехачи!

Только на основе одного корня Хлебников рисует целую картину: это и смехачи (слово образовано по типу циркач – циркачи), которые не просто смеются, а смеянствуют смеяльно; это и смеюнчики (используется уменьшительно-ласкательный суффикс юнч); и смешики (также используется суффикс ик); и т.д.

Встречаются у Хлебникова и другие словообразовательные модели, например:

Сыновеет – безличный глагол, созданный по образцу глагола такой же структуры вечереет.

Красотинцы – одушевление неживых предметов. По этой же модели созданы такие слова как: смеюнчики, смехачи, времири, времыня, жарирей, поюны. Такие слова можно воспринимать только в контексте:

Там, где жили свиристели,

Где качались тихо ели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,

Где поюны крик пропели,

Пролетели, улетели

Стая легких времирей…

И дальше, в этом же стихотворении, он образует от слова поюны совершенно новое – краткое причастие поюнна (“Ты поюнна и вабна…”).

Достоевскимо, пушкиноты, чингисхань, ниагарится - модель образования нового слова от имени собственного, когда нормальными, обычными для данного суффикса являются образования от нарицательных существительных.

Сложные слова: бесповеликая, предземшарвеликая (земной шар + великий), хорошеуки (хороший +наука), лебедиво (лебедь+диво), Перунепр (Перун+Днепр). Создавая новые слова, Велимир Хлебников нередко использует древнерусские основы слов, например окопад .

Серпень – слово, созданное с помощью непродуктивного суффикса –ень- (как ливень).

Очаревна – от очарование – по типу слова царевна.

Мореречи – слово, образованное путем слияния словосочетания “море речи”.

Поюнна, вабна, видель – значение этих слов затуманены, мы можем только предполагать, что они обозначают.

В слове немь Хлебников использовал один из древнейших словообразовательных типов русского языка – образование безаффиксных существительных 3 склонения (от прилагательного немой). В русском языке такой способ словообразования сейчас не продуктивен, но он остается продуктивным в диалектах.

Ай, айный, сенозарник, грозник, свадебник – это название месяцев в году.

Создавая окказионализмы, Хлебников создал свою неповторимую поэзию. Его знаменитое стихотворение “Кузнечик” создано на основе звуковых ассоциаций.

Крылышкуя золотописьмом

Тончайших жил,

Кузнечик в кузов пуза уложил

Прибрежных много трав и вер.

-Пинь, пинь, пинь! –

тарарахнул зинзивер.

О, лебедиво!

О,озари!

Читая это стихотворение, кажется, что все слова созданы самим автором, но это не так, собственно окказиональными здесь являются слова крылышкуя, лебедиво, а вот слова вер и зинзивер, которые тоже можно принять за окказионализмы, на самом деле обозначают название камыша (вер) и камышового воробья (зинзивер). И все это вместе взятое создает неповторимую музыку стихотворения.

Таким образом, можно сделать вывод, что Велимир Хлебников создавал окказионализмы по новым, ранее неизвестным моделям или же с использованием традиционных способов, но с нарушениями и отступлениями.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В разные периоды развития литературы поэты и писатели уделяли большое внимание слову, старались сделать его более емким, ярким. Нередко авторы прибегали к созданию новых слов – окказионализмов.

Как уже было сказано, особенно богатым на языковые эксперименты был серебряный век русской литературы. Наиболее “революционной” стала группа кубофутуристов, которая проводила преобразования на всех уровнях языка.

 В данной работе мы обратились к творчеству Велимира Хлебникова. Именно он стал автором термина “заумь”, создал не просто множество новых слов, но и попытался объединить все слова языка, создать всемирный язык: “ Наша цель – создать общий письменный язык общий для всех народов третьего спутника Солнца, построить письменные знаки, понятные и приемлимые для всей населенной человечеством звезды, затерянной в мире”. (Творчество зар.п., стр. 38).

На примере нескольких его сборников мы попытались проанализировать, какие же модели словообразования чаще всего использовал В.Хлебников в своем творчестве. Можно сделать вывод, что дифференциация индивидуально-авторских новообразований по их соответствию-несоответствию моделям словообразовательной системы русского языка привела к следующим результатам:

-  большая часть новообразований – собственно окказионализмы, созданные по индивидуально- авторским моделям. Хлебников не только создавал слова для данного контекста, но старался объединить их в единый язык;

-  меньшую часть составили потенциальные слова.

Изучение неодериватов необходимо, так как позволяет проникнуть в авторскую “мастерскую” поэта. Без описания подобных явлений нельзя считать картину русского словообразования полной.

Также материалы данного исследования являются хорошей основой для создания факультативного курса по русскому языку, расширив тем самым знания школьников по словообразованию. А так как эти неологизмы нельзя рассматривать без рассмотрения художественного текста, то имеется возможность создания интегрированного курса, находящегося на стыке русского языка и литературы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. А.Г.Лыков. Заметки об окказиональных и потенциальных словах. “Вопросы современного русского языка”. Краснодар,1968,стр.6.

2. Богомолов Н. Об этой книге и ее авторах// Серебряный век. Мемуары.\Сост. Т.Дубинская-Джалилова.М.,1990.с.5-6.

3.  (Русс. Лит-ра. Смирнова, 264

4. Баевский.,223.

5. Сер.Век как отраж. Револ.,Москва №2, С 219-220).

6. (Рус лит сер века, 325).

7. В.В.Лопатин. Рождение слова. Наука. М., 73.

8. Велимир Хлебников. Библиотека поэзии. Санкт-Петербург, Диамант.,98.

9. В.Хлебников. Лирика. Минск, Харвест.,99.

10. Современный русский язык. Под ред. Леканта П.А. М.,2000.

11. Русская литература 20 века. Учебник. 11 класс. Под ред. Агеносова. М.,98.

12. Винокур Г.О. О языке художественной литературы. М.: Высшая школа, 1991.

13. Намиткова Р.Ю. Авторские неологизмы: словообразовательный аспект. Ростов, 1986.

14. Немченко В.Н. Современный русский язык. Морфемика и словообразование. Нижний Новгород, 1994.

15. Ревизина О.Г.Поэтика окказионального слова//Язык как творчество. М.: ИРЛЯ РЛН, 1996.

16. РозентальД.Е., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. М.:Просвещение, 1985.

17. Русский язык. Энциклопедия/Главный редактор Фалин Ф.П. М: Советская энциклопедия, 1979.

18. Творчество поэтов русского Зарубежья в контексте нереалистических течений конца 19 – начала 20 века/Автор-составитель И.Г.Секачева. Соликамск, 1993.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Окказионализмы, созданные В. хлебниковым.

1.  Немь.

2.  Лукает.

3.  Закричальность.

4.  Столика.

5.  Упавном.

6.  Мореречи.

7.  Земец.

8.  Свирел.

9.  Хотель.

10.  Кружеток.

11.  Виденнега.

12.  Крылышкуя.

13.  Золотописьмом.

14.  Лебедиво.

15.  Времирию

16.  Поюны.

17.  Поюнна.

18.  Вабна.

19.  Очаревна.

20.  Невестнейших.

21.  Улыбен.

22.  Дедину.

23.  Серпень.

24.  Осенины.

25.  Оснегурить.

26.  Цекавый.

27.  Бух лесиный.

28.  Видель.

29.  Времыши.

30.  Перунепр.

31.  Ночери.

32.  Коняшня.

33.  Лалы.

34.  Воздушенка.

35.  Чингизхань.

36.  Заратустрь.

37.  Моцарть.

38.  Роопсь.

39.  Смелоликих.

40.  Достоевскимо.

41.  Пушкиноты.

42.  Бесповеликая.

43.  Предземшарвеликая.

44.  Жарбог.

45.  Грезитва.

46.  Стаедей.

47.  Жарирей.

48.  Огнезарную.

49.  Стожарною.

50.  Сослоненных.

51.  Оснуя.

52.  Надармака.

53.  Сыновеет.

54.  Стыдесной.

55.  Росный.

56.  Дремя.

57.  Дерёзы.

58.  Гробеем.

59.  Зня.

60.  Прободают.

61.  Огневом-сечивом.

62.  Зыбку-улыбку.

63.  Куревом-маревом.

64.  Дымность.

65.  Глубокожирных.

66.  Вечерогривы.

67.  Утровласа.

68.  Сверепооки.

69.  Черниловодных.

70.  Печальнооких.

71.  Смелоликих.

72.  Синезначимой.

73.  Стерх.

74.  Желтострунный.

75.  Бабр.

76.  Лббы.

77.  Мотри.

78.  Зачеловеческие.

79.  Девицедымный.

80.  Красотинцы.

81.  Ниагарится.

82.  Эхнатенственно.

83.  Хорошеуки.

84.  Остроглазья.

85.  Скорословарь.

86.  Смехачи.

87.  Смехами.

88.  Смеянствуют.

89.  Смеяльно.

90.  Усмеяльно.

91.  Рассмешищ.

92.  Надсмеяльных.

93.  Усмейных.

94.  Иссмейся.

95.  Рассмеяльно.

96.  Надсмейных .

97.  Смеячей.

98.  Смейево.

99.  Усмей.

100.  Осмей.

101.  Смешики.

102.  Смеюнчики.

103.  Бобэоби

104.  Вээоми.

105.  Пиээо

106.  Лиэээй

107.  Гзи-гзи-гзэо.

108.  Дровоядный.

109.  Желтозарный.

110.  Среброрунных.

111.  Пья.

112.  Стройно-плечистые.

113.  Мальчишески- прекрасных.

114.  Морозенки.

115.  Снежно-могучая.

116.  Станичане.

117.  Пря.

118.  Омамаены.

119.  Солнцеловов.

120.  Тайновиденье.

121.  Годую.

122.  Дзыга.

123.  Мра.

124.  Голубо.

125.  Тысячеоконных.

126.  Лечилицах.

127.  Провопли.

128.  Смешиного.

129.  Небоход.

130.  Облакоход.

131.  Лесины.

132.  Летины.

133.  Волит.

134.  Вырей.

135.  Грезный.

136.  Миял.

137.  Ячаньем

138.  Обезлисили.

139.  Числобог.


Информация о работе «Оказионализмы в творчестве В. Хлебникова»
Раздел: Зарубежная литература
Количество знаков с пробелами: 35734
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

0 комментариев


Наверх