ВВЕДЕНИЕ

После достижения независимости перед Эстонией встала непростая задача: экономическая система, доставшаяся в наследство от Советского Союза, разваливалась буквально на глазах: пустые полки магазинов, качество товаров, не выдерживающее никакой критики, талоны, очереди, обесценивающийся с каждым днем рубль-вот лишь некоторые приметы совсем недавнего времени. Естественно, долго это продолжаться не могло, была необходима коренная реформа всей экономической системы. И одной из задач реформы стала радикальная переориентация денежной политики государства.

Деньги-это общепризнанный двигатель экономики, эффективная денежная система явлеется необходимой предпосылкой экономического роста. Переход к сбалансированному денежному обращению и проведение самостоятельной денежной политики стали возможны в Эстонии лишь после введения собственной валюты. Именно поэтому основное внимание в работе я уделил вопросу подготовки и проведения денежной реформы-одному из наиболее значимых и, пожалуй, наиболее успешному событию всей экономической политики Эстонии последних лет.

Возможно, мой взгляд на реформу покажетя в чем-то недостаточно критическим, но при анализе из исходил из того, что победителя не судят. И раз эстонская крона, в жизнеспособность которой в свое время не верил почти никто, держится уже четвертый год, значит реформа была поготовлена хорошо, а отдельные недочеты не были существенными. В других же вопросах я всегда старался выделить как положительные, так и отрицательные стороны.

Большое значение в работе уделено взаимосвязи денежной политики с другими направлениями экономической политики государства. И это не случайно: деньги имеют ценность лишь постольку, поскольку они связаны с каким-либо материальным обеспечением. С другой стороны, полноценное обращение капитала не возможно без системы финансовых институтов. Поэтому если денежную политику рассматривать вне всякой связи с производственной, инвестиционной и банковской политикой, то вряд ли такой анализ окажется достаточно объективным.

1. ДО РЕФОРМЫ

После прихода к власти Горбачева и начала либеральных реформ независимость Эстонии стала гораздо более реальной целью, чем в прошлые годы. Впервые вопрос о суверенитете республики был поднят в 1987 году в одной из тартуских газет, а уже весной 1988 года правительство Эстонской ССР сформировало рабочую группу, целью которой была разработка программы экономической самостоятельности [1,c.3]. И хотя союзные власти резко осудили происходящее в Эстонии, существенного сопротивления переменам оказано не было.

Все в республике прекрасно понимали, что политическая независимость не возможна без экономической самостоятельности. Так появилась IME-программа республиканского хозрасчета. И хотя ей не суждено было воплотиться в жизнь, именно отсюда началась дискуссия о путях эстонской экономики и о перспективе введения собственной валюты, призванной устранить инфляционное воздействие с востока (большей частью в виде скрытой инфляции), гарантировать эквивалентный обмен, основанный на спросе ипредложении, преодолеть назревавший кризис наличности.

Впрочем, единого мнения по поводу собственных денег в то время не было: все были едины во мнении, что рубль не является полноценной валютой, но в вопросе о том, что должно прийти ему на смену, имелись значительные разногласия.

Некоторые экономисты предлагали перед проведением денежной реформы ввести систему платежных чеков [1,c.4], призванных защитить внутренний рынок более благополучной в экономическом смысле Эстонии от покупателей из России и других республик (впоследствии такую систему избрали Украина, Грузия и др.). Достоинством этого пути было то, что в случае успеха введение кроны было бы гораздо менее рискованным, а в случае неудачи оставалась бы еще одна попытка. Однако, такой вариант не решал многих существенных проблем (в частности, вопрос конвертируемости чека и доверия к нему вызывал вполне обоснованные сомнения), поэтому так и остался на бумаге.

Другим вариантом был выпуск в обращение, наряду с инфляционным советским рублем, конвертируемого рубля, которым предполагалось выдавать часть зарплаты. Подобная система имела место в Советском Союзе во времена НЭП-а, когда одновременно были в обращении и совзнак, и обеспеченный золотом червонец [1, c.4]. Модификацией этого плана было введение параллельного обращения рубля и кроны, однако в условиях нестабильности этот план не гарантировал устойчивость кроны.

В 1989 году было предложено выпустить в обращение параллельно в качестве официальных платежных средств крону и финскую марку (по курсу 1:1). Подобная ситуация имела место после провозглашения Эстонской республики в 1918 году [1,c.5]. Однако, не будем забывать: в 89-м году Эстония входила в состав СССР, где никто не отменял статью за нарушение правил о валютных операциях. Кроме того, хоть марки и ходили в то время в Эстонии в большом количестве, для нужд государственной денежной системы это была капля в море.

В 1990 года один из экономистов пошел еще дальше и предложил использовать финскую марку как единственное законное платежное средство [1, c.5]. И хотя это предложение не было лишено остроумия, его воплощение представлялось весьма сомнительным. Даже если предоложить, что самостоятельное регулирование денежной эмисии-это роскошь, без которой Эстония в то время вполне могла обойтись, при этом варианте все же остаются нерешенными некоторые серьезные проблемы. Валютный резерв республики находился в то время за границей, просто так никто бы Эстонии марок не дал, а заработать их самим в условиях централизованного регулирования экспорта и закрытых границ было весьма затруднительно.

Весьма интересным было предложение международной группы, предполагавшее взятие кредита в размере 600 млн. шведских крон, которые должны были стать покрытием кроны, и наделить исключительным правом эмиссии валютный совет из 3 шведских и 2 эстонских представителей. Однако, этот проект не нашел поддержки в правительстве и встретил противодействие Банка Эстонии, который был устранен из системы регулирования денежного обращения. Кроме того некоторые экономисты считали что сумма займа является недостаточной [1, c. 5-6]. Немаловажным был и вопрос залога.

Как мы видим, эти варианты были слишком радикальны для союзной республики, но не отвечали многим требованиям, предъявляемым к валюте независимого государства. И после того, как в апреле 1990 года был объявлен переходный период к восстановлению независимости, выбор был окончательно сделан в пользу полноценной национальной валюты. В июле того же года Банк Эстонии создал рабочую группу по подготовке реформы [1, c.6].


Информация о работе «Эстония»
Раздел: География
Количество знаков с пробелами: 46030
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
47792
2
21

... отсутствует механизм взаимоотношений между двумя государствами. Россия отказывается признать Тартуский мирный договор, рассматривая в качестве единственной основы договор 1991 года . Сейчас отношения Эстонии с Россией остаются очень нестабильными, хотя в последнее время наметилась устойчивая тенденция к их улучшения. На сегодняшний день экономические контакты осуществляются на региональных и ...

Скачать
79566
0
1

... 1919 года, а первое заседание прошло 24 апреля 1919 года. Вскоре Великобритания, Франция и Италия признали независимость Эстонии de facto. 5 июня прекратило деятельность правительство Эстляндской трудовой коммуны. Важным событием 1919 года в истории борьбы за независимость стала победа эстонских подразделений под командованием генерала Лайдонера над отрядами Прибалтийского ландесвера, происшедшая ...

Скачать
138541
0
0

... класса!» Съезд открыл от имени Временного Центросовета – А. Хансен. Он выступил с докладом об экономических и политических задачах профсоюзов. Съезд твердо стал на позиции революционной классовой борьбы, одобрил требования ЕФТ и принял решение о вступлении в Красный интернационал профсоюзов (Профинтерн). Съезд создал новый Всеэстонский профсоюзный орган – Центросовет Всеэстонского союза ...

Скачать
73283
0
1

... , а новобранцы строем маршировали под одобрение и на радость старым бойцам. Тем временем, угас «вечный огонь» на Тынисмяги у памятника павшим за освобождение Эстонии, а на Тоомпеа принимались законы, грубо ущемляющие права и достоинства русскоговорящих жителей. Одним из ярчайших примеров может служить «Закон об иностранцах», вринятый 8 июля 1993 года, где иностранцем признаётся «лицо, являющееся ...

0 комментариев


Наверх