Введение

Творчество Фидия - вершина греческой классики. Время, в которое жил и творил Фидий, благодаря расцвету культуры, искусства вошло в историю под названием "Золотого века". Произведения великого скульптора привлекают подлинно эпической силой и жизнеутверждающим гуманизмом. В них с необычайной выразительностью звучит характерная для его эпохи мысль о величии человека-гражданина, в котором физическая красота и нравственная доблесть слиты воедино. Духом просвещенной Эллады был рожден культ идеального тела.

Обращаясь к традиционным религиозным образам, Фидий предавал им гуманистический смысл, созвучный настроениям своей эпохи. Недаром греки называли его "творцом богов". Яркая индивидуальность Фидия сказалась и в том, что он сумел придавать обликам богов выражение доброты и глубокой человечности, что делало их близкими и понятными его современникам.

А так же впервые в скульптурных композициях, рубцом гениального скульптора, были высечены события реальной жизни Афин, явление небывалое в истории греческого зодчества.


1.  Первые творения Фидия (скульптурная композиция в дельфийском храме Аполлона, Афина – Промахос)

Фидий, сын Хармида - гениальный греческий скульптор V века до н.э., в творчестве которого наиболее ярко выраженные эстетические идеалы афинской рабовладельческой демократии поры ее высочайшего рассвета. Фидий родился в Афинах между 500 и 480 г.г. до нашей эры. Первым его учителем был скульптор Гегий, дальнейшее художественное образование он получил в мастерской Пелопоннесского мастера Агелада, у которого, учились также Мирон и Поликлет. Работая у Агелада, Фидий в совершенстве овладел искусством бронзового литья. Детство и юность скульптора прошли в годы Греко-персидских войн, и почти всю жизнь он посвятил созданию памятников, прославляющих победы греческого народа над персами. Как художник и гражданин Фидий формировался в атмосфере политического подъема, вызванного победами городов Эллады над полчищами завоевателей. Уже ранние его произведения говорят, что скульптура вдохновляла гордая мысль о героическом подвиге родного города, возглавившего борьбу против персидского нашествия. Между 465 и 460 годами до н.э. Фидий отлил бронзовую скульптурную группу из тринадцати фигур, которую афиняне посвятили в дельфийский храм Аполлона. Рядом с изображениями богов и мифологических героев, мастер поместил статую полководца Мильтиада, командовавшего афинскими войсками в битве при Марафоне. Духом просвещенной Эллады был рожден культ идеального тела. Юноши тех времен стремились походить на статуи, изваянные скульптором.

Афина - Промахос

Мощь и величие Афин, "прекраснейшего из городов Эллады", прославляла и бронзовая фигура Афины, созданная Фидием в 465-455 годы до н.э. для Афинского акрополя. В 480-479 годах до н.э. персы захватили Афины, разграбили и сожгли святыни города, в том числе и храмы на вершине Акрополя. Их развалины долго сохранялись как память о нашествии врага. И первым памятником воздвигнутым среди этих руин стала Афина – Воительница (Промахос) Фидия. Она стояла на площади между пропилеями и Парфеноном. Ее воспринимали как символ возрождения города, его мощи и непримиримости к врагам. Суровая и грозная богиня правой рукой опиралась на копье, а левой держала щит. Ее голову увенчивал шлем, ниспадающие складки одежды подчеркивали монументальное величие фигуры.

Девятиметровая статуя Афины была хорошо видна со всех концов города, и даже с моря путешественники замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема. В XIII веке статую уничтожили в Константинополе (куда ее перевез один из правителей Восточно-Римской империи) суеверные рыцари - крестоносцы.

2.  Афина - "Лемниянка"

На Акрополе стояли и две другие бронзовые скульптуры Фидия – Аполлон, воздвигнутый в 460-450 годах до н.э., чтобы почтить бога за избавление города от нашествия саранчи, и Афина, которую около 450 года до н.э. посвятили родному городу граждане, переселившиеся на остров Лемнос.

Здесь Афина предстает не как дева-воительница, грозная дочь Зевса, а уже как покровительница искусств и домашнего очага, державшая свой шлем в руке, но еще не оставившая копья. Лемниянка, стоящая на открытом месте, женственна, подвижна; поворот ее головы, свободное движение рук создают впечатление гибкой живой фигуры. Особенно замечательна ее голова с мягким овалом и со свободной трактовкой волнистых волос, перехваченных лентой. Ее лицо светиться добротой и покоем. По описаниям современников, Фидий не стремился передавать порыв, бурное движение. Его статуи построены на строгой уравновешенности всех частей тела, величавы, полны божественного спокойствия, одухотворенности и доброжелательства к людям.

Обращаясь к традиционным религиозным образам, Фидий предавал им гуманистический смысл, созвучный настроениям своей эпохи. Недаром греки называли его "творцом богов" по богатству и разносторонности Фидия можно сопоставить с величайшими мастерами эпохи Возрождения. Он пробовал свои силы в различных видах скульптуры, и ему в равной мере были подвластны любые материалы. К сожалению, почти все работы Фидия погибли, и судить о них можно лишь по описаниям древних авторов и найденным останкам.

По реплике торса, находящегося в Дрездене, и по голове из Болонского музея удалось воссоздать Афину Лемнию. Идеалом прекрасных форм называли ее в древности.

3.Зевс Олимпийский

Подлинную славу и широчайшую известность скульптору принесла колоссальная статуя бога-громовержца Зевса, исполненная для храма в Олимпии около 448года до н.э. Она достигала тринадцати метров в высоту.

Фидий статую из золота и слоновой кости - хризоэлефантийная техника ("хризос"- золото, "элефант"- слон) она заключалась в том , что из сухого, выдержанного дерева тщательно вырезалась заготовка- основа будущей статуи. Затем все обнаженные части фигуры покрывались пластинками подкрашенной слоновой кости, которые тщательно пригонялись и полировались, а все остальное покрывалось чеканкой из листов золота. К началу работы Фидия над статуей храм был уже построен. Это усложнило задачу создания статуи, учитывая ее огромные размеры. Чтобы не ошибиться и сделать такую статую соразмерно с храмом, Фидий часть мастерской сделал такой же высоты, как и помещение храма.

"Отец богов и людей" восседал на великолепном троне из редких пород дерева и инкрустирован золотом, слоновой костью, драгоценными камнями и эбеновым деревом. Трон украшали барельефы богов, выполненные из золота, и изумительные резные медальоны из слоновой кости, изображающие сцены и эпизоды из Олимпийских игр, а так же немало сюжетов эллинской мифологии и фигуры вполне реальных людей, в частности, своего любимца мальчика Пантарка, ставшего победителем на 86-х олимпийских играх в борьбе среди самых младших мальчиков. Низкий пьедестал трона был сделан из темно-синего камня, а пол перед статуей был выложен черным мрамором. Это черное пространство окаймляла чуть приподнятая полоса паросского мрамора, образовывая возле трона небольшое прямоугольное выделение. В него стекало оливковое масло, которым поливали, и протирали статую, чтобы уберечь ее от сырости, приносимой болотистым воздухом Альтиса. Легко вообразить, как эффектно выглядела статуя из слоновой кости и сверкающего золота на фоне черного мрамора.

Обнаженная до пояса фигура Зевса и его голова были выточены из слоновой кости. Струящиеся волосы и борода оттеняли его спокойное, прекрасное лицо и были изваяны из золота. Голову статуи украшал золотой венок в виде оливковых ветвей – знак миролюбия грозного бога. Ниспадающий с левого плеча золотой плащ покрывали чеканные изображения полевых лилий, звезд и животных. Плащ свободными складками спадал на колени. Ноги Зевса, одетые в сандалии, покоились на скамеечке, поддерживаемой по краям золотыми львами. На ней едва проглядывалась надпись: "Афинянин Фидий, сын Хармида, сделал меня". В правой руке он держал золотую крылатую богиню победы Нику, в левой – скипетр, на котором сидел орел.

Много забот Фидию доставило освещение Зевса. Окон в греческих храмах не делалось. Света, проходящего через предхрамие в храм, оказалось слишком мало, и лицо Зевса, находящееся под самым потолком, тонуло в мраке. И это затруднение он решил со свойственной ему гениальностью. Он сделал в потолке храма, перед статуей, прямоугольный проем, через который проходил свет, проникающий сквозь тонкие мраморные плитки кровли. Сдержанный, рассеянный свет спокойно и ровно озарял правильные черты лица Зевса, усиливая выражение покоя и доброжелательности.

Яркая индивидуальность Фидия сказалась и в том, что он сумел придать облику Зевса выражение доброты и глубокой человечности. Казалось, что перед вами находиться не статуя Зевса, а само божество в образе человека- человека огромного, могучего и живого. И прежде всего приковывал к себе необыкновенно одухотворенный и живой лик Зевса, излучавшего благосклонность и полное, беспредельное спокойствие.

Античные писатели подчеркивали силу впечатления производимого статуей: оратор Цицерон видел в ней воплощение высшей красоты, а ученый Плиний назвал ее несравненным шедевром, философ Эпиктет сказал о ней взволнованные слова: "Ступайте в Олимпию, чтобы увидеть бессмертное создания Фидия! Великое несчастье умереть, не увидев подобного чуда". Статуя казалась живой. По словам самого Фидия, величие образа Зевса открылось ем из описания громовержца в гомеровской "Илиаде". Античный поэт I века Филипп Фессалоникский, потрясенный изумительной красотой статуи, писал:

"Бог ли на землю сошел и явил тебе, Фидий, свой образ,

Или на небо ты сам, бога чтоб видеть, взошел?"

Скульптуру Зевса Олимпийского в древности ценили выше всех творений греческого искусства, она просуществовала почти тысячу лет, однако и ее постигла печальная участь: в V веке до н.э. Византийский император Феодосий II повелел разрушить и сжечь храмы Олимпии. По его приказу были варварски разбиты и уничтожены все статуи, украшавшие храмы и священный участок Альтис. По велению царя статуя Зевса была перевезена в Византию. И там сгорела дотла в бушующем пожаре, уничтожившего до основания царский дворец.

Голову статуй Зевса – олимпийского воспроизвел в гемме римский резчик Гилл при императоре Августе, а общую композицию повторяет колоссальная статуя найденная в Кастель-Гондольфо, так же изображения прославленного фидиевского Зевса встречаются на монетах- и это, к сожалению, все что осталось от величественной колоссальной скульптуры Фидия. Ни одна из его монументальных статуй богов не сохранилась. Впрочем, такая судьба постигла не только Фидия. За редкими исключениями древнегреческая пластика безвозвратно потеряна. Великую греческую пластику мы знаем в основном по римским копиям. Статуи породившие великую славу Фидия, были колоссальных размеров, и снять с них копии оказалось невозможным. Что же касается произведений не столь значительных по размерам, то им повезло больше. Некоторые из этих копий дошли до нашего времени. В так называемом Анадумене Фарнезе из Британского музея в Лондоне был "узнан" Атлет-победитель, единственно достоверная статуя Фидия на спортивную тему. Известны римские копий скульптур Диметры и коры, некогда украшавшие одну из площадей Акрополя.

Завершив работу над статуей Зевса, Фидий вернулся в родной город. В это время во главе Афин стоял Перикл. Умный и опытный государственный деятель, блестящий оратор и талантливый полководец, он пользовался всеобщим уважением и непоколебимым авторитетом. Уже в 456 году до н.э. когда казну Афинского морского союза переместили с острова Делос в Афины, по инициативе Перикла было принято решение ежегодно откладывать в казну богини одну шестидесятую часть взносов, которые платили союзные города. Собранные таким образом средства Перикл использовал для строительства и украшения своего города, воспетого поэтами "фиалковенчаных Афин" который назвали школой Эллады. В 449 году Перикл нес на обсуждения народного собрания проект реконструкции Афинского акрополя. Он замыслил превратить крепость города, где находились главные его святыни, в памятник славы и величия Афин. Непосредственное осуществление этого плана Перикл поручил Фидию. Трудно было сделать более удачный выбор. Выдающегося политического деятеля афинской демократии и гениального скульптора связывали и личная дружба и духовное единство. Оба они принадлежали к одному интеллектуальному кругу. В доме Аспасии, жены Перикла, одаренной и разносторонне образованной женщины, бывали поэт Софокл и архитектор Гипподам, "отец истории" Геродот, знаменитые философы Анаксогор и Протагор. Общение с ними оказало благотворное влияние на Фидия, в лице которого Перикл нашел достойного исполнителя своих грандиозных замыслов.


Информация о работе «Образ бога в творчестве Фидия»
Раздел: Культура и искусство
Количество знаков с пробелами: 27553
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
49113
0
0

... . Этот год традиционно считается концом Древнего мира, античности, началом Средневековья. Так отошла в историю Римская империя и ее культура. Однако ее культурное наследие не погибло. Оно и по сей день является существенным ингредиентом западной культуры [5]. 2. Образ человека в культуре Древней Греции Яркой чертой греческой культуры является антропоцентризм. Именно в Афинах философ ...

Скачать
82473
0
0

... с VII века до н. э. постепенно вырабатывается этический и эстетический идеал свободного грека: «физически развитый, гармонично сложенный, спокойный уверенный в себе атлет-воин»[[143]]. «Пафос греческой скульптуры состоял в раскрытии всей красоты образа прекрасного человека, воплощенного в благородном мраморе или бронзе»[[144]]. И каждый скульптор решал эту проблему по-своему, стремясь добиться ...

Скачать
375715
0
0

... учебные пособия: Культурология. Учеб. для студ. техн. Вузов. // Колл. авт.; Под ред. Н.Г. Багдасарьяна. - М.: Высшая школа, 1998. - 511 с. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. - М.: Гардарика, 1997. - 344 с. Полищук В.И. Культурология. Учебное пособие. - М.: Гардарика, 1998. Силичев Д.А. Учеб. пособие для вузов. - М.: Издательство «Приор», 1998. - 352 с. ВВЕДЕНИЕ В КУЛЬТУРОЛОГИЮ Понятие ...

Скачать
55659
0
8

... равенства образа человека образам божеств Олимпа. Направление, представленное в искусстве скульптуры второй половины 5 в. до н.э. Фидием и всей аттической школой, им возглавляемой, занимало ведущее место в искусстве высокой классики. Оно наиболее полно и последовательно выражало передовые художественные идеи эпохи. Фидий и аттическая школа создали искусство, синтезирующее все то прогрессивное, ...

0 комментариев


Наверх