Восстания в лагерях 1953-1954 гг. и крушение ГУЛАГа

 

Советские люди по праву гордились своей победой в войне. Многие рассчитывали, что в послевоенном мире ничто не будет унижать их человеческого достоинства, граждане страны смогут говорить то, что думают, жить по-своему. Однако сталинский режим использовал победу не в своих интересах. Официальная пропаганда внушала людям мысль о том, что война была выиграна только благодаря гению «величайшего полководца» и партийному руководству.

В послевоенное время, как и прежде, преследовалось инакомыслие. Производились аресты, людей направляли в многочисленные лагеря, где они гибли.

Были репрессированы многие: военные маршалы, члены Политбюро, врачи, обвиненные в покушениях на высшее руководство страны и многие другие люди, как имеющие отношение к власти, так и простые граждане.

Были развязаны идеологические кампании против известных писателей (А. А. Ахматова, М. М. Зощенко и др.), композиторов (Д. Д. Шостакович и др.), ученых (биологов – генетиков, кибернетиков и др.). Многих деятелей науки и искусства обвиняли в космополитизме, т.е. в отсутствии патриотизма и преклонении перед «гнилой» западной культурой.

Одним из последних процессов стало «дело врачей» 1953 г., обвиненных в неверном лечении высшего руководства, повлекшем смерть ряда некоторых видных деятелей.

Система ГУЛАГа своего апогея достигла именно в послевоенные годы. Потому что к сидевшим там с середины 30-х гг. «врагам народа» добавились еще миллионы новых. Один из первых ударов пришелся по военнопленным. Большинство из них (около 2 млн.) после освобождения из фашистской неволи были направлены в сибирские и ухтинские лагеря ГУЛАГа.

Туда же были сосланы и «чуждые элементы» из прибалтийских республик, Западной Украины, Белоруссии. По различным данным, в эти годы численность людей, находившихся в ГУЛАГе, составляло от 4,5 до 12 млн. человек.

Были созданы лагеря «специального режима» для осужденных за «антисоветскую деятельность», «контрреволюционные акты», в которых использовались особо изощренные и тяжелые методы воздействия на заключенных.

Не желая мириться со своим положением, многие политические заключенные в ряде лагерей поднимали восстания, которые проходили порой под политическими лозунгами.

Особые лагеря были созданы после войны. В них направляли осужденных за «шпионаж», «диверсии», «террор», за участие в «антисоветских организациях и группах» – иными словами, бывшие военнопленные и участники национальных повстанческих движений на Украине и в Прибалтике. Все они были осуждены на длительные сроки (от 10 до 25 лет), все имели опыт вооруженной борьбы. Именно с их приходом в ГУЛАГе начинается активное сопротивление заключенных: групповые побеги, восстания, голодовки и отказы от работы. В 1946–1952 гг. серия восстаний прокатилась по лагерям от Коми АССР до Дальнего Востока. Особые лагеря были построены также и для того, чтобы изолировать наиболее активных заключенных и создать для них смертельные, невыносимые условия.

Итак, вскоре после похорон Сталина Берия с Маленковым выступили с позиции либерализации режима. По инициативе Берии было сделано следующее:

1) принят указ об амнистии — освобождено 1 млн. 184 тыс. человек;

2) прекращено «дело врачей»;

3) ГУЛАГ передан Министерству юстиции;

4) внесено предложение об ограничении прав Особого совещания при МВД и др.

Между тем, сама ситуация в стране требовала решительных действий.

Большим источником социальной напряжённости были зона подневольного труда в системе ГУЛАГ.

У узников ГУЛАГа после смерти Сталина и ареста Берии пробудились надежды на амнистию и реабилитацию, вызвавшие мощную волну восстаний и беспорядков в лагерях в 1953-1954 гг.

Самые массовые произошли весной - летом 1953 г. в Горлаге и Речлаге (Воркута). В апреле–июне 1954 г. восстали заключенные Степлага (Казахстан). В выступлениях принимали участие почти все категории заключенных, к протестам политических присоединились уголовники. В мятежных лагерях создавались органы самоуправления – комитеты, чаще всего интернациональные.

Пиком лагерных «беспорядков», охвативших ГУЛАГ в 1953— 1954 гг., стало движение сопротивления в Особых лагерях — Речном (на р. Воркуте), Горном (в Норильске), Степном (Кенгир, в Карагандинской области Казахской ССР) и некоторых других. В этих лагерях были сконцентрированы политические, осужденные по 58-й статье. Впервые за всю историю ГУЛАГа заключенные требовали не улучшения условий содержания, а свободы. Восставшие не пытались бежать, как это делалось до 1953 г., но оставались в лагерях, добиваясь приезда правительственных комиссий из Москвы.

Требования во всех лагерях были схожи: отменить особый и каторжный режимы содержания, ввести оплату труда, восстановить «зачеты» – практику досрочного освобождения за «ударную работу», отменить номера на одежде, снять ограничения на переписку с родственниками. Но в некоторых случаях выдвигались и политические требования: пересмотреть дела политзаключенных и распространить на них амнистию, прекратить произвол администрации, наказать виновных. С помощью листовок и плакатов повстанцы пытались разъяснить цели восстания солдатам охраны и окрестным жителям.

1) Восстание в Речном лагере (Воркута)

Работа всех угледобывающих шахт, которые были расположены в районе Воркуты, с начала их действия строилась исключительно на принудительном труде различных заключенных ГУЛАГа. В 1939 году всего в Воркуте содержалось 8 тысяч заключенных. В 1946 году – 62,7 тысяч. В июле 1955 году – 56 тысяч. Охрана воркутинских лагерей в значительной мере была укомплектована самими бывшими заключенными.

Все начиналось с того, что смены проходчиков горных выработок отказывались спускаться в шахту.

Лагерное начальство не на шутку всполошилось. Арестовав около сотни человек, они выводили их под конвоем за зону. Вскоре выяснилось, что проходчиков, отказавшихся спуститься в забой, среди арестованных было немного. Попали же в руки начальства люди, не имеющие к забастовке никакого отношения.

В Речлаге лагерных отделений было 17. Восстали 6 отделений: первое, второе, третье, шестое, десятое, тринадцатое. В них содержалось около 16 тысяч заключенных. Еще в июне группы рабочих стали отказываться от выхода на работу. В конце июня на шахте «Капитальная» нашли листовки с призывами: «Не давать угля!», «Свободу заключенным!». Везде: в шахтах, на вагонетках, выходящих из шахты на поверхность, появлялись надписи типа «Не давать угля, пока не будет амнистии».

19 июля во втором лаготделении отказались выйти на работу 350 человек. Они потребовали прибытия к ним начальника Управления лагеря и прокурора. А на месте заявили им о недоверии, потребовав приезда в Воркуту представителей правительства страны и ЦК КПСС. 22-23 июля отказались выйти на работу сначала 1500, а затем уже 3000 человек. Множились листовки, подписанные «комитетом действия». 24 июля во всех лаготделениях прозвучало объявление о ряде льгот для заключенных. В частности, о введении 9-часового рабочего дня, о снятии номеров с одежды, о разрешении свиданий и переписки с родными, об увеличении выдачи денег с лицевых счетов. Но заключенные, наученные горьким опытом, обещаниям не верили. 25 июля бастовали уже 8700 человек.

События набирали оборот. 26 июля заключенные третьего отделения напали на штрафной изолятор и освободили 77 человек. Тогда же прозвучали первые выстрелы. Охрана штрафного изолятора убила двоих нападавших и ранила еще двоих. В восставших отделениях создавались штабы. Известно, что во втором лаготделении такой штаб возглавил бывший капитан польской армии Кендзерский, осужденный по 58 статье на 15 лет.

Ситуация грозила выйти из-под контроля. В Воркуту прибыла комиссия МВД СССР во главе с генералом армии И.И.Масленниковым.

Восставшие летом 1953 г. горняки Воркуты выдвинули лозунг: «Уголь — Родине, нам — свободу!» В женском лагерном отделении забастовка началась под лозунгом «Свободу народам и человеку!» В каторжном отделении наряду с плакатом «Требуем уважения прав человека!» были вывешены и более радикальные: «Долой тюрьмы и лагеря!», «Требуем возвратить нас к нашим семьям.

30 июля, уже в разгар работы комиссии, в 10 лаготделении большая группа рабочих вновь отказалась спуститься в шахту. Тогда же опера совместно с администрацией лагеря выработали план по выявлению и взятию под стражу организаторов и активных участников забастовок.

1 августа около четырехсот заключенных организовали на территории жилой зоны сплошной заслон. На их подавление были брошены 50 надзирателей. Увидев их, заключенные бросились ломать забор и, вооружившись кольями и досками, стали вытеснять надзирателей. Невольники попытались взять штурмом и ворота, за которыми было выставлено оцепление из вооруженных солдат и офицеров. Там же находились прибывшие из Москвы генералы и полковники.

Из заранее подготовленной пожарной автомашины на передние ряды восставших направили струи воды. Но заключенным удалось вырвать шланг и разрезать его. До выходных ворот оставалось пять метров. Последовал приказ открыть огонь на поражение.

Члены московской комиссии в действиях охраны лагеря ошибок не усмотрели. Применение оружия против безоружных людей было признано правомерным.


Информация о работе «Восстания в лагерях 1953-1954 гг. и крушение ГУЛАГа»
Раздел: История
Количество знаков с пробелами: 18909
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Похожие работы

Скачать
121078
0
0

... брался как основополагающий и принцип сравнительного изучения, с соблюдением проблемно-хронологической последовательности. Целью дипломной работы является исследование взаимосвязи сталинизма и системы ГУЛАГа в СССР в 30-е – начале 50-х гг. XX в. Именно данное направление, несмотря на наличие публикаций по каждому из отмеченных аспектов, остается не изученным в качестве самостоятельной проблемы. ...

Скачать
524386
0
0

... развития с деспотической властью, облеченную лишь в новую одежду. Преодолеть свойственный для страны традиционализм, развиваться по демократическому пути не удалось. Подтвердилось выдвинутое историками положение об истории России как движении по кругу вместо линейного развития. Контрольные вопросы: 1. Объясните сущность двоевластия. 2. Каков был расклад политических сил и каковы альтернативы ...

Скачать
131935
0
0

... средств из аграрного сектора в промышленный (отсюда, например, беспрецедентное повышение налогов на крестьянство в по­слевоенный период)   1.2       Восстановление промышленности, перевооружение армии. Восстановление промышленности проходило в очень тяжелых условиях. В первые послевоенные годы труд советских людей мало чем отличался от военной чрезвычайщины. Постоянная нехватка продуктов ( ...

Скачать
225455
0
0

... », 1974). Во взлетах и в падениях он видит за железной волей маршала слабость, которая проявилась во вполне человеческой склонности к компромиссам. И здесь — продолжение самой важной темы творчества Солженицына, начатой еще в «Одном дне Ивана Денисовича» и достигшей кульминации в «Архипелаге ГУЛаге»: эта тема связана с исследованием границы компромисса, которую должен знать человек, желающий не ...

0 комментариев


Наверх